Внеклассное мероприятие по литературе "Своя игра" (по творчеству Н.Гоголя)

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Краткая аннотация. Разработка представляет собой урок, который проводится после изучения поэмы “Мертвые души” в 9 классе.

Учебный предмет: литература.

Уровень образования школьников. Для участия в игре требуются знания, полученные на уроках литературы при изучении творчества Н.В.Гоголя.

Форма учебной работы: урочная.

Полное описание разработки.

Приобретаемые навыки. В ходе игры учащиеся приобретают навыки общения, навыки поведения в затруднительной ситуации, активизируется долговременная память, активность учащихся, способность переключать внимание с одного учебного предмета на другой. Повышается эрудиция игроков.

Особенности роли учителя. Роль учителя заключается в подготовке вопросов викторины и компьютерной презентации по этим вопросам. Велика роль учителя в эмоциональном настрое детей на игру, который необходим, чтобы мероприятие прошло интересно, задорно, дало положительный эмоциональный заряд учащимся.

Технологические особенности. Для проведения игры необходимо следующее оборудование: компьютер и проектор, компьютерная презентация “Своя игра”, карточки с цифрами для подсчета баллов.

Организация работы.

Организация подготовки к игре. Необходимо подготовить по 20 вопросов для каждого тура. Вопросы разделить на четыре уровня сложности: стоимостью 5, 10, 15 и 20 баллов для синего тура и 10, 20, 30 и 40 баллов для красного тура. Внести составленные вопросы и ответы в компьютерную презентацию. Участники игры (а это весь класс) предупреждаются о мероприятии еще в начале учебного года. Непосредственно перед уроком класс делится на 3 команды (по рядам). Компьютерной презентацией управляет сам учитель, подсчет баллов осуществляет счетная комиссия.

Цели игры:

учебная – совершенствование, обобщение и закрепление знаний учащихся по литературе;

развивающая – развитие мышления, памяти, внимательности;

воспитательная – развитие познавательного интереса, воспитание культуры общения.

Задачи игры.

Повторение и обобщение знаний.

Формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира.

Формирование учебных и культурных навыков работы с информацией.

Формирование умений и навыков, которые носят в современных условиях научный, интеллектуальный характер.

Ход игры

1. Начало игры

Учитель:

- Здравствуйте, ребята и взрослые!

Сегодня мы проводим викторину “Своя игра!”.

Цель игры – популяризация знаний по литературе. Игра проходит среди учащихся 9 класса. Сегодня мы проверяем свои знания. Победители будут награждены оценками “5” за I место, оценками “4” за II место.

- Внимание! Ознакомимся с правилами игры!

Правила игры.

Класс делится на три команды (по рядам). Побеждает та, которая набирает наибольшее количество очков. Игра состоит из трех туров: синий, красный, “Своя игра”. Итак, игроки готовы. Зрителей прошу не выкрикивать, не подсказывать, так как в этом случае ответ засчитан не будет, и баллы будут сняты.

Первый - синий тур

Игрокам предложено 5 тем, которые включают в себя 20 вопросов по 4 в каждом. Вопросы оценены баллами от 5 до 20, в зависимости от сложности. Игроки выбирают тему, затем вопрос. Ведущий задает вопрос, отвечает на него тот, кто первым поднимет руку. Если ответ правильный, то игрок получает очки соответственно номиналу вопроса. Если ответ неправильный, то очки вычитаются из суммы, набранной игроком. Право выбора вопроса переходит к игроку, правильно ответившему на вопрос. Если ответ неверен, то тему выбирает следующий игрок. Тур может длиться либо определенное время (15-20 минут), либо пока все вопросы не будут исчерпаны.

Вопросы первого тура

Биография писателя.

5 Где и когда родился Н.В.Гоголь? /Н.В.Гоголь родился на Украине

20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии./

10 Каким псевдонимом подписывал Н.В.Гоголь свои первые произведения? /Алов/

15 Какую науку преподавал Н.В.Гоголь в Петербургском университете?

/Гоголь был адъюнкт-профессором на кафедре всеобщей истории

С.-Петербургского университета, читал курс лекций по истории средних веков./

20 Назовите авторов памятников Гоголя в Москве. /Н.А.Андреев, Н.В.Томский/

Узнай текст.

5 “…да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!” /Повесть “Тарас Бульба”/

10 “Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе… Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа” /Поэма “Мертвые души”/

15 “Но что, если он в самом деле ушел с намерением никогда не возвращаться в село?... Он же так любил ее!...” /Повесть “Ночь пред Рождеством”/

20 “Благое дело изволили предпринять. Ведь вот относительно дороги: говорят, с одной стороны, неприятности насчет задержки лошадей, а ведь, с другой стороны, развлеченье для ума”. /Комедия “Ревизор”/

Узнай героя

5 Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове…/Хлестаков. Комедия “Ревизор”/

10 “…ни хороша, ни дурна собою… Однако ж она так умела причаровать к себе самых степенных козаков, что к ней хаживали… И, к чести ее сказать, она умела искусно обходиться с ними.” /Солоха. Повесть “Ночь перед Рождеством”/

15 “Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бекенбардами”. /Ноздрев. Поэма “Мертвые души”/

20 “Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлоба… Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва.” /Сыновья Тараса Бульбы Осип и Андрий. Повесть “Тарас Бульба”/

Чьи слова?

5 “Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж, скажешь только кухарке: “На, Маврушка, шинель…”.” /Хлестаков. Комедия “Ревизор”/

10 “Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей!” /Тарас Бульба. Повесть “Тарас Бульба”/

15 “Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души; а у меня что ядреный орех, все на подбор…” /Собакевич. Поэма “Мертвые души”/

20 “Ну вот, уж целый час дожидаемся, а все ты со своим глупым жеманством: совершенно оделась, нет, еще нужно копаться…” /Анна Андреевна. Комедия “Ревизор”/

Гоголь и театр.

5 На сюжет какого произведения Гоголя написал оперу “Черевички” П.И.Чайковский? /“Ночь перед Рождеством”/

10 В каком театре впервые была поставлена комедия “Ревизор”? /В Петербурге, 19 апреля 1836 г. в Александрийском театре./

15 Какую женскую роль играл Гоголь в ученическом театре? /Роль Простаковой в комедии Д.И.Фонвизина “Недоросль”/

20 Кто из русских композиторов написал оперу по повести Гоголя “Сорочинская ярмарка”? /М.П.Мусоргский/

Второй - красный тур

Он построен по тому же принципу, что и первый. Но стоимость вопросов (номинал) увеличена в два раза (от 10 до 40).

Вопросы второго тура

Н.В.Гоголь “Заколдованное место”

10 Какой подзаголовок имеет повесть Н.В.Гоголя “Заколдованное место”? /быль, рассказанная дьячком ???ской церкви/.

20 Кто такие чумаки? /обозники, едущие в Крым за солью и рыбой/.

30 Как звали деда? /деда звали Максимом/.

40 Как еще в повести Н.В.Гоголя называется “заколдованное место”? /существуют текстовые синонимы: “проклятое место”, “дьявольское место”/.

Н.В.Гоголь “Ночь перед Рождеством”

10 Куда прятала ведьма звезда? /В рукав/

20 Почему “одна только” ночь оставалась черту “шататься на белом свете”? /Потому что эта ночь была перед Рождеством, ночь хаоса перед воцарением порядка на земле./

30 Как Вакуле удалось усмирить черта? /“Постой, голубчик! – закричал кузнец, - а вот это как тебе покажется? – при сем слове он сотворил крест, и черт сделался тих, как ягненок…”/

40 Что делает Пузатый Пацюк в тот момент, когда Вакула появился на пороге его дома? /Ест галушки, потом – вареники./

Н.В.Гоголь “Тарас Бульба”

10 Что такое люлька? /Курительная трубка/

20 О ком из братьев идет речь? “Он … кипел жаждой подвига, но душа его была доступна и другим чувствам”. /Андрий/

30 Как называется сборник, в который вошла повесть “Тарас Бульба”? /“Миргород”/

40 Какая картина напоминает нам повесть Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”?

Кто ее автор? /И.Е.Репин “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”/

Н.В.Гоголь “Ревизор”

10 Кто подсказал Н.В.Гоголю сюжет комедии “Ревизор”? /А.С.Пушкин/

20 Какую поговорку взял Н.В.Гоголь эпиграфом к комедии “Ревизор”? /“На зеркало неча пенять, коли рожа крива”/

30 В каких отношениях, по словам Хлестакова, он находится с А.С.Пушкиным? /“… с Пушкиным на дружеской ноге”/

40 Где находится город, в котором происходят события комедии? /Город находится где-то между Пензой и Саратовом. Хлестаков проигрался в Пензе и ехал в Саратовскую губернию./

Н.В.Гоголь “Мертвые души”

10 Кто передал Чичикову мертвые души безвозмездно и купчую взял на себя? /Манилов/

20 Кому из героев принадлежит этот портрет: “… не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако же и не так, чтобы слишком молод”. /Чичиков/

30 Как зовут Плюшкина? /Прямых указаний в тексте на это нет, но Гоголь пишет: “…на старшую дочь, Александру Степановну, он не мог во всем положиться…”. Значит, Плюшкина звали Степан./

40 Кто из героев носил имена Фемистоклюс и Алкид? /Сыновья Манилова/

Третий тур - “Своя игра”

В этом туре предложена одна тема: “Закончить фразу”

Учитель (ведущий) называет ее участникам, которые сами определяют стоимость вопроса, исходя из набранных баллов, пишут ее на карточке и передают ведущему. Затем учитель задает вопрос, участники на других карточках пишут ответ и вновь отдают их ведущему. Тот зачитывает ответы и называет сумму, которую поставила команда. Если ответ правильный, то команде добавляется указанная сумма. Если ответ неправильный, то у команды вычитается указанная сумма. Теперь объявляется победитель, им станет тот, кто наберет наибольшее количество баллов.

Вопрос для третьего тура

Чиновники “нашли, что лицо Чичикова, если он поворотится и станет боком, очень сдаёт на портрет …”. /Наполеона/

Подведение итогов.

Вот он – победитель! Команда проявила знания, находчивость, смекалку в нашей игре.

Поздравляем! (Награждение).

Огромное спасибо участникам игры, всем, кто помогал ее проводить. Наша игра прошла весело, интересно, мы проверили свою эрудицию. До новых встреч!

Использованная литература

  1. Н.В.Гоголь. “Собрание сочинений”, М., Мир книги, 2008 г.
  2. Е.Л. Демиденко. “Контрольные и проверочные работы по литературе”, 5-9 классы, М., Дрофа, 2003 г.
  3. Н.Д. Ильина. “Предметная неделя литературы в школе”, Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2005 г.
  4. О.Н. Козак. “Литературные викторины”, С.-Петербург, “Союз”, 1998 г.
  5. “Своя игра”. Материал из Википедии — свободной энциклопедии ru.wikipedia.org/wiki/Своя_игра

Презентация