Открытое мероприятие на базе ДТС № 17 на тему "Личностное развитие детей и подростков в условиях детского туберкулезного санатория"

Разделы: Коррекционная педагогика


Открытое мероприятие на базе детского туберкулезного санатория № 17 на тему: "Личностное развитие детей и подростков в условиях детского туберкулезного санатория".

Выступление для слушателей городских курсов повышения квалификации, работников здравоохранения.

Цели: обмен опытом работы с больными детьми и подростками в условиях санаторного лечения.

Задача: создание больным детям и подросткам благоприятных условий жизни, при которых может наступить нормализация всех функций их организма, а так же их личностное развитие.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, слайд - презентация "Личностное развитие детей и подростков в условиях детского туберкулезного санатория".

Ход выступления

Перед персоналом санатория ставятся задачи по формированию у детей и подростков:

  • нравственных социально приемлемых качеств личности;
  • позитивного отношения к учению;
  • умения поддерживать общение, владения основными речевыми умениями;
  • способности к рефлексии и творчеству;
  • развитие эстетической и нравственной культуры. (слайд 1)

Детский санаторий является специализированным лечебно-профилактическим учреждением, тесно связанным со всей системой лечебно-профилактической помощи детям. (слайд 2).

Какая бы ни была направленность санатория необходимо везде заботиться о здоровье детей.

Основной задачей детского санатория является создание больным детям таких благоприятных условий жизни, при которых наилучшим образом может наступить нормализация всех функций их организма, а так же их личностное развитие. (слайд 3)

Как Всемирная Организация Здравоохранения определяет здоровье?

Это определение приводится в Преамбуле к Уставу Всемирной организации здравоохранения, принятому Международной конференцией здравоохранения, Нью-Йорк, 19-22 июня 1946 г.; подписанному 22 июля 1946 г. представителями 61 страны и вступившему в силу 7 апреля 1948 г. С 1948 г. это определение не менялось.

Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов. (слайд 4)

Выдающийся терапевт, публицист, редактор журнала "Врач" Вячеслав Авксентьевич Манассеин

Еще в 19 веке указывал на роль психики в здоровье человека, на значение душевных переживаний и потрясений в возникновении различных заболеваний, в том числе и туберкулеза. (слайд 5)

Основываясь, на выше сказанном мы можем сказать.

Поскольку здоровье - понятие комплексное, помимо врачей к работе привлекаются педагог (обучение, воспитание), педагог-психолог(оптимизация психического (душевного) здоровья), социальный педагог (создание условий для социального здоровья). Говоря иными словами необходимо осуществлять психолого-педагогическую работу с детьми. (слайд 6)

Встает необходимость в организации психолого-педагогической работы с детьми, больными туберкулезом. В условиях санатория большое значение придается личностному развитию, воспитанию, обеспечению физического, психологического, нравственного и социального здоровья детей. (слайд7)

Психологическая служба в детском санатории одна из новых черт нашего времени. Целью, которой является: содействие социальной адаптации, развитию личности, развитию жизненно необходимых навыков, позволяющих противостоять негативным жизненным ситуациям, минимизация последствий заболевания. (слайд 8)

По нашим наблюдениям ситуация пребывания в санатории является стрессовой для многих подростков, характеризующаяся тяжелыми эмоциональными переживаниями, что приводит к конфликтным ситуациям, обострению психосоматических проявлений, вспышкам агрессивности, сложностям в учебе.

Проблемы адаптации к ситуации пребывания в санатории:

  • ребенок в течение 3-х и более месяцев живет без привычной семейной обстановки, имея редкие встречи с родителями (раз в неделю, а иногда и реже);
  • подросток учится в санаторной школе, т.е. происходит процесс адаптации к новым учителям и новым одноклассникам;
  • для большинства подростков меняется распорядок дня и практически круглые сутки ребенок находится под присмотром взрослых, и в окружении сверстников. (слайд 9)

Задача - формирование самостоятельной, ответственной и социально-мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации, способности к личностному самоопределению и саморазвитию. (слайд 10)

Служба психолого-педагогического сопровождения обслуживает три категории:

  • детей, осуществляя комплексное изучение проблем ребенка, медицинскую, психологическую, коррекционно-педагогическую помощь ребенку в совместном преодолении проблем адаптации в общении, поведении;
  • родителей (или лиц, их заменяющих), предлагая информацию по существу проблем ребенка, рекомендации и обучающие занятия, а также консультирование по вопросам воспитания и обучения;
  • педагогов и других специалистов учреждения, организуя психолого-педагогическую методическую помощь и поддержку в их работе с детьми, больными туберкулезом. (слайд 11)

Этапы системного подхода - психолого-педагогическое сопровождение детей:

  • комплексное обследование детей и подростков (анкеты, тесты)
  • снятие эмоционального напряжения, психологических зажимов и высокого уровня ситуативной тревожности у детей и подростков (с помощью специально подобранных коммуникативных игр);
  • коллективно-творческую деятельность детей и подростков, возможность преодолеть свои социальные страхи (посещение кружков, участие в мероприятиях отделения, санатория);
  • использование социально-психологических тренингов и упражнений (проводимые в виде последовательного ряда игр и игр-упражнений).
  • индивидуальная работа с детьми и подростками, имеющими личностные и коммуникативные проблемы. (слайд12, 13)

Таким образом....

Психолого-педагогическая служба в детском туберкулезном санатории является неотъемлемой частью лечебно-воспитательного процесса и представляет собой:

  • возможность психологического просвещения детей и взрослых;
  • обучения детей практическим приемам оказания психологической помощи себе и другим;
  • приобретения уверенности в себе и повышении самооценки;
  • развития умения самокритично оценить недостатки своего характера;
  • уберечься от лишних стрессов;
  • изменить отношение детей к себе, к окружающим, к своей болезни;
  • выработать потребность в здоровом образе жизни, что в конечном итоге сводится к успешной социально-психологической адаптации детей к жизни. (слайд14)

Душевное равновесие, умение радоваться жизни и стойко переносить жизненные трудности, гармонизация семейных отношений, делают ребенка менее восприимчивым к различного рода заболеваниям, уменьшает количество осложнений и, в конечном счете, ведет к улучшению качества жизни. (слайд 15)

Приложение.