Технологическая карта урока по теме "Виды портретов"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели для ученика:

  • познакомиться с понятием, видами портрета, великими произведениями портретного искусства разных эпох;
  • уметь различать виды портрета, иметь представления об истории портрета;
  • рассказывать о своих художественных впечатлениях.

Цели для учителя:

  • Образовательные: обучать истории возникновения портрета, элементах анализа художественных произведений.
  • Развивающие: формировать представление об основных этапах развития портрета, особенностях творчества художников-портретистов.
  • Воспитательные: формировать умение выражать свою эстетическую позицию.

Тип урока: формирование новых знаний

Форма урока: беседа, частично- поисковая

Опорные понятия, термины: портрет

Новые понятия: разновидности портрета: бюст, миниатюра, парадный, групповой, камерный, автопортрет, психологический

Формы контроля: эвристическая беседа, самоконтроль, взаимокотроль

Домашнее задание: Подобрать иллюстрации  изображение портретов в живописи. Принести краски, кисти, альбом, ножницы, клей, шерсть черную, коричневую.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Универсальные учебные действия

1.Организационный момент Организация местоположения каждого ученика. Мотивирует учащихся на начало урока, высказывает добрые пожелания детям. Занимают свои места, выполняют самооценку готовности к уроку, приветствуют присутствующих, эмоционально настраиваются на урок. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
Регулятивные: правильность выбора учебных принадлежностей
2.Мотивация и актуализа ция  знаний Учитель организует работу для определения темы урока:
– Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке? (о портретах, ракурсах, о видах портрета). Какие виды портретов вы знаете?
(групповой, парадный, камерный)
Вступают в диалог с учителем. Формулируют тему урока. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками
Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание
3.«Открытие» обучающимися нового знания Сегодня мы сделаем ещё один шаг к освоению портрета в технике  аппликации. Но для этого вы должны выполнить задание на карточках.
Из представленных картин выберите те, что относятся к жанру портрета.
– Как называется картина и кто её автор?
– Определили, молодцы.
(Подвести итог самостоятельной работы).
Воспринимают  новый материал и основные вопросы, подлежащие усвоению. Регулятивные: умение наблюдать, анализировать, осуществлять сравнение. Личностные: формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать во всем разнообразии.
4. Первичное закрепление На столах лежат, учебные пособия по ИЗО, МХК,  репродукции различных  видов портретов.
Учащиеся делятся на группы, каждая  из которой выбирает одну из разновидностей портрета.
– Составьте небольшой рассказ по теме.
1-я группа рассказывает о первых портрета Древнего Египта.
2-я группа рассказывает о скульптурных изображениях Древней Греции.
3-я группа рассказывает о портретном искусстве эпохи Средневековья.
4-я группа рассказывает о портретах  Возрождения.
 Учитель дополняет и систематизирует ответы учеников.
(Презентация)
Учащиеся сотрудничают с учителем и одноклассниками, строят речевое высказывание. Делают сообщения, зачитывая выдержки из учебных пособий. Познавательные: см. осваивают новую тему; находят информацию, необходимую для решения учебной задачи; владеют смысловым чтением, см. вычитывают фактическую информацию; могут в устной форме сообщить об изображении человека в искусстве разных эпох.
Коммуникативные: работают в группах, обмениваются мнениями.
Личностные: осваивают новые правила, осознают многообразие взглядов; понимают значение знаний для человека.
5. Творческая практичес кая деятельность А сейчас поиграем в игру «Шедевры в жанре портрета».
Перед вами портреты великих художников. Я буду рассказывать о картине, не называя ее, а вы догадайтесь, о каком портрете я говорю.
Вглядитесь пристальней в тонкие, одухотворенные черты, ее осанку, полную достоинства, в ее строгую, но изящную одежду – и перед вами предстанет эпоха Возрождения с его великолепными творениями гениальных мастеров искусства. Она, как маленькая планета, отражает сияние жестокого и в то же время прекрасного и неповторимого 15 века. (Леонардо да Винчи «Дама с горностаем»).
Предлагаются для игры  такие картины, как «Мона Лиза» (Леонардо да Винчи), «Петр 1» Ивана Никитина, «Портрет Ф. И. Шаляпина» Б. М. Кустодиева и др.
Ребята, сегодня мы сделаем ещё один шаг к освоению портрета в технике  аппликации. Нужна нам бумага разного цвета по фактуре, ножницы и клей. Вырезаем овал лица, глаза, веки, нос.  Правильно нужно разместить на овал части лица. В начале прикладываем их на бумагу, смотрим соотношение, затем приклеиваем. Моделируем прическу, добавляем одежду, аксессуары. Портрет готов.
Рассматривают портреты и слушают учителя. Дослушав рассказ и определив, о каком портрете идет речь, поднимают руку и выбирают необходимую репродукцию. Учащиеся под музыку выполняют творческое задание. Познавательные: знакомятся с творчеством великих художников; воспринимают и анализируют произведения искусства.
Коммуникативные: адекватно выражают и контролируют свои эмоции.
6. Итоги урока. Рефлексия Учитель организует рефлексию.

Закончите фразу:

– Сегодня я выступил (а) в роли…
– Я на уроке научился (лась)…
– У меня получилось…
– Делать своими руками – это…
– Мне понравилось …

Заключительное слово учителя.
Домашнее задание:
Подобрать иллюстрации  изображение портретов в живописи. Принести краски, кисти, альбом, ножницы, клей, шерсть черную, коричневую.

Дети осознают свою учебную деятельность, осуществляют самооценку результатов своей деятельности и всего класса. Делают вывод.
Выходят к доске с готовыми работами.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли                         Познавательные: рефлексия
Личностные: смыслообразование

Список использованной литературы:

1. Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского.  Изобразительное искусство 6 класс. М. Просвещение, 2012.
2. И.Э. Кашекова, А.Л. Кашеков. Изобразительное искусство 5 класс. М. Баласс, 2012.

Интернет-источники:

1. http://www.artsait
2. http://ru.wikipedia.org
3. http://rusportrait.ru
4. http://www.art-kartina.ru
5. http://allpainters.ru
6. http://www.art-portrets.ru