Метод проектов в обучении иностранному языку

Разделы: Иностранные языки


Введение

На современном этапе развития нашего общества перед учителем иностранного языка стоит сложная задача: научить школьников не только говорить, но и мыслить на чужом языке. На мой взгляд, большую роль в решении этой непростой задачи призваны сыграть новые педагогические технологии в обучении иностранному языку.

С 2002 года я работаю по УМК «New Millennium English». В этом учебнике используются современные методические подходы, а именно, проектная деятельность.

Почему меня заинтересовала проектная методика? Я считаю, что благодаря ей ученики демонстрируют достигнутые умения на самых ранних этапах обучения. Ученики поощряются к самостоятельному изучению языка и получают навыки самостоятельной работы. Работа над проектами развивает воображение ученика, его фантазию и творческое мышление, пробуждает интерес учащихся к изучению английского языка. Проектная деятельность – это высокоадаптивная методика. Она может быть использована на любом этапе изучения и в любом возрасте. Проектная работа является более длительной и трудной как для учителя, так и для учащихся. Она сложнее, чем обычное упражнение, но одновременно она более творческая и интересная.

Особенности проектной методики.

Проект – это творческая работа, связанная с планированием, достижением и описанием определённого результата. Проект предусматривает сочетание индивидуально-творческой и самостоятельной познавательно-поисковой работы.

Ход работы над проектом:

Этапы

Задачи

Деятельность учеников

Результаты
1 Целеполагание Определение темы, выявление проблемной ситуации Обсуждение задания
Изучение новой лексики
Выбор рабочих групп
2 Планирование Анализ проблемы, выдвижение гипотез, проведение дискуссий Определение путей нахождения источников  информации Распределение заданий по группам, определение сроков
3 Выполнение Поиск необходимой информации Поиск необходимой информации
Проведение исследований
Оформление промежуточного отчета по группам
4 Предварительная защита проекта Представление результатов работы и их оценка Предварительная защита по группам
Проведение коллективной оценки полученных результатов
Создание черновых проектов
5 Доработка проекта Выполнение заданий, упражнений, отражающих взаимосвязь всех видов деятельности Разработка и выполнение Оформление
6 Защита проектов Предоставление окончательных результатов исследований Защита групповых работ
Коллективная оценка полученных результатов
Утверждение и окончательное оформление

В работе над проектом меняется роль учителя: он не контролирует и не направляет каждый последующий шаг работы ученика, а большое внимание уделяет процессу мотивации обучения. Он превращается в собеседника, партнёра, которые помогает совместно наметить эффективные пути достижения результата. Учащиеся чувствуют большую уверенность в своих возможностях. Учитель учит детей ставить перед собой реальные цели и  достигать результата. Поощряя ребят, учитель ненавязчиво придаёт им сил и уверенности в работе, учит детей радовать успеху товарища по команде, совместным находкам в реализации проекта, умению открыть положительные стороны своих, пусть не совсем успешных, на первых взгляд, одноклассников.

Применение методов проектов на разных этапах обучения английскому языку.

Проектные технологии я использую на разных этапах изучения иностранного языка.

Индивидуальные мини-проекты

Индивидуальные мини-проекты являются основой проектной деятельности в 5-х классах по различным темам: «Я и моя семья», «Дом моей мечты», «Мои интересы», «Парад животных» и другие. На этом этапе я ставлю задачу сформировать у учащихся о проекте, показать им, каков должен быть конечных результат. Начиная изучать каждый новый раздел учебника, учащиеся знают заранее, что через 7 уроков им предстоит подготовить творческий отчёт по пройденной теме. Подготовительная работа идёт на каждом уроке: ученики осваивают новую лексику по теме, выполняют задание с описаниями элементов проекта, оформляют полученные результаты, описывают сопровождающие материалы (фото и рисунки), выступают с презентацией.

Все проектные работы защищаются в классе на уроке, что даёт каждому ученику возможность высказаться на английском языке. Каждый проект оценивается коллективно по различным критериям: «Самая творческая работа», «самый красочный проект», «Лучшая презентация», «Самое красивое животное» и т.д. выполненные проекты пятиклассники накапливают в своём личном файле, что позволяет каждому ученику в конце учебного года продемонстрировать достигнутые результаты. Самые лучшие проекты занимают почётное место в отдельной папке, так как им предстоит стать учебным пособием для последующих поколений учеников.

Групповые проекты

Начиная с 6-го класса, школьники участвуют в групповых проектах: «Клуб любителей музыки», «Космическая энциклопедия», «Путешествуем по Австралии». На этом этапе я ставлю задачу научить ребят работать в группе (процесс социализации личности). Большой популярностью пользуется проект «Я – режиссёр телевидения». Конечным результатом работы должна стать презентация фрагмента воображаемой телепередачи на одну из предложенных тем: «В мире животных», «Клуб любителей компьютерных игр», «Спортивные новости».

Получив задание, учащиеся делятся на группы по интересам, обычно 3-4 группы
Распределяют роли, выбирают лидера (режиссёра), ведущего программы (им должен стать наиболее подготовленный ученик), художника по костюмам, оформителя, музыкального редактора. В групповом проекте от ответственности каждого ученика зависит конечный результат. Подготовленные индивидуально задания (музыкальный фрагмент, телевизионная заставка, сценарий, эскиз костюма, реквизит) ребята обсуждают группах. На отработку отдельных элементов проекта на каждом уроке я  выделяю 5-7 минут для консультаций и педагогического наблюдения за ходом подготовительной работы.

В анализе проектных работ участвуют и сами учащиеся, выявляя лидеров по номинациям: «Лучший ведущий», «Лучший режиссёр», «Лучшее художественное оформление», «Лучшая телепередача».

Проектный метод развивает чувство ответственности за конечный результат, умение публично выступить, аргументировано и творчески провести презентацию.

Коллективные проекты

Третий этап – заключительный 10-11 классы. К нему учащиеся подходят с определённым багажом знаний и умением работать над проектом. На этапе я ставлю задачу вооружить учащихся стратегией для поиска информации с использованием современных технологий (интернет). Теперь учитель выступает уже в роли партнёра-консультанта, потому что учащиеся часто владеют большей информацией по данной теме, чем учитель. Это ещё один стимул для дальнейшего саморазвития как учащихся, так и учителя.

Одним из проектов в 11 классе является урок пресс-конференция «Интервью с известным человеком», где наиболее подготовленный ученик выступает в роли знаменитости,  остальные учащиеся – «корреспонденты», представляющие разные печатные издания. В их задачу входит расспросить «знаменитость» о его жизни и творчестве и написать короткую газетную статью. Эта работа позволяет развивать одновременно все 4 основные умения: аудирование, говорение, письмо, чтение.

В ходе работы над коллективными и групповыми проектами я накапливаю фото и видеоматериалы, которые могут стать учебными пособиями для других учеников. Наиболее удачные фрагменты демонстрируются на подготовительных уроках. После их просмотра проходит анализ увиденного. Я устраиваю встречи старших школьников с учениками, которые ещё не знакомы с данным видом работы, где они делятся опытом создания проектов, лично рассказывают о проделанной работе, делятся впечатлениями.

Заключение

Любой ученик имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, счастье творчества. Творчество предполагает новое видение, новое решение, новый подход. Проектные работы обладают большой степенью индивидуальности. Учащиеся используют свои собственные знания, опыт. Способствую проявлению школьником собственной индивидуальности, мы способствуем проявлению его творческого потенциала.

Работая по «методу проектов» в течение 10-ти лет, я убедилась, что этот метод позволяет проводить уроки английского языка высокопродуктивно, поставить ребёнка в центр учебного процесса, эффективно организовать его взаимодействие с другими учениками. Проектный метод имеет практическую направленность, помогает ребёнку поверить в свои силы, самоутвердиться.

«Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле» (Л.А. Сенека)