Повышение качества обучения на уроках в проектной деятельности и системе зачетов

Разделы: Математика


Последнее десятилетие стало для школьного образования периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей, путей развития. Все больше специалистов принимает и активно поддерживает идею качества образования как ведущую и доминирующую.

Качество предмета, как правило, не сводится к отдельным его свойствам, оно охватывает его полностью и неотделимо от него.  Предмет не может, оставаясь самим собой, потерять свое «качество». Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и преподаватели как участники образовательного процесса [1].

Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения качества обучения и преодоление школьной неуспеваемости.

Качество знаний учащихся остаётся проблемой номер один. Учитель – главная движущаяся сила качественного образования. Качество образования – это процесс постоянного совершенствования. Это соответствие образовательного результата ожиданиям местного сообщества, самих обучающихся и их родителей. Качественное образование в современной школе невозможно без использования ИКТ.

Из чего же оно складывается?

  • из высокого уровня профессионализма педагогов.
  • из материально-технического обеспечения школы.
  • из создания комфортности в обучении школьников, соблюдения санитарно-гигиенических норм и прочности знаний учащихся.

Качество знаний – это целостная совокупность, характеризующая результат учебно-познавательной деятельности учащихся.

Важное место здесь занимает проектная деятельность – учебный проект, посредством которого осуществляется влияние данной деятельности на повышение способностей школьников.

Проектная деятельность – среда, в которой ключевые компетентности формируются и могут быть оценены.

Организация проектной деятельности учащихся является функциональной обязанностью каждого классного руководителя или учителя предметника.

Целью проектной деятельности является создание технологии устойчивого развития качества образования, разработка инструментария образовательной деятельности участников образовательного процесса на пути к качеству [2].

Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность , направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет прикладное значение и значим для самих открывателей.

Для  нас, как для учителей учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

Обладая широким диапазоном возможностей, проектное обучение мы организуем  как в одном классе, так и в разновозрастных группах и строим на основе индивидуальной или совместной проектной деятельности учащихся, распределяемой по содержанию, назначению, трудоемкости и обеспечению. Желательно дифференцировать темы по степени сложности, при этом особое внимание уделять индивидуальным и возрастным особенностям учащихся [3].

Следует отметить, что выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения того или иного предмета. Результатом становится повышение интереса к предмету, сознательное применении знаний в различных ситуациях. Все это будет способствовать повышению качества знаний учащихся, развитию у них высокой мотивированности, формированию творческого потенциала.

При обучении математике мы используем следующие виды проектов:

Исследовательский проект. Этот тип проектов предполагает: обоснование актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования, определение методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработка путей ее решения, обсуждение полученных результатов, формулирование выводов, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего его развития.

Исследовательские проекты  в основном мы применяем при изучении геометрии в 10-11 классах.

Практико-ориентированный (прикладной) проект. Результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике. Например,  вычисление площади поверхностей и  анализ величины объемов в разных состояниях многогранника, составление компьютерных программ, позволяющих выводить на экран многогранник, вращающийся в пространстве с заданным двугранным углом и меняющим свою форму в зависимости от его величины.

Ознакомительно-ориентировочный (информационный) проект. Такой тип проектов направлен на выбор информации о каком-то объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Основой для проекта может быть любая тема курса стереометрии. Например, по темам «Пирамида», «Цилиндр», «Конус», где необходимо изучить информацию по теме, можно произвести ее анализ и систематизировать знания, показать применение теоретических знаний в практической деятельности.

В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов, каждый тип проекта имеет свои сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая тот или иной проект имеем  в виду признаки и характерные особенности каждого из них.

Исходя из опыта работы, метод проектов может с успехом применяться как на уроках математики, так и во внеклассной работе с учащимися. Особенно востребован данный метод на среднем этапе обучения.

Также  мы считаем, контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. Контроль  – это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет не только оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, но и вовремя оказать необходимую помощь в обучении и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их  самостоятельной работы на уроках математики. Хорошо поставленный контроль позволяет учителю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.

В своей работе  мы систематизировали накопленные сведения по проблеме контроля знаний учащихся и убедились, что без хорошо налаженной проверки и своевременной оценки результатов нельзя говорить об эффективности обучения математике. Поэтому при обучении математике необходимо использовать эффективные методики применения различных форм контроля. В ходе исследования нами была выдвинута гипотеза:

"Если учитель будет систематически, всесторонне использовать различные формы контроля знаний и умений, то будет повышаться заинтересованность учащихся в изучении предмета, а, следовательно, будет повышаться и качество обучения".

Зачётные работы по пройденному материалу по математике помогают восстановить баланс в интеллектуальном развитии. Большую роль в этом играет не сама работа, а подготовка к ней, когда обучающиеся заранее знают вопросы, которые выходят на зачёт, когда идёт работа над выработкой умений каждого ученика, опираясь на мотивационную сторону этого события. Каждому ученику приятно на зачёте получить хорошую оценку или хороший отзыв учителя, особенно, если ученик владеет материалом и умеет его применять на практике. В ходе подготовки к зачёту на каждом уроке решается много задач по сохранению интеллектуального комфорта у каждого обучающегося.

Выделить главное, существенное – это большая трудность, но отбросить второстепенное, ненужное – трудность ещё большая. Поэтому зачётные работы мы строим так, что каждый ученик мог самостоятельно применить правила и законы в конкретной ситуации. Ученик должен собственными усилиями выделить то, что необходимо для решения задачи, оставив в стороне всё остальное, то есть самостоятельно осуществить столь нелёгкий для него процесс абстрагирования.

При тестировании,  каждый из нас как учитель,  получает оценку уровня обученности учащихся и соответствующую диагностическую картину  всего класса по каждой теме учебной программы, которые включают следующие материалы: таблицу итоговых результатов для каждого учащегося класса, сопровождаемых набором оценок успешности выполнения ими отдельных групп заданий в соответствии с группами диагностических признаков; диаграмму усредненных результатов для класса по общему итогу и отдельным содержательным линиям (средний балл, % качества обучения, % справившихся с работой); таблицу обобщенных результатов выполнения теста для класса по всем оцениваемым заданиям (% справившихся).

Учитывая все возрастающую роль тестирования в нашей стране, на своих уроках мы все чаще стараемся применять этот метод и при текущем контроле, и при итоговом. Хочется заметить, что большинство учащихся  готовы к тестовому виду контроля, он для них уже достаточно  традиционен, они уже  наработали навыки и умения  выполнять тестовые задания. Практика показывает, что учащиеся психологически  готовы,  хотя они переживают, нервничают. Однако сегодня тесты являются одной из распространенных форм контроля знаний. Поэтому в школе просто необходимо внедрять тесты, чтобы учащиеся достаточно свободно могли ими пользоваться, чтобы был преодолен тот "психологический" барьер, который, к сожалению,  еще существует.          Данный тип контроля, включающий достаточно большое количество заданий требует организации умственной деятельности учащихся, что оказывает положительное влияние на всю мыслительную деятельность, привыкая,  ученик начинает контролировать себя, "собираться" и как результат – отвечает более точно на поставленные вопросы [4].

Данная система контроля и оценки знаний обучающихся показывает, что этот путь более эффективен, чем только проведение контрольных и самостоятельных работ.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе. Для выяснения роли контроля в процессе обучения математике рассматривают его наиболее значимые функции: обучающую, диагностическую, прогностическую, развивающую, ориентирующую и воспитывающую.

В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.

Особенно важным для развития учащихся является самоконтроль, потому что в этом случае учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.

Необходимость такого  контроля обусловлена тем, что для каждого ученика характерен определенный темп овладения учебным материалом. А потому обычные контрольные работы, в которых трудно учесть должным образом индивидуальные особенности учащихся, могут оказаться недостаточными для того, чтобы судить, достигнуты ли планируемые результаты обучения.

В последние десятилетия в большинстве развитых стран мира уделяется особое внимание проблемам оценки качества образования и повышению эффективности образовательных систем, создаются национальные службы для контроля за результатами образования и мониторинга его качества, использующие тестовые технологии.

Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся, в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активную творческую деятельность.

Эта цель в первую очередь связана с определением качества усвоения учащимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками предусмотренными программой по математике. Во-вторых, конкретизация основной цели контроля связана с обучением и формированием потребности школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля,  в-третьих эта цель предполагает воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.

Вышеперечисленные цели можно достичь путем организации  контроля на основе использования тестовой и зачетной технологии, предусматривающей компьютерную обработку данных тестирования и зачетов, и представления результатов обработки.

Преимущества такого контроля:

  • объективность оценки;
  • достоверность информации об объеме усвоенного материала и об уровне его усвоения;
  • эффективность;
  • надежность;
  • дифференцирующая способность – так как содержат задания различного уровня;
  • реализация индивидуального подхода в обучении – возможна индивидуальная проверка и самопроверка знаний учащихся;
  • сравнимость результатов для разных групп учащихся, обучаемых по разным программам, учебникам, с использованием различных методов и организационных форм обучения.

Применение тестовой и зачетной технологии контроля в учебном процессе дополняет традиционную систему текущего контроля системой тестов и зачетов различного назначения, что позволит получить достоверную и оперативную информацию об уровне усвоения знаний, достигнутом каждым учащимся.

В своей работе мы уделяем максимум внимания развитию навыков самостоятельной деятельности, сознательного отношения к учёбе. Когда ученик привыкает работать по данной системе, довольно резко меняется стимул учения: дети начинают учиться прежде всего потому, что видят конечную цель работы, учатся распределять свои силы на достаточно долгий промежуток времени, добиваться поставленной цели. Кроме того, определение истинного уровня знаний каждого ученика, нацеливание его на максимальное использование и развитие собственных способностей, не только даёт мне, как учителю реальную картину знаний, но и представляет возможность самому ученику объективно их использовать. Такая система контроля за знаниями обучающихся включает в себя не только проверку знаний, но предусматривает специальное построение системы уроков по всей изучаемой теме в целом, а также использование различных приёмов, позволяющих включаться каждому ученику в активную работу.

Литература:

1. Ефремов А.В. «Уроки педагогики сотрудничества», журнал «Математика в школе», № 3, 1995.
2. Гузеев. В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. Директор школы, 1995.
3. Громыко Ю.В. Исследование и проектирование в образовании / Н. В. Громыко // Школьные технологии, 2005 .
4. Организация проектной деятельности в школе: система работы, Автор –составитель С. Г. Щербакова. – Волгоград: Учитель, 2009.