Система работы по ранней профилактике правонарушений в ОУ

Разделы: Администрирование школы


Одним из главных направлений деятельности школы является работа по профилактике и преодолению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Школа – это первичное звено в системе профилактики и от успешности проведенной работы по выявлению негативных тенденций, по оказанию социальной и педагогической поддержки учащимся зависит общая ситуация по безнадзорности и правонарушениям не только в микрорайоне, но и в районе в целом.
Поэтому систематизации этой работы в нашей школе уделяется особое внимание.

Система работы ГБОУ по профилактике правонарушений состоит из трёх блоков:

  1. Система работы с детьми, склонными к правонарушениям.
  2. Система работы с детьми, находящимися в “скрытом отсеве”.
  3. Система работы школы с неблагополучными семьями и семьями, оказавшимися в социально сложном положении.

1. Мероприятия, необходимые для организации работы по профилактике правонарушений.

Итак, в начале учебного года происходят необходимые организационные мероприятия: одно из первых – это назначение ответственных за работу школы по профилактике правонарушений.

Далее разрабатывается комплексная программа по профилактике правонарушений, безнадзорности и экстремизма несовершеннолетних, воспитанию толерантного поведения и сознания подростков. Она обсуждается на педагогическом совете и при положительном результате утверждается.

В рамках реализации программы составляется план работы в данном направлении, который включён в комплексный план воспитательной работы школы и согласован с планом Отдела образования Невского района. Также утверждается план работы по профилактике “скрытого отсева” и план работы с неблагополучными семьями.

Одним из важнейших моментов в данной работе является учреждение Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности. Совет осуществляет общее руководство работой по профилактике:

  • планирует и контролирует выполнение всех школьных мероприятий по данному направлению;
  • рассматривает планы индивидуально-профилактической работы с учащимися, склонными или допустившими правонарушения, результаты индивидуальной работы с родителями, уклоняющимися от исполнения или ненадлежащим образом исполняющими свои родительские обязанности, нарушающими права несовершеннолетних;
  • планирует, организует межведомственное взаимодействие Школы с другими органами и учреждениями системы профилактики.

Все учащиеся, склонные к нарушению Устава школы, правонарушениям состоят на внутришкольном учёте. Для этого разработано Положение о внутришкольном учёте. Обоснованность постановки учащихся на внутришкольный контроль подтверждаются Положением о правилах постановки и критериями постановки несовершеннолетних на внутришкольный контроль.

На этом завершается начальный этап работы: назначены ответственные, разработаны положения, программы, планы. Затем мы приступаем в реализации программ и планов.

2. Реализация программ и планов.

Социальный портрет.

Дважды в год в учебном заведении составляется карта социального неблагополучия по школе – социальный портрет школы, который просто необходим при работе в данном направлении. Этот портрет, как видите на слайде, дает полную характеристику социальной обстановки в школе. И что важно, информация регулярно обновляется

Работа с семьёй.

  1. Большое значение в работе по профилактике правонарушений в нашей школе уделяется работе с семьёй, особенно неблагополучной. Анализ причин роста безнадзорности среди детей и подростков свидетельствует о том, что ее истоки лежат, прежде всего, в семье.
  2. Поэтому в течение учебного года ведется своевременное выявление и учет семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации. В случае необходимости члены Совета по профилактике и классный руководитель совершают выход по адресу. Также, как правило, мы привлекаем специалистов службы сопровождения. Работу ведут школьные психологи, специалисты ППМС-центра Невского района, специалисты “Центра социальной помощи семье и детям Невского района, специалисты кризисных центров) . Они совершают диагностику психологического климата в семье, оказывают психолого-педагогическую помощь семьям через систему индивидуальных консультаций, выступают на общешкольных и классных тематических родительских собраниях.
  3. Дважды в год производится анкетирование родителей с целью выяснения удовлетворенности качеством образовательных услуг и условиями их реализации, выяснения проблемных зон в образовании и воспитании.
  4. Проводятся общешкольные тематические родительские собрания, дни открытых дверей.
  5. Большое значение в работе по профилактике правонарушений, а особенно в направлении работы с неблагополучными семьями имеет проведение мероприятий с участием родителей, открытых уроков, спортивных праздников и т.п.
    (Мероприятия, посвященные празднованию Дня Матери . Участие в благотворительных акциях. Оздоровительные загородные поездки. Концерты для родителей, праздники, круглые столы, тренинги и многое другое.)

Работа с педагогическим коллективом.

  • Также ведется работа, направленная на повышение квалификации педагогического коллектива: посредством участия в работе районных и городских семинаров и конференций по проблемам совершенствования семейного воспитания.
  • Ознакомление с перечнем необходимой нормативно-правовой базы и документации;
  • Ознакомление с основными методами и приемами работы, которые обеспечивают эффективность взаимодействия школы, семьи и различных служб в профилактике безнадзорности.
  • В помощь педагогам осуществляется разработка методических рекомендаций по социологическим, педагогическим, социально-психологическим проблемам, проблемам социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних, а также создание библиотеки в школе по данному направлению.
  • Проводятся лекции для педагогов школы.

Работа с учащимися (общая профилактическая).

Если говорить о работе с обучающимися, то в школе осуществляется целый ряд мероприятий, направленных на профилактику правонарушений. Назову лишь некоторые из них:

  • Тематические классные часы.
  • Единые информационные дни безопасности.
  • Дни правовых знаний.
  • Лекторий по профилактике употребления ПАВ.
  • Мастер-классы по пропаганде ЗОЖ.
  • Тренинги по формированию толерантных отношений.
  • Мониторинги зависимости.

Нельзя забывать и о значительном воспитательном воздействии, которое оказывает на детей организованное в школе дополнительное образование. Необходимо стремиться к расширению системы кружков и секций и вовлечению большего количества учащихся в досуговую деятельность.

Важнейшим звеном является организация детского самоуправления.

Это общие профилактические мероприятия.

Работа с учащимися, совершившими правонарушения.

  • А теперь мне хотелось бы представить алгоритм работы с детьми, совершившими правонарушение.
  • Главный принцип – ведение индивидуально-профилактических дел осуществляется на каждого несовершеннолетнего, совершившего правонарушение. Ведется документация : характеристика, анализ профилактической работы с учеником и его родителями, журнал консультаций. Составляется ежемесячный отчёт о проведенной работе с детьми, совершившими правонарушение, по работе с комплексом “Профилактика правонарушений несовершеннолетних в ОУ Санкт-Петербурга”
  • Также очень важна работа со “скрытым отсевом”. Это прежде всего строгий учёт посещаемости, уведомление родителей о количестве пропущенных уроков их ребенком, находящимся в “скрытом отсеве” в конце недели и по итогам четверти.
  • Ежемесячная подача сведений в Отдел образования по “скрытому отсеву”.
  • Работа Совета по профилактике правонарушений с учениками, пропускающими занятия по неуважительной причине, и их родителями.

Спецификой работы в данном направлении является своевременное и полное предоставление необходимой информации.

  1. При получении сигнала о совершении правонарушения учащимся школы незамедлительно предоставляется информация в Отдел образования.
  2. В соответствии со ст.9 ФЗ №120 необходимо информировать о нарушениях следующие Службы профилактики: Прокуратуру, Комиссию по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, органы социальной защиты, ОДН, органы здравоохранения и органы управления образованием.