Пределы человеческие

Разделы: Организация школьной библиотеки, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13 МБ)


Цель: Рассказать учащимся о суровой правде жизни блокадного Ленинграда, взяв за основу «Блокадную книгу» А. Адамовича и Д. Гранина.

Задачи:

  • Познакомить учащихся в доступной форме с историческими фактами и датами.
  • Сформировать у школьников чувства патриотизма и ценностного отношения к своему Отечеству.
  • Помочь учащимся ощутить связь поколений, проникнуться уважением к героическому прошлому своего народа и испытать чувства гордости за свою страну.
  • Увековечить память тех, кто отдал свои жизни за Отечество.

Форма:Урок мужества.

Оборудование: компьютер, проектор, сканер, принтер, экран. Электронная презентация, переход от слайда к слайду по щелчку.

1. Слайд. «Пределы человеческие».

Великая Отечественная война между Советским Союзом и фашистской Германией началась 22 июня 1941 года. Война началась в 4 утра, когда мирные жители еще спали.

2. Слайд. Документальные кадры бомбежки воспроизводятся автоматически.

3. Слайды. Фотография детей. Голосовое сопровождение воспроизводится автоматически.

4. Слайд. Фотография « Бой на Южном фронте».

Это была долгая и страшная война, длившаяся около 4-х лет. Мы победили, но победа досталась огромной ценой. Страна лишилась около 27 миллионов своих граждан, павших на фронтах войны, умерших от ран, погибших в плену и концлагерях, угнанных на рабский труд в фашистскую Германию. Гитлер рассчитывал быстро, в течение нескольких месяцев покорить Советский Союз, но просчитался.

5. Слайд. Страшная дорога отступления. Голосовое сопровождение воспроизводится автоматически.

В первое время наши бойцы отступали, с болью в сердце оставляя врагу города и села. Слишком силы были неравны. Немцы превосходили нашу армию и по численности, и по вооружению. Отступая, наши бойцы не сомневались в том, что вернуться и выгонят врагов с родной земли. На защиту Родины встали не только военные, но и гражданские люди.

6. Слайд. Партизаны. Документальные кадры и иллюстрация воспроизводятся автоматически.

На захваченной земле, в городах и сёлах создавались подпольные партийные и комсомольские организации, боровшиеся с врагом. В лесах действовали партизанские отряды. С врагом воевали не только взрослые, но и дети.

7. Слайд. Труженики тыла.

На землях, не захваченных врагом, люди не сидели сложа руки. Круглые сутки работали военные заводы, которые выпускали военную технику, снаряды, патроны…На смену ушедших на фронт мужчин, работать за станки вставали женщины и дети. Они трудились не покладая рук. Пахота и сев, уборка урожая, уход за скотом, заготовка кормов и многое другое легло на плечи сельских женщин и детей. «Всё для фронта! Всё для победы!» - главный лозунг того времени.

8. Слайд. Ленинград.

В директиве Гитлера 1-а № 160/ 41 от 22 сентября 1941 года было сказано: «Мы не заинтересованы в дальнейшем существовании этого города и его надо стереть с лица земли". Огромные военные силы были брошены Гитлером на Ленинград. На подступах к городу шли ожесточенные бои; город постоянно бомбили с воздуха.

9. Слайд. Фотографии города после бомбежки.

«С 4 сентября 1941 года по 22 января 1944 года на город было сброшено 107158 авиабомб, выпущено 148478 снарядов, убито 16744 человек, ранено - 33782, умерло от голода - 641803»

10. Слайд. Фотография добровольцев вступающих в народное ополчение.

Но планам Гитлера не суждено было сбыться. Наравне с военными на защиту города поднялось гражданское население. Из добровольцев создавались народные ополчения. Задача у всех была одна - не пустить фашистов в город.

Одновременно проходила эвакуация женщин, детей и стариков. К началу осады Ленинграда вывезли только небольшую часть жителей (менее 500 тыс. чел.), около 2,8 миллиона осталось, из них 400 тыс. детей. Немцам не удалось захватить город, но 30 августа Ленинград был взят фашистами в кольцо, а с 8 сентября 1941 года началась блокада. Блокада, установленная германской армией, была сознательно нацелена на вымирание городского населения.

11. Слайд. 872 дня блокады (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года).

872 дня - это не случайная цифра. Я понимаю, во всех учебниках истории, средствах массовой информации в основном пишут и говорят - 900 дней блокады,…У нас в институте историю периода ВОВ читал профессор Соболев, который сам пережил блокаду (к сожалению, я забыла имя и отчество преподавателя). Но его слова отложились у меня в памяти: «Запомните, ребята, на всю жизнь, мы выстояли 872 дня, лишних дней нам не надо…» Я проверила себя - память не подвела.

«Блокадная книга»

«Блокадная книга» А.Адамовича и Д. Гранина - это суровая правда жизни, которая рассказывает о муках осажденного фашистами Ленинграда, о героизме его жителей, о мужестве и страданиях, о любви и ненависти, о смерти и бессмертии. Книга состоит из записей рассказов и дневников ленинградцев-блокадников. Невозможно оставаться равнодушным, читая её.

Ничто не забыто. Разве может человек такое забыть? Даже если бы и хотел - не имеет права! Да, все это помнят еще живущие блокадники. Они блокаду выдержали, они переносили ее изо дня в день, сохраняя человеческое достоинство. Но мы, не пережившие этого, имеем ли мы право, не стараться узнать обо всем, что вынесли и пережили, перестрадали, сделали ради нас ленинградцы?!

Я считаю, что такого права у нас НЕТ!

Самой тяжелой была первая блокадная зима. Не было электричества, почти весь город погрузился во тьму. Дома не отапливались; топили всем, что попадется под руку. В январе перестал работать водопровод. За водой приходилось идти на Неву и доставать воду из проруби. Город остался почти без запасов продовольствия. За одну бомбежку немцы уничтожили все продуктовые запасы.

Хлеб в осажденный город сначала доставляли только по воздуху. В конце ноября 1941 года была открыта Ледовая дорога через Ладожское озеро. По ней на грузовиках не только доставляли хлеб, но и эвакуировали ленинградцев на «Большую землю». Грузовики шли под постоянной бомбежкой. В то время этот путь называли «Дорогой смерти». Это уже после войны его начали называть «Дорогой жизни».

12. Слайд. Документальные кадры блокадного города воспроизводятся автоматически.

13. Слайд. 125 граммов хлеба на ладони.

Самое страшное - это конечно голод, когда постоянно хочется кушать, но кушать практически нечего. С 20 ноября ежедневная норма хлеба по карточкам составляла 250 граммов для рабочих, а для служащих иждивенцев и детей - по 125 граммов.

Этот бесценный кусочек хлеба на протяжении многих блокадных дней оставался для человека единственным источником жизни и единственной надеждой. А случались дни, когда даже по карточкам не было хлеба. Не работали хлебозаводы, не из чего было печь хлеб. Карточки выдавили на месяц. Потерять их означало верную гибель. Возможно, кто-то из вас сейчас подумал, что можно и без хлеба прожить. А если кроме этого драгоценного кусочка хлеба вообще больше нет, как выжить?

Существует несколько рецептов блокадного хлеба, и порой заменители муки достигают в них до 40 процентов. Перед вами один из них: мука ржаная дефектная 45%, жмых 10%, соевая мука 5%, отруби 10%, целлюлоза 15%, обойная пыль 5%, солод 10%.

В тесто добавляли различные ингредиенты органического происхождения, например, опилки из древесины. Иногда из-за этого сильно страдало качество выпускаемой продукции, потому что доля опилок могла составлять более чем 70%. Кроме того, в начале блокады в хлеб добавляли большое количество воды. В итоге получаемый хлеб представлял собой жидкую слизистую массу.

"Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам", которые вошли как символ нечеловеческих испытаний в память и сознание миллионов людей, стали основой для споров, версий и легенд.

Ираида Васильевна Старикова вспоминает: «И вот, за одну эту бомбежку немцы уничтожили все продуктовые запасы Ленинграда. Зарево и дым пожарища закрывали все небо над городом. Во время пожара сахар расплавился, и земля пропиталась сладким сиропом. Это место легко можно было определить по запаху. Когда в октябре уже начался голод, мы с папой ходили на это пожарище. Мы копали пропитанную сахаром землю и, сколько хватало сил, уносили домой. Но вскоре начались морозы, выпал снег, и наши походы прекратились. Землю растворяли в воде (вода в квартирах в то время еще была), земля оседала, вода отстаивалась, и получалась сладковатая, коричневая жидкость, похожая на кофе. Этот раствор заливали в самовар и кипятили. Грели самовар лучиной, которую щепили из поленьев…»

Воспоминания Зои Смирновой-Тороповой: «Представить трудно, только 125 гр. хлеба и ничего больше. Чтобы было ощущение сытости, хлеб подсушивали на печурке и варили в большом количестве воды (каждый свою порцию отдельно - семьи уже не было)».

Из рассказа Таисии Васильевны Мещанкиной: «Три дня не давали хлеба, не работали хлебозаводы, в одну из этих ночей я почувствовала, что сегодня умру, а рядом лежала моя дочка. Что с ней будет? Я человек верующий, стала молить Бога, чтоб помог дожить до утра, чтоб ребенок не увидел меня мертвую. Потом её заберут в детский дом. Пошла на кухню, квартира чужая, мою разбомбили, и - откуда силы взялись, отодвинула столы и за столом нахожу бумагу из под сливочного масла, три горошины и шелуху от картошки. Бумагу я запихала в рот, а из остального сварила утром суп. Мне кажется, что благодаря этой бумаге я выжила».

Были, конечно, и те, кто недостоин называться человеком - нелюди, которые наживались на людских страданиях. Но не о них речь. Сегодня мы вспоминаем и отдаем дань памяти, тем, кто невзирая на возраст, находясь в нечеловеческих условиях, не потерял свое человеческое достоинство.

В детском стационаре Ирине Киреевой запомнилась девочка. Ее привезли уже умирающую. Девочка была старше Ирины. «Она мне говорит: съешь, пожалуйста, мой хлеб (ну сколько там? Норма - 125 граммов хлеба), я не доживу до завтра.

Помню, как я всю ночь не могла спать, потому что думала: взять хлеб или не взять? Все знают, что она не может уже есть. Но если возьму этот хлеб, то подумают, что я его украла у нее. А страшно хотелось есть. Страшная борьба с собой: чужое же!

Так я хлеба не взяла. Вот сейчас, когда говорят: голодный может все сделать, и украсть и прочее, прочее,- я вспоминаю чувства свои, ребенка, когда чужое, хотя мне и отдавали его, я взять все-таки не могла. А девочка действительно умерла, и этот кусок хлеба остался у нее под подушкой».

Из дневника М. Кракова: «Мужчина вел за руку маленькую девочку. Она плакала, просила кушать. Мужчина растерянно смотрел на нее, бессвязно бормотал слова утешения. Рядом остановилась женщина. Она к груди прижимала маленький сверток. В таких свертках сейчас носят хлеб. Она попыталась уговорить девочку. Когда из этого ничего не вышло, кто-то из прохожих бросил на ходу: «Дай ей хлеба - все пройдет».

Женщина задумалась. Затем решительным движением развернула сверток, отломила от небольшого куска немного хлеба и дала девочке. Сразу после этого она ушла. Я догнал ее. Обернувшись, увидел слезы на лице. Это были слезы не жалости к ребенку - они были слезами жалости к себе. Может быть, у нее дома был оставлен голодный ребенок».

14. Слайд. Самое страшное - ГОЛОД. Голосовое сопровождение воспроизводится автоматически.

В перечне блокадной еды всякое можно найти конопляные зерна от птичьего корма, и самих канареек и дроздов. Собирали мучной клей от обоев, извлекали его из книжных переплетов, вываривали приводные ремни, потребляли всякого рода технические масла: олифа, вазелин, глицерин. Из столярного клея варили суп или студень. Чтобы был бульон, варили свиную кожу, или ремни из натуральной кожи. Пили «чай» из заваренной хвои. Пекли из горчицы блины, но надо было знать точный рецепт, иначе можно было сжечь желудок. Варили суп из дрожжей (соль, вода, дрожжи). Чтобы спасти грудного ребёнка от смерти женщина прокалывала иглой руку повыше локтя и прикладывала девочку к этому месту. Девочка тихонечко сосала и засыпала. Жутко читать и слышать, но жизнь девочки была спасена.

Нил Беляев вспоминает: «Если студень варить из маленького кусочка кожи, он не получится достаточно хороший, плотный, а если сюда добавить столярный клей, то сварится, получится хороший, крутой. Есть, конечно, отвратно было, но приправишь горчицей, перцем уксусом и кое - как ешь».

Одна женщина вспоминала, как грызла сосновое полено. Хотелось хоть что-то погрызть, чтобы заглушить чувство голода. Пищей были и деревянные стружки. Кушали кошек, собак, птиц…

Список блокадной еды длинный и удивительный по своей изобретательности.

Из дневника Юры Рябинина 16 лет: «6,7 ноября… Учеба мне почему-то сейчас в голову не лезет. Совершенно нет желания учиться. Голова одними мыслями о еде да, о бомбежках, снарядах занята. Вчера поднял корзину с сором, вынес во двор и еле обратно на свой 2 этаж взобрался. Устал так, словно 2 пуда волок целых полчаса, как кажется, сел и еле отдышался…

9 и 10 ноября. Засыпая, каждый день вижу во сне хлеб, масло, пироги, картошку. Да еще перед сном - мысль, что через 12 часов пройдет ночь и съешь кусок хлеба...»

Из дневника Дымова Александра Григорьевича: «12 января. 12 часов дня…Удивительная вещь - чувство голода. К нему можно привыкнуть, как привыкают к хронической головной боли. С тупой покорностью по двое суток я ожидаю кусочка клейкого хлеба, не ощущая жгучего голода. Это значит, что болезнь (т. е голод) перешла из острой в хроническую форму.

Темно. Не выдержал - вытащил заветный огарок свечи, спрятанный на крайний случай. Темнота угнетает ужасно. Мила дремлет на диване. Она улыбается во сне, вероятно, ей снится бутерброд с полтавской колбасой или перловый суп. Она каждую ночь видит вкусные сны, поэтому пробуждение для нее особенно мучительно.

Во всей "квартире страшный мороз, все замерзло, выходить в коридор - значит надевать пальто, калоши, шапку...»

«Массовый голод - это тихие смерти: сидел и незаметно уснул, шел - остановился, присел…Многие наблюдали и запоминали жуткую «тихость голодных смертей».

Вспоминает Никитина Елена Михайловна: «Я шла с работы, и вот женщина одна идет и говорит мне: «Девушка! Ради бога помогите, мне! Доведите меня до этого забора». Я довела ее. Она постояла, потом опустилась и села. Я говорю: «Чем вам помочь еще?» Смотрю, она уже глаза закрыла. Умерла!»

Вот так умирали люди.

Ушла самая страшная блокадная зима, которая унесла жизни многих ленинградцев. Обессиленные жители шли на очистку города. Чтобы спасти себя от весенней эпидемии, они убирали с улиц умерших и нечистоты…То, что ослабевшие руки смогли поднять лом, воткнуть лопату, везти тачку, было чудом. Откуда только взялись силы.

Александра Михайловна Амосова вспоминает спасительную весеннюю зелень 1942 года: «Набрали мешки лебеды, конского щавеля (считался деликатесом этот дикий щавель), набрали всякой травы. И вот у меня было такое чувство, что хотелось лечь на землю и целовать ее за то, что только земля может спасти человека. Даже если бы в тяжелые времена, зимой, была бы эта трава, то, может быть, такой гибели, такого количества мертвых, смертности такой не было бы. Свет. Солнце! Где-то в небесах

жаворонок поет. А здесь мы просто этой травы наелись досыта. Конечно, это не пища. Но помню это чувство очень хорошо: хотелось лечь, распластаться и целовать землю! Понимаете?! Землю, которая дает нам все - и хлеб, и все абсолютно, чем может существовать человек».

15. Слайд. Фотография Вероники Александровны Опаховой с детьми.

Две женщины идут по улице, с ними девочка лет пяти - на ходу пытается поиграть, попрыгать. В этот момент их случайно сфотографировал военный корреспондент где-то в районе Невского проспекта. Эту фотографию можно увидеть в музеях, книгах, альбомах, посвященных блокаде.

Опахова В.А. вспоминает: «Я их водила, чтобы отвлечь от мысли, что надо кушать. Вы не видели голодных детей. Старшей дочери Лоре - 13 лет, она всю зиму пролежала в голодном параличе, дистрофия была жуткая, как видно на фотографии, это не 13 летняя девочка, скорее старуха. У нас у всех была цинга. Если бы вы видели этот кусок хлеба! В музее он уже высох и лежит как что-то нарочно сделанное. А вот тогда его брали в руку, с него текла вода, и он был как глина. И вот такой хлеб - детям... У меня, правда, дети не были приучены просить, но ведь глаза-то просили».

Алиментарная дистрофия - это скелет без мышц (даже сидеть больно). Когда настигал голод, корчились и мучились так же, как тяжелораненые.

16. Слайд. Сводки Информбюро.

Немцы постоянно сбрасывали на город листовки, в которых сообщали ложные сведения, о том, что разбили советские войска и захватили Москву. Мало кто верил заверениям фашистов. Подлинную информацию о положении дел на фронте ленинградцы знали благодаря сводкам Информбюро из Москвы, которые слушали ежедневно с большим вниманием и надеждой.

Жители города не только голодали и умирали, не только преодолевали страдания - они еще действовали, работали и помогали воевать. На место ушедших на фронт за станки становились подростки и женщины.

17. Слайд. Фотография девочек.

«Привязывались к станкам... Чтобы в станок не упасть. Не просто боялись упасть, а в станок чтобы не упасть, не искалечиться…» - вспоминает Михаил Петрович Пелевин, который пятнадцатилетним мальчиком работал на заводе им. Кулакова.

Воспоминания Ольги Николаевны Мельниковой: « Я никогда не забуду, что видела на Кировском заводе. Я случайно попала туда. Смотрю - подростки, мальчики по двенадцать-тринадцать лет, девочки по четырнадцать лет стоят у станков и работают. Они заменили своих отцов или своих старших братьев. Этим подросткам подставляли скамейки или ящики, для того чтобы они могли работать. Рассказывали, что одна девочка, работая на станке, еще играла в куклы... Это неправда! Это она брала куклу, идя на работу. Она должна была брать с собой какую-нибудь, знаете, дорогую вещь, то есть для нее дорогую. Она куклу брала с собой, потому что считала ее такой ценной вещью. Она куклу брала, чтобы сохранить; дом может разрушиться, а это её дорогая вещь сохранится».

Сейчас кажется непонятным, как могли ослабевшие от голода детские руки поднимать и закреплять в станки тяжелые заготовки.

Город, который остановил врага у своих стен фашистские армии и устоял перед штурмами, продолжал снабжать своих защитников оружием, минами, снарядами, давал фронту танки и самолеты...

18.Слайд. Меню летом 1942 года.

Меню сорок второго года столовой одного из цехов, прочитала Мария Андреевна Сюткина. Названия блюд, которые заменяли мясные, рыбные, мучные. Но и это уже весна - лето 1942, когда с питанием стало немного лучше:

  • «Щи из подорожника
  • Пюре из крапивы и щавеля
  • Котлеты из свекольной ботвы
  • Биточки из лебеды
  • Шницель из капустного листа
  • Печень из жмыха
  • Торт из дуранды
  • Соус из рыбнокостной муки
  • Оладьи из казеина
  • Суп из дрожжей
  • Соевое молоко (по талонам)».

Дуранда - остатки семян масличных растений после выжимания из них масла - жмых.

19. Слайд. Ленинградцы на работе.

Работали: административные учреждения, типографии, поликлиники, больницы, детские сады, почтовые отделения, театры, публичная библиотека, продолжали работу ученые…

А еще была работа - убирать трупы и свозить к траншеям, спасая город от эпидемий. Работа повседневная, постоянная, но все равно страшная для человека. В блокадной памяти она «записана» наряду с другими работами и делами ленинградцев. Не по себе становится, когда читаешь об этом. А ведь ее, эту работу, необходимо было выполнять. Причем часто женщинам.

27 января 1944 года - день снятия блокады. В городе к этому времени оставалось 560 тысяч жителей - в 5 раз меньше, чем в начале блокады.

Никто из переживших блокаду про себя не думает, что он совершил подвиг, проявил геройство. Но есть у них знание беспредельных возможностей человека, в том числе и своих возможностей, уважение к себе. Конечно, легче и удобнее об этом не вспоминать. Но тогда мы не поймем ценности и человеческой высоты тех людей - а их было большинство, - кто устоял, кто не перешёл за последнюю черту. И не увидим, не поймем, в какой тяжкой борьбе с самим собой человек побеждает нестерпимый голод, холод, смерть, безнадежность.

20. Слайд. «Никто не забыт, ничто не забыто…»

БЛОКАДА.
Нам, живущим, не понять,
Что чувствовал ребёнок, угасая,
Везя на санках умершую мать
И губы от бессилия кусая.

Звучат сирены, метронома звук
Тревожит память деточек блокадных,
Им выпало без счёта адских мук,
Труда для фронта без речей парадных,

Им выпало, но люди не сдалИсь,
Не сдался город, взрослые и дети!
Их памяти, живущий, поклонись,
И расскажи - пусть помнят! - нашим детям.

(Строки из стихотворения Г. Станиславской «8 сентября, обычный день недели»)

Минута молчания!

Список использованных источников и литературы:

  1. Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга. М.:Сов. Писатель, 1982
  2. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 20 век.- М.: ОЛМА- ПРЕСС, 2003
  3. Энциклопедия для детей. Т.5. История России и её ближайших соседей. Ч.3.- М.: Аванта+,2003
  4. От Кремля до Рейхстага (Электронный ресурс). - М.:Респ. Мультимедиа центр,2001
  5. URL: http://zanimatika.narod.ru/RF34_1.htm
  6. http://waralbum.ru/category/war/east/leningrad/blokada/
  7. http://www.comgun.ru

Используемые компьютерные программы:

  1. Microsoft Office PowerPoint - программа для создания презентаций.
  2. Format Factory - небольшая и простая в использовании программа, позволяющая конвертировать видео, аудио и графические файлы в большое количество форматов.