Урок биологии по теме "Особенности живого организма"

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Эти несколько заданных вопросов, конечно, не сделают никого умнее…Но хотя искра – не костёр, от неё, малюсенькой, легко разгорается большущее пламя: точно так обстоит и с вопросами - спрашивая, отвечая, пятиклассник шаг за шагом продвигается к истине, разжигает в себе огонь любознательности, может быть – самое животворное пламя на свете.

Цели и задачи урока: Обобщить и систематизировать знания по теме: «Особенности живого организма». Закрепить знания о питании живых организмов, их размножении и расселении на земной поверхности, а также приспособленности к среде обитания. Продолжить формировать общебиологические понятия. Развивать компетенции: ценностно-смысловые, образовательные, учебные, познавательные, информационно-коммуникативные, общекультурные. Развивать интерес к изучению предмета через игровую форму урока.

Система понятий урока: цепи питания, растения, растительноядные организмы, хищники, паразиты, эмпуза (род грибов из порядка энтомофторовых), фотосинтез, дыхание, хлорофилл, органические и неорганические вещества, размножение бесполое и половое, гермафродиты.

Тип урока: урок обобщения.

Вид урока: урок-соревнование.

Методы: обучающей игры, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Методические приёмы: рассказ, беседа, демонстрация схем, рисунков, коллекций.

КСО: интерактивная доска, презентация, настольная игра «Поле чудес».

Средства наглядности: натуральные: семена; изобразительные: схемы с изображением развития и размножения организмов, рисунки из учебника и других книг, рисунки учащихся из предыдущих уроков, карточки с заданиями.

Ход занятия

Структура урока включает три основных этапа: подготовительный, игровой, подведение итогов.

Подготовительный этап: Для участия в соревновании класс разбирается на 2-3 команды. Каждой команде даются одни и те же задания. Выбираются капитаны команд. Дав время на обдумывание и поиск решений, жюри, состоящее из учителя и 2-3 учащихся не вошедших в состав команды, следит за соблюдением времени и правил соревнования и подводит итоги состязаний. В начале урока несколько учеников получают задание: сформулировать выводы по теме урока.

Игровой этап. Этот этап урока можно начать словами из книги мудрости:

«Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и умолкать, когда нечего больше сказать» - Лафатер.[2]

Первый конкурс нашей игры называется «Вопрос-ответ» и проводится по типу игры «Что? Где? Когда?». Музыкальная пауза предлагается от группы болельщиков. В зависимости от подготовленности класса можно этот конкурс предложить провести иначе. Показывать слайд из заранее приготовленной презентации и каждая команда по очереди занимается «Перестрелкой вопросами». В данном случае ребята учатся сами формулировать вопрос, задавать его команде соперников, а другая команда на него отвечает и наоборот. Вопросы могут быть такими же, как и в 1 варианте игры, но с той разницей, что их составляют учащиеся и развивают у себя необходимые компетенции.

Вопросы первого конкурса:

  1. Животные, которые питаются другими животными, называются…(хищники)
  2. Животные, которые питаются растениями, называются…(растительноядными)
  3. Как называют организмы, которые питаются соками организма хозяина? (Это паразиты.)
  4. Почему в конце лета на оконных стёклах можно увидеть мёртвых мух, окружённых снежно-блестящим пятном? (Эти мухи заражены микроскопическим грибком-эмпузой, споры которой прорастают сквозь покровы мухи, попадают в её тело, высасывая из мухи все соки. А через два-три дня, когда муха погибнет грибок прорастает наружу и начинает спорами «обстрел» пролетающих мимо мух.)[1]
  5. Какой процесс изображён на рисунке? (Фотосинтез)
  6. Какой процесс протекает днём и ночью. (Дыхание)
  7. Почему у растений листья зелёные? (В клетках листьев растений есть хлорофилл)
  8. Какие вещества вместе с водой добывает из почвы корень? (Минеральные соли)
  9. Вещества, созданные живым организмом, называют…(органическими)
  10. Зачем растения тянутся к свету, образуя усики, широкие листья, высокие стебли? (Для жизни растений необходим свет.)
  11. Внимание «чёрный ящик». Прослушайте следующие строки из загадки:

Удивительное солнце:

В этом солнце — сто оконцев.
Из оконцев тех глядят
Сотни маленьких ребят.

А сейчас ответьте на вопросы:

  1. О каком организме идёт речь?
  2. Что это за ребята?
  3. Что у этих ребят снаружи и внутри? (Подсолнух, семена, и далее должен быть рассказ о строении семян)
  4. Какой русский учёный, изучавший процесс фотосинтеза, развил представление о космической роли зелёных растений. (Климентий Аркадьевич Тимирязев)
  5. Сектор капитанов команд. Отвечает капитан команды на 3 вопроса сразу.

1 вопрос: О каком чуде в животном мире идёт речь, Ответ на этот вопрос вам поможет найти древнегреческий миф о Гермесе и Афродите (Гермафродит - это организм, который соединяет в себе признаки сразу двух полов -и мужского, и женского).

2 вопрос: Какой организм размножается почкованием, при этом он не относится к царству Растений, а название ему присвоено в честь дочери Тифона и Ехидны, змееподобное чудовище с ядовитым дыханием, обитавшее в подземных водах, в древнегреческой мифологии убитое Гераклом в качестве одного из его двенадцати подвигов. (Лернейская гидра).

3 вопрос Согласно древнегреческой мифологии богиня Афина сказала следующие слова — Живи, непокорная. Но ты будешь вечно висеть и вечно ткать, и будет длиться это наказание и в твоём потомстве. Кого из живых организмов, называют Ара́хна или Арахнея и почему? (С греч. Ἀράχνη «паук»)[3]

2-й Конкурс: «С чего всё начинается?»

Учитель: Живые организмы производят новые поколения себе подобных организмов. Этот процесс, называется… (размножением) Молодцы. Та команда, которая первая ответила на этот вопрос будет начинать следующий наш конкурс. На доске изображена схема (схемы представлены в приложении). Объясните схему. Свой ответ вы можете представить через минуту.

  1. Ответ 1 команды: Одна особь производит дух и больше потомков (схема бесполого размножения).
  2. Ответ 2 команды. Новый организм образуется при соединении половых клеток двух родителей. (Схема полового размножения).
  3. Поясните схему, рассмотрев конкретный пример - появление нового организма в процессе размножения речного окуня.
  4. Найдите ошибку в схеме и объясните, в каких случаях так происходить не может.

Можно предложить вопросы для болельщиков. Например, назовите причины гибели живых организмов (другие живые организмы, болезни, отсутствие пищи, неблагоприятные для жизни условия). Назовите приспособления к среде обитания у любого животного или растения (венерина мухоловка, печёночный сосальщик, паук-крестовик и другие).

3-й конкурс «Пищевая цепочка».

В природе всё взаимосвязано через цепи питания. Каждой команде предлагается в течении 1 минуты составить цепь питания из 3-5 звеньев и указать на ней связь одних организмов с другими. (Ответы могут быть разными).

Заключительный этап урока.

Учитель: Вот и подходит наш урок к завершению. Пока жюри подведёт итоги соревнованию, мы выслушаем болельщиков команд, которым в начале урока были предложены карточки для проведения анализа нашего урока.

Дети формулируют свои выводы. Проводится рефлексия урока. Выступают члены жюри. Награждаются участники команд, оцениваются учащиеся.

Используемые материалы:

  1. Т.С. Сухова, В.И. Строганов учебник для учащихся общеобразовательных учреждений «Природоведение» 5 класс, Москва издательский центр «Вентана-граф» 2012г.
  2. А. Маркуша «Мужчинам до 16 лет» Южно-уральское книжное издательство 1981г
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki