Патриотическое воспитание на уроках литературы. Тема: "Героическое прошлое России". 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цели: познакомить с творчеством поэтов военных лет, пробудить интерес к героическому прошлому нашей Родины, активизировать творческие способности и познавательную деятельность, воспитывать патриотические чувства учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, магнитофон, портреты поэтов военных лет, записи прослушиваемых песен.

Ход урока

I. Организация класса.

– Ребята, сегодня мы с вами на уроке вспомним героическое прошлое России, познакомимся с творчеством поэтов военных лет, прослушаем песни, стихи которые были написаны в то суровое военное время.

Итак, мы начинаем.

II. Работа по теме урока. (Под музыку.)

Родина! Нет на свете ничего дороже этого слова, омытого кровью известных и безымянных героев.

Враги! Они напали, как нападают трусы – ночью. Это случилось в воскресенье 22 июня 1941 года. Война стоила нам огромных жертв, принесла разрушения, оставив раны и в душах людей и на теле земли. Но сколько бы лет ни прошло с того трагического дня, в памяти народной всегда будут живы безмерное страдание военных лет и огромное мужество народа. И мы, ребята, должны помнить героическое прошлое нашей Родины. Наш долг – хранить память об этом подвиге, уважение к стойкости, мужеству, беззаветной любви к своему Отечеству и передавать это следующим поколениям.

1-й ученик – По праву памяти поколений…

2-й ученик – По праву тех, кто защищал родную землю и отдал все, до последней капли крови…

3-й ученик – По праву тех, кто выжил, пройдя нечеловеческие испытания войной…

4-й ученик – По праву живущих ныне, помнящих подвиги отцов и дедов и берегущих самое святое – Родину!...

посвящается…

Многие писатели и поэты, чья жизнь отмечена войной, писали о ней. Сегодня на уроке мы обращаемся к творчеству таких поэтов, как Алексей Фатьянов, Александр Твардовский, Анна Ахматова, Расул Гамзатов.

Многие поэты того времени соединили свою судьбу с судьбой своего народа. Примером тому может служить творчество поэта, имя которого зазвучало в годы ВО войны, точнее для большинства людей зазвучало не имя его, а песни. Это Алексей Иванович Фатьянов (1919–1959) . Он известен и любим как поэт песенник. Его песни пела вся страна. Главное, что покоряет людей в песнях Фатьянова, – их удивительно глубокий лиризм. Поэтому дан дар почувствовать и отразить в своих песнях самые сокровенные переживания человека, сказать о них мягко доверительно, даже нежно.

– Скажите, ребята, а что такое песня для вас? (Всплеск эмоций; выражение чувств; душевный разговор; это то, что входит не только в наш дом, но и в нашу душу; песня – это второй язык; когда мы не можем выразить что-то словами, то стараемся передать эти слова через мелодию; это то, через что мы передаем свою любовь или ненависть, боль и страдания, свои мечты и радость; не зря мы говорим, что мне так хорошо, что прямо петь хочется, песня – обязательная спутница нашей жизни.)

– Ребята, я согласна с вашими высказываниями. Можно сказать, что человек и песня – неотделимы друг от друга, они всегда шагают рядом. Песни ВО войны сражались вместе с солдатами, были с ними в короткие часы отдыха, звали на подвиг и прославляли его. Люди черпали в песнях того времени душевные силы и оптимизм. Знали солдаты, что смерть ожидает многих, знали, что война – это не праздник, не парад. И все же звучали на фронте песни, шутки, раздавался смех… жизнь продолжалась…

– Сейчас, ребята. Мы послушаем песню “Соловьи”, стихи к которой были написаны Алексеем Фатьяновым в 1942 году, музыка Василия Соловьева – Седого. Позже Соловьев – Седой вспоминает: “Нет! За всю войну не приходилось слышать такой песни. А их, песен, было много разных и хороших, хватавших задушу и разрывающих на части сердце, поднимавших в атаку, развеселых в часы короткого отдыха. А в этой было все, будто она соединяла все чувства воедино. ”

Песня “Соловьи”, стихи Алексея Фатьянова, музыка Василия Соловьева – Седого.

(Прослушивание записи.)

– Какие чувства вызывала у вас эта песня?

– Правильно, ребята, вот поэтому эта песня и до сих пор осталась в душе и памяти народной, сохранив живой отсвет и звучание грозных пламенных лет.

А мы продолжаем дальше наше знакомство с поэтами тех времен.

С первых дней и до конца войны был на фронте Александр Трофимович Твардовский, русский поэт, который родился в 1910 году в деревне Загорье, на Смоленщине. Стихи писал с детства. Во время ВО войны Твардовский работал во фронтовых газетах. Он верил, что любое зло ненадолго, любая беда пройдет, просто нужно ждать от жизни добрых перемен.

Твардовский – художник с мудрым сердцем и чистой совестью, до последнего дыхания преданный поэзии, человек большого гражданского мужества и честности. Уже после войны, в 1945 – 46 году, Твардовский создает одно из самых сильных произведений о войне – “Я убит подо Ржевом”, с которым мы сегодня познакомимся. Бои подо Ржевом (это город в Калининской области) были самыми кровопролитными за всю историю войны. И это стихотворение посвящается солдатам, павшим на полях ВО войны.

– Откройте учебник на стр. 168 (работа по учебнику) Читает…

– О чем это стихотворение?

(О погибшем неизвестном солдате.) Да, ребята, это стихотворение первый нерукотворный памятник неизвестному солдату.

– От чьего имени идет повествование?

(От первого лица, от имени погибшего солдата.)

– О чем беспокоится солдат? Зачитайте:

Я убит и не знаю,
Наш ли Ржев наконец.
Удержались ли наши
Там, на среднем Дону?

– Почему его нет, а его волнует “взят ли Ржев”?

(Потому что он патриот своей Родины, а “патриот” – это человек, преданный своему Отечеству, своему народу.)

– Почему “пусть не слышен наш голос,– Вы должны его знать?

(Это наша память о тех временах, то о чем мы говорили в начале урока, он призывает нас помнить об этом.)

Поэтому важно собирать, хранить, передавать из поколения в поколения то, что мы знаем о тех суровых долгих днях (о том суровом времени).

Следующая поэтесса Анна Андреевна Ахматова, чье имя также связано с войной. Настоящая фамилия Горенко. Родилась Анна под Одессой в 1889 г. Назвали ее в честь бабушки Анны Егоровны. Первое стихотворение она написала в 11 лет. Судьба уготовила ей нести на своих плечах и бремя славы и тяжесть отчаяния, но никто и никогда не видел ее с поникшей головой. Война застала Анну в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), в марте 1942 г. Газета “Правда” напечатала стихотворение Ахматовой “Мужество”, с которым мы сегодня познакомимся. Стихотворение проникнуто непоколебимой уверенностью в том, что народ найдет в себе силы выстоять в годину тяжких испытаний.

Чтение стихотворения учителем. Словарная работа:

Слово – кров. Кров – это жилище, приют.

– О чем это стихотворение?

(О мужестве, для сохранения русского слова.)

– Как вы понимаете слово “мужество”?

(А вот как трактуется это слово в словаре. “Мужество”-храбрость, присутствие духа в опасности.)

– Что подразумевается под русским словом?

(Народ вообще. Это стихотворение от имени истории и народа.)

– Почему?

Не страшно под пулями лечь,
Не горько остаться без крова,–
Но мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

(Это клятва сохранить русское слово, если мы его потеряем, то потеряем народ, нацию. Но наша задача не только сохранить великое русское слово, но и передать потомкам.)

Ахматова исполнила свое назначение на этой Земле. Она скончалась в 1966 г. В подмосковном санатории. Круглый год на ее могиле живые цветы. А 1989 г. Был объявлен годом Анны Ахматовой.

Ребята, мы познакомились с русскими поэтами того времени, но рядом с ними плечом к плечу сражались, отстаивая свободу и независимость поэты других национальностей.

И один из них – Расул Гамзатов. Это народный поэт Дагестана. Родился в 1923 г. В ауле Цада. Работал он учителем в школе. “В моей жизни не было ничего примечательного – говорил поэт – она была схожа с жизнью моих земляков – ровесников, но я не хотел бы, чтобы мои стихи имели сходства со стихами моих товарищей – поэтов. Пусть жизнь наша будет общей, как столбовая дорога, а стихи у нас пусть будут разными, как тропинки в горах”.

В стихах Расула Гамзатова много душевного тепла, доброго огня, сердечности, лиризма. Этим и притягивает его поэзия. Поэзия Гамзатова исполнена чувством любви и уважения к малой родине – Дагестану и большой родине – России.

Уже после войны в 1964 году было написано стихотворение Гамзатова “Журавли”, ныне ставшее популярнейшей песней. Поэт в нем говорит об очень близких каждому из нас вещах, о тех незабываемых детях Родины, которые полегли в родную землю, чтобы отстоять её от врагов. Музыку написал композитор Ян Френкель, позже он писал: “Стихи взволновали меня, они стали бесконечно близки и дороги мне. Стихи и музыка слились воедино – они стали частью моей жизни. Наверное, это и есть счастье композитора.”

Итак, песня “Журавли”, стихи Расула Гамзатова, музыка Яна Френкеля (прослушивание записи).

Лучшие произведения тех лет, с которыми мы сегодня познакомились и с которыми ещё предстоит познакомиться дальше, раскрывают горькую истину, что победа не пришла сама: она далась ценой больших жертв и потерь. Поэты всегда были вместе с народом на переднем плане борьбы. В песнях, в стихотворениях они дали точный ответ на главный вопрос времени, на жизненную потребность народа в поэтическом слове, которое помогло бороться и победить.

– А каково значение стихотворений о войне в наше мирное время?

(Мы сопереживаем героям, сравниваем себя с ними, примеряем на себе их жизнь. Задаёмся вопросом: “Как бы я поступил в подобном случае?” В этом смысле стихи о войне – это школа мужества.)

Правильно, ребята, война как всякое трагическое событие, создаёт такие ситуации, которые требуют необычайно ответственных решений. Это очень большое испытание силы духа, нравственности, совести. И надо с честью это выдержать.

– Почему тема войны, как 68 лет назад, так и сейчас по – прежнему интересна?

(Потому что, в свой час, в своё время, на той Великой войне были наши деды, прадеды, и ничья – нибудь, а их кровь течёт в наших жилах, их память отзывается в нас.)

Мы с вами должны помнить героическое прошлое России .

– Ребята, среди поэтов и писателей тех лет, чьи произведения были посвящены войне были и наши земляки. Это Михаил Шолохов, Виталий Закруткин и многие другие (Выступление заранее подготовленных учащихся: доклад или презентация любого донского писателя).

III. Выставление оценок.

IV. Итог урока. (Под музыку.)

Наш урок памяти подошёл к концу. Мы увидели, услышали, узнали, вспомнили только часть, малую часть того, что создано благородным народом. И чем дальше от нас уходят военные годы, тем дороже становится всё то, что касается тех дней. Вам предстоит сделать ещё много открытий, не раз восхититься мужеством и стойкостью героев, испытать чувство гордости за наш народ.

Спасибо за работу на уроке.