Урок чтения и развития речи. Н.М.Рубцов "Воробей". 3-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 3


Тема программы (раздел): Зимние страницы.

Цель урока: На основе стихотворения «Воробей», закрепить знания учащихся по теме «Птицы зимой».

Задачи урока:

  1. Обучающая: познакомить учащихся со стихотворением Н.М. Рубцова «Воробей», формировать умение работать со стихотворным текстом, учить понимать язык поэзии.
  2. Развивающая: совершенствовать технику чтения, формировать представления детей о зимующих птицах.
  3. Коррекционная: развивать память, внимание, мышление, речь.
  4. Воспитательная: воспитывать любовь к птицам, нравственные качества сопереживание, доброта.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: изучение нового материала.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный.

Межпредметные связи: живой мир, развитие речи.

Оборудование: презентация (у автора).

Речевой материал: подвода с поклажей.

Ход урока

Этапы урока Содержание урока. Деятельность учителя Деятельность детей Примечание

1. Организационный момент

а) Психогимнастика:

б) Артикуляционная гимнастика

– Игра «Ленивый котёнок»

в) Речевая разминка

массаж с проговариванием

Приложение 1

 

Приложение 2

2. Актуализация опорных знаний

– ребята о ком мы пропели?

– какое это животное? дикое или домашнее?

– У кого дома есть домашние животные. Давайте проверим как вы справились с домашним заданием.

– Что было задано на дом?

Молодцы! Вы хорошо справились с домашней работай. и уверена что вы хорошо заботитесь о своих питомцах. Ведь они наши друзья.

– о козе

домашнее

 

Рассказать о домашнем питомце

 
3. Целеполагание и мотивация обучения

Сегодня мы с вами продолжим говорить о наших друзьях. Мы поговорим о крылатых друзьях.

Кто такие крылатые друзья?

– какие произведения мы с вами читали о животных?

 

птицы

В. Бианки «Кошкин питомец», М. Пришвин «Гаечки»

 

4. Изучение нового материала

О наших друзьях птицах писал Н.М. Рубцов.

– Сегодня мы познакомимся со стихотворение «Воробей» и еще больше узнаем о воробьях.

– Посмотрите на этих птиц

– Какой их них воробей?

– Воробьи, какие это птицы? перелетные или зимующие?

– Как живется птицам зимой?

2. Словарная работа

3. Чтение стихотворения

А) чтение учителем

– как вы понимаете выражения

«Чуть живой»

«как заметит подводу с поклажей»

«Бросается к ней»

«И дрожит он над зернышком бедным»

«Не становится вредным»

Б) Самостоятельное чтение

В) чтение вслух

 

 

 

 

Зимующие

Трудно, голодно

 

 

 

 

Может умереть

Повозку с грузом

Летит к ней

Бережет зернышко

Не становится злым

Портрет автора

5.Физ.минутка

О чем поют воробушки
В последний день зимы
– Мы выжили!
– Мы дожили!
– Мы живы, живы мы!

Шагают на месте
Руки в стороны на пояс
Хлопают в ладоши
Прыжки на месте
Шагают на месте

 
6. Закрепление материала

Игра «Прятки»

Нужно найти спрятанное слово

– Ребята вам понравилось стихотворение?

– какое настроение вызывает это стихотворение?

Почему грустное?

– А как надо помогать птицам зимой?

– Какой пример нам в этом стихотворении приводит автор?

А гляди не становится вредным, от того что так трудно ему

– Чему учит это стихотворение?

На примере маленького воробья

Мы должны учиться быть хорошими людьми.

Как бы трудно нам не было в жизни, всегда нужно быть добрыми, отзывчивыми .

 

 

 

грустное

воробья жалко ему холодно, голодно

делать кормушки

 

 

Быть добрыми, помогать птицам, жалеть их

 

7. Итог урока

– Что нового узнали на уроке?

Молодцы! Вы старались, замечательно работали на уроке

Рассказывали о своих питомцах, отвечали на вопросы

Попробуйте оценить себя сами.

Кто считает, что он активно работал, отвечал на вопросы полными ответами и заслужил пять.

Кто старался но у него что то не получилось и заслужил четыре

Узнали о воробьях, как им трудно живется зимой

Помогать птицам зимой

 

Дети поднимают карточки с цифрами

 

8. Домашнее задание

Стр. 59

I группа выучить наизусть

II группа выразительно чтение

III группа выразительное чтение 4 строчек

– повторяют задание

 

Литература:

  1. З.Е. Агранович. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. – СПб., 2003.
  2. А.Г Арушанова «Речь и речевое общение детей» - М, 2006.
  3. С.Ю. Ильина «Книга для чтения» 2класс- СПб: «Просвещение», 2006.
  4. Н.В. Нищева « Система коррекционной работы в логопедической группе» - СПб., «Детство-Пресс», 2003.
  5. Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов»- М., «Владос», 2001.
  6. А.Ф. Рыбина «Коррекция звукопроизношения у детей» - Волгоград, 2001.