"Ты меня понимаешь?" Сценарий практикума общения для педагогов

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: актуализация участниками собственной коммуникативной позиции.

Задачи:

  • активизировать внимание педагогов к невербальным средствам общения,
  • усовершенствовать навыки прочтения состояния другого по невербальным сигналам,
  • способствовать развитию эмпатических умений.

Время занятия: 2,5 часа.

Участники: педагоги школы.

Организация пространства:

  • свободное пространство для выполнения динамических упражнений (рекреация),
  • стулья, расставленные в круг,
  • столы для индивидуальной и парной работы.

Ресурсы:

  • магнитофон (компьютер), диски с записями музыки,
  • карточки с заданиями по интонированию и жестам,
  • фотографии (мимика), рисунки (жесты),
  • информационные листы.

Сценарий занятия

1 этап. Разминка.

Упражнение «Здравствуйте!»

Задача: создание в группе непринужденной атмосферы.

Участникам предлагается поздороваться друг с другом без слов различными способами: кивком, рукопожатием, улыбкой, плечом, локтем, бедром, спиной, пяткой, лбом.

Обсуждение результатов выполнения упражнения.

Вопросы для обсуждения.

Какой способ здороваться оказался для вас самым неожиданным? Сложным? Неприятным? Комфортным? Почему?

Какие чувства вы испытали, выполняя это упражнение?

2 этап. Актуализация проблемы.

2.1 Упражнение «Поговорим!»

Задача: актуализация представлений участников об эффективности общения.

Участникам предлагается разделиться на пары и поговорить на любые интересующие их темы. Условия разговора задает ведущий:

– начать разговор, сидя (стоя) лицом друг к другу,

– продолжить разговор, сменив позиции (один партнер сидит, второй стоит),

– партнеры меняются позициями и продолжают разговор,

– продолжить разговор стоя, повернувшись спиной друг к другу.

Обсуждение результатов выполнения упражнения.

Вопросы для обсуждения

Легко ли было начать разговор?

Какие чувства вы испытывали, ведя разговор сверху? Снизу вверх?

В каком положении разговор было вести сложнее всего? Почему?

Какое положение для разговора оказалось для вас самым комфортным? Почему?

2.2 Беседа «Средства общения».

Задача: актуализация представлений участников о роли невербальных средств общения в коммуникации.  

Вопросы для обсуждения

Какие средств общения вы знаете?

Что относится к вербальным и что к невербальным средствам общения?

Сколько примерно процентов, по вашему мнению, в передаче информации приходится на вербальные и сколько - на невербальные средства общения? Почему вы определили именно такое соотношение?

Вывод.

Не все сигналы, посылаемые нами во внешний мир, являются вербальными. Говорим мы при помощи голоса, но взаимодействуем с окружающими, используя всетело. Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств (слова) на 7%, за счет звуковых средств (тон голоса, интонация) – на 38% и за счет невербальных средств – на 55%. Профессор Бердвислл обнаружил, что доля словесного общения в беседе составляет менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения. [2]

3 этап. Выполнение тренировочных упражнений.

Задачи:

– активизация внимание к невербальным средствам общения,

– совершенствование навыков прочтения состояния другого по невербальным сигналам.

Ведущий: Интонация, мимика, жесты могут многое рассказать об эмоциональном состоянии собеседника, его отношении к происходящему. Педагогам, чья профессия непосредственно связана с общением, важно развивать в себе чувствительность к невербальным средствам общения, поэтому предлагаю выполнить ряд упражнений на умение понимать и интерпретировать невербальные сигналы.

3.1 Интонирование.

Ведущий: Одна и та же фраза может нести различную эмоционально-смысловую нагрузку в зависимости от интонации. Предлагаю убедиться в этом на примере.

3.1.1 Упражнение «Интонационная разминка».

Задание: произнести пословицу «Тише едешь – дальше будешь» с определенной интонацией (радость, удивление, испуг, восхищение, грусть, спокойствие и др.).

3.1.2 Упражнение «Догадайся!».

Задание: каждый участник вытягивает табличку с названием определенного эмоционального состояния. Нужно произнести фразу «Иди сюда» с указанной интонацией как можно ярче. Участникам группы необходимо определить заданную эмоцию.      

3.2 Работа с мимикой и жестами.

3.2.1. Упражнение «Зеркало».

Участники разбиваются на пары и по очереди зеркально повторяют движения друг друга.

3.2.2 Упражнение «Отгадай эмоцию».

Ведущий: Когда у человека меняется настроение, изменяется и выражение его лица – мимика. Изменения отражают положение губ, бровей, губ, поворот головы, взгляд. Говорят, что глаза – это зеркало души. Но так ли это? В. Вересаев писал: «Глаза - зеркало души. Какой вздор! Глаза – обманчивая маска, глаза – ширмы, скрывающие душу. Зеркало души – губы. Хотите узнать душу человека, глядите на его губы. Берегитесь глаз! Из-за глаз именно так часто и обманываются люди. Губы не обманут». Исследователи утверждают, что Лев Толстой описал 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки человека [2]. Поработаем с мимикой?

Задание: Каждый участник получает фотографию человека [4]. Нужно определить, какое чувство испытывает человек, изображенный на фотографии; объяснить, по каким признакам это определили.

3.2.3 Упражнение «Определи жест».

Задание: Каждый участник получает рисунок с изображением человека [1].Необходимо определить, какое эмоциональное состояние человека передают его жесты.

3.2.4 Упражнение «Отгадай!».

Задание: Участник выбирает карточку с заданием передать жестом и мимикой определенное состояние человека. Остальным нужно определить загаданное состояние.

Обсуждение результатов выполнения упражнений.

Вопросы для обсуждения.

Трудно ли было выполнить задание?

Что вы чувствовали во время выполнения упражнения?

Кто из участников точнее передал эмоцию?

Что вы смогли понять, выполняя эти задания и наблюдая за другими?

3.2.5 Упражнение «Пантомима».

Задание: Ведущий задает тему, которую участники, объединившись в пары, должны раскрыть с использованием невербальных средств: «Внести бревно и распилить его», «Встреча на одной скамейке», «Внести и повесить на стену ковер», «Утешение обиженного», «Пройти по качающемуся мостику». Остальные должны отгадать, что было задумано [5].

Обсуждение результатов выполнения упражнений.

Вопросы выступавшим:

Легко ли было выполнить данное задание? Какие трудности возникли?

Что, на ваш взгляд, помогло удачно справиться с задачей?

Трудно ли было прийти к общему мнению в процессе выполнения задания? (паре)

Вопросы наблюдателям:

Какое выступление, по-вашему, было более удачным? Почему?

4 этап. Подведение итогов.

Задача: развитие навыков рефлексии.

4.1 Рефлексия.

Вопросы для обсуждения.

Интересно ли было работать на занятии? Что показалось наиболее интересным?

Какие чувства вы испытывали, выполняя предложенные задания?

Какие упражнения получились достаточно легко, какие – труднее? Почему?

Насколько полезным для вас оказалось участие в данном занятии? Как можно использовать полученные знания в своей педагогической деятельности?

4.2 Информирование.

Участники получают информационные материалы об особенностях невербальных средств общения, список литературы по теме занятия для самостоятельного изучения.

4.3 Упражнение «Карта погоды».

В конце встречи педагоги оценивают свое настроение в течение занятия, выбирая одну из карточек: «солнце», «солнце из-за облака», «туча с дождем» – и прикрепляют её на Карту погоды.

Примечание. Выбор карточки и расположение на карте позволяет оценить уровень эмоционального комфорта каждого участника во время встречи.

5 этап. Ритуал завершения занятия.

Упражнение «Комплимент».

Все участники поочередно произносит фразу: «Сегодня я хотела бы сказать «спасибо» … (кому, за что)».

Работа в кругу, порядок высказывания свободный.

Список литературы.

  1. Аллан Пиз Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. – Н. Новгород, 1992.
  2. Андрус Н.Л., Андрус Л.А. Искусство общения. – Челябинск: Челябинский дом печати, 1994.
  3. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. – М.: Ось-89, 2009.
  4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1989.
  5. Клюева Н.В., Свистун М.А. Программы социально-психологического тренинга. – Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1992.
  6. Ли Девид. Практика группового тренинга. – СПб.: Питер, 2002.