Личностно-ориентированный подход в коррекционной работе логопеда

Разделы: Коррекционная педагогика


1. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Основным принципом личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.

Индивидуальность – обобщенная характеристика особенностей человека, которая формируется как на основе наследственных природных задатков в процессе воспитания, так и, одновременно, (главное для человека) в ходе саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Это сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовании, с целью более полного удовлетворения запросов родителей и детей.

Внедрение Федеральных государственных требований, а затем стандартов (Федеральный закон об образовании от 26.12.12 г.; Федеральная целевая программа развития образования на 2011 –2015 г.; Указ Президента Р.Ф. от 7.05.12 г. “О мерах реализации гос. Политики в области образования и науки” к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования, отвечает новым социальным запросам и формирует задачу воспитать человека любознательного, активного, интересующегося новым, неизвестным в окружающем мире, способного самостоятельно действовать….

В настоящее время особую актуальность приобретает обеспечение равных стартовых возможностей для обучения в школе детей с разными ограничениями в здоровье.

Проблема личностно-ориентированного подхода к развитию детей с общим недоразвитием речи (ОНР) является одной из важнейших в теории и практике логопедии. Сложность и многогранность этой проблемы объясняется увеличением числа видов и форм речевых нарушений, отрицательно влияющих на психическое развитие ребенка, отражающихся на его деятельности, поведении, социальной адаптации. В связи с этим в настоящее время становиться все более актуальным личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию детей с общим недоразвитием речи. В практике личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми приоритетным является развитие личности ребенка. К вопросам личностно-ориентированного развития детей дошкольного возраста обращались Г.А. Волкова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, С.А. Миронова, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева и другие исследователи, разрабатывающие психолингвистические и дидактические основы методики развития речевого общения детей, содержание и приемы коррекционно – педагогической работы.

Цель.

Спроектировать личностно-ориентируемую образовательную среду, направленную на формирование условий для всестороннего развития ребенка с речевой патологией в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Задачи.

1. Проанализировать теоретические основы проблемы формирования личности старшего дошкольника, в том числе с общим недоразвитием речи.
2. Изучить особенности личности старшего дошкольника с общим недоразвитием речи и обосновать необходимость личностно-ориентированного подхода.
3. Разработать и апробировать направления и приемы личностно-ориентированного коррекционного воздействия на детей старшего дошкольного возраста с ОНР, с учетом коммуникативного, познавательного, речевого развития и личностной активности детей.
4. Повысить уровень компетентности родителей в вопросах личностно-ориентированного подхода в воспитании детей дошкольного возраста.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе пройденного анализа.

На основе проведенного анализа противоречий, возникающих в современной системе дошкольного воспитания, возникает проблема несоответствия результата профессиональной педагогической деятельности федеральным государственным требованиям. Особенно “западающим” моментом является социально-личностное направление развития личности дошкольника, так как в прежней системе дошкольного образования основное внимание уделялось интеллектуальному развитию, а в сегодняшней системе, когда требуется развитие интегративных качеств ребенка – не созданы условия для этого. Известно, что “зону ближайшего развития” ребенка задает взрослый, и это касается не только развития отдельных функций, психических качеств, но и личности в целом. Л.С. Выготский подчеркивал, что сотрудничество взрослого с ребенком – один из центральных факторов детского развития. “Зона ближайшего развития” способностей и личности в целом для каждого ребенка индивидуальна. Это осложняет деятельность педагогов, даже самая инновационная, ориентирована на некую общую “зону ближайшего развития” ребенка, определенного паспортного возраста. Далеко не каждый ребенок попадает в такую усредненную “зону ближайшего развития”, одни еще не готовы туда войти, другим там уже скучно. Следовательно всякий раз, на каждом уровне сотрудничества с воспитателем ребенок попадает или не попадает в свою “зону ближайшего развития”. Однако результаты обучения, и самочувствие ребенка, и его межличностные отношения – со сверстниками, педагогами, родителями находятся в прямой зависимости от этого “непопадания”. Часто в случаях неважных результатов воспитания и обучения “виноватым” бывает ребенок, хотя его “вина” заключается лишь в том, что взрослые не определили пространство его сегодняшних возможностей, не поняли и не учли его самочувствия в познавательной деятельности. “Ребенок не знает, не расслышал, не понял, прослушал, ошибся, не сумел, не может – все это его “вина”. Невезение или плохое самочувствие, каждая трудность – его “вина” и злая воля”, – писал Я.Корчак. В таком контексте не успешности формируется самооценка ребенка – одно из центральных личностных образований.

Поэтому в своей работе я решила направить усилия на развитие индивидуальности с учетом социальных требований и запросов к развитию её качеств, что предполагает по существу социально – личностную, а точнее культурно-личностную модель ориентации образования. В соответствии с личностно-ориентированным подходом успешность реализации этой модели обеспечивается через выработку и освоение индивидуального стиля деятельности, формируемого на базе индивидуальных особенностей детей.

3. Описание нового образовательного результата, сформированного у дошкольника.

Основа успешности каждого ребенка, это сформированность высших психических функций, которые позволят дошкольнику полноправно участвовать в процессе обучения и воспитания. Начинать работу следует с тех видов деятельности, которые самоценны Основа успешности каждого ребенка, это сформированность высших психических функций, которые позволят дошкольнику полноправно участвовать в процессе обучения и воспитания. Личностно-ориентированная дидактика, опирающаяся на теоретическую модель трансактного анализа Э.Берна, предполагает реализацию следующих стратегических принципов: вариативности, синтеза интеллекта, аффекта и действия, приоритетного старта

1. Взрослый, работающий с дошкольниками, ответственен за то, чтобы в модели обучения, которую он предлагает ребенку, была заложена возможность выбора собственной модели учения. Здесь предусматривается вариативность содержания, методов и форм обучения, а так же и вариативность среды в группе детского сада.
2. Работа с детьми в одинаковой мере должна вовлекать их в процессы познания, действия и эмоционального освоения мира. Идеалом личностно-ориентированной дидактики является конструирование таких условий образовательной работы с детьми, которые порождают гармонию трех названных аспектов деятельность ребенка.
3. Начинать работу следует с тех видов деятельности, которые самоценны для каждого конкретного ребенка, непременно учитывать стартовые предпочтения детей.

Кроме того, следует учитывать и склонности педагога, который также должен быть увлечен.

Реализация данных идей предполагает создание общего психологического пространства, игровое пространство процесса образования, а в качестве форм работы с детьми – организацию сюжетных игр, дискуссий, диалогов, совместных наблюдений, экспериментов и экскурсий.

4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

В истории современной педагогики имеется целый ряд образовательных технологий, которые можно отнести к личностно-ориентированным, так как они реализуют аспекты развития творческой личности, её неповторимой индивидуальности. В числе первых из них технология проблемного обучения, основанная на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи . Он полагал, что метод проектов – это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности детей, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

Использование технологии проектирования как одной из форм поисковой деятельности позволяет эффектно решать важные задачи развития творческих способностей дошкольников. По определению В. Ротенберга, поисковая деятельность – это активное поведение (развитие мысли, фантазии, творчества) в условиях неопределенности. Такого рода деятельность стимулирует внутреннее развитие и в определенной степени влияет на личность в целом: подавление детской инициативы приводит к развитию пассивной позиции, а в будущем – к отказу от решения сложных как учебных, так и жизненных проблем, к капитуляции перед трудностями. Детская субкультура – огромный мир, живущий по своим законам, не всегда понятным взрослым. Для ребенка характерна колоссальная жажда жизни, что ярко проявляется в его потребности в активных действиях, общении, самовыражении, разнообразных впечатлениях.

Не потерявший связи с миром детей взрослый знает: огражденная от насильственного вмешательства окружающих жизнь, проживается ребенком в формах игры, сказки, путешествия, приключения, экспериментирования.

Педагоги нашего детского сада стараются включать вышеперечисленные методы, однако необходимо привести их в систему, чтобы разработать комплексную– целевую программу “Личностно-ориентированное обучение как средство развития творческих способностей”, которая и выступит как в качестве модели личностно-ориентированной системы обучения и воспитания.

Как показал опыт работы в ДОУ введение проектной деятельности в обучение и воспитание дошкольников во многом содействует становлению личностно-ориентируемой педагогической системы. Роль обучаемого в организации его образования, становиться еще более значимой, поскольку при организованном учебном процессе самообучения, ребенок сам выбирает образовательную траекторию в детально разработанной и умело организованной учебной среде. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, не следует ставить перед ними слишком отдаленные задачи, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности. Однако индивидуальные, кратковременные проекты могут быть объединены в одну расширенную систему – более сложные длительные проекты или программы. Реализация проекта осуществляется в игровой форме, с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, разведки, встреча с людьми разных профессий, игры в объектах социальной среды, практически полезные дела) В ходе такой работы ребенок не только приобретает опыт социального взаимодействия в творческом коллективе единомышленников, формирует собственные представления о принципах сотрудничества и научной организации труда, но и использует полученные знания в своей деятельности, присвоив их, обозначив тем самым свое становление как субъекта познания, развивая в совокупности все стороны личностного “я” в конкретной деятельности, ее самоконтроль и самоанализ. Это способствует саморазвитию обучающегося, повышению его статуса субъекта учебного процесса. Такая форма организации обучения в нашем дошкольном учреждении позволила повысить эффективность обучения и воспитания. Она обеспечивает систему действенной обратной связи, что способствует развитию личности, самореализации не только дошкольников, но и педагогов, принимавших участие в разработке проектов. Им предоставлялись новые возможности осмысления собственного опыта, совершенствование своего профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического опыта, направленного на выработку единства требований, что, в конечном счете, способствует оптимизации учебно – воспитательного процесса на основе его проектирования.

Для получения новых образовательных результатов, понадобится внести существенные изменения в содержание образовательного процесса.

Изменения в содержание образовательного процесса:
– коллективно-творческое дело
– социально-оздоровительные развивающие технологии
– индивидуальная работа с ребенком
– моделирование ситуаций и совместный с детьми поиск решений;
– использование мультимедийных игр и пособий

Прогнозируемый результат:

Дети:

  • Развиты присущие ребенку личностные качества и способности.
  • Сформирована положительная Я – концепция.
  • Развиты творческие способности.
  • Овладели навыками самопознания.
  • Развиты индивидуальности ребенка с учетом социальных требований и запросов.

Родители:

  • Осознанная причастность к воспитанию творческой, инициативной, самостоятельной личности.

Педагоги:

  • Знание уровня развития, темпа развития каждого ребенка и учет индивидуальности каждого ребенка.
  • Создание условий для всестороннего развития ребенка с речевой патологией в целях обогащения социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
  • Создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работ без боязни ошибиться.

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (научно – методические, материально – технические, нормативно – правовые, информационные, организационные).

Для достижения новых образовательных результатов необходимо внести существенные изменения в условия. Прежде всего, необходимо провести работу с педагогическими кадрами. Каждому педагогу необходимо пройти курсы повышения квалификации на тему: “Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся”, помогающие разобраться в современной системе дошкольного образования. Так же, им необходимо пройти психологические тренинги личностного роста, так как не все педагоги готовы к изменениям внутри себя. Для того, чтобы раскрыть педагогам суть проблемы личностно-ориентированного развития ребёнка, методы и пути её оптимизации, необходимо разработать методические рекомендации для них.

  • Поддерживать различные инновационные формы работы в данном направлении.
  • Оказывать помощь педагогам в разработке авторских программ личностно-ориентированного развития детей.
  • Способствовать организации обмена опытом с другими ДОУ по данной проблеме, с целью поиска новых оптимальных путей ее решения.

Информационные компьютерные технологии являются эффективным средством в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала. Приобретение и использование современной оргтехники так же может повысить эффективность развивающей деятельности, как и приобретение новых адаптированных к ДОУ психологических методик. Необходимо наладить более тесное взаимодействие с родителями воспитанников, так как эффективность образовательного процесса ощутима только в том случае, если взаимодействуют все участники образовательного процесса. Это и вовлечение родителей в работу над проектами, направленными на развитие личностно-ориентированного подхода, и занятия в родительских клубах, и их консультирование.

– Создать современную, обогащенную предметно-развивающую среду, соответствующую целям программы, обеспечить педпроцесс нужными методическими пособиями и материалами, пополнить методическую среду новыми проектами и разработками; техническими средствами (видеокамера, фотоаппарат, телевизор, музыкальный центр), компьютерным оборудованием и программным обеспечением.
– Составить программу проекта взаимодействия семьи, детского сада.

Обобщить передовой опыт коллег, подобрать статьи на тему “Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании дошкольников с ОНР”.

– Внести изменения в годовой план ДОУ.

Кадровые:

– Повышение квалификации педагогов по изучаемому вопросу.
– Совместная работа с педагогами ДОУ (воспитателем, музыкальным руководителем, психологом).

Нормативно-правовые:

– Указ Президента РФ “О национальной стратегии действий в интересах детей” на 2012–2017 г.
– Постановление правительства Российской Федерации № 172 от 21.03. 2007 г. “О федеральной целевой программе “Дети России”;
– Приказ Минобрнауки России № 655 от 23.11.2009 г. “Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования”;
– Основная образовательная программа ДОУ.

Информационные:

– Журнал “Дошкольное воспитание” “старший воспитатель”.
– Подборка информационно-методической и художественной литературы для родителей.
– Информационное освещение деятельности на сайте ДОУ.
– Ресурсы интернета.

Используемая литература:

  1. Ресурсы интернета.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни – М.: Мысль, 1991.
  3. Аскарина Н.М., Щелованов Н.М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. М., 1960.
  4. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. М.: Сфера, 2003. – 88 с.
  5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977.
  6. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.,1986 – 547с.
  7. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968.
  8. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.: Астрель, 2007. – 224 с.
  9. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. – М., 1985.
  10. Бадалян Л.О. Детская невропатология. –М. 1982 – 576 с.
  11. Базжина Т.В. Психолингвистический анализ некоторых этапов доречевого развития // Становление речи и усвоение языка ребенком / Под ред. Ю.В. Рождественского. – М., 1985. С. 6-20.
  12. БаряеваЛ.Б., Зарин А.П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. – СПб., 200Г. – 416 с.
  13. Белова-Давид Р.А. Причины недоразвития импрессивной и экспрессивной речи у детей дошкольного возраста. В кн.: Нарушение речи у дошкольников. Соег. Р.А.Белова-Давид, Б.М.Гриншпун. – М., 1972. С. 82–127.
  14. Белухин ДА. Педагогическая психотерапия. М., 1995.
  15. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. – М., 1964. – 91с.
  16. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). М., 1977. 126 с.
  17. Бенилова С.Ю, Давидович Л.Р. О ранней профилактике нарушений развития //Дошкольное воспитание. – 2006. – № 9. – С.61–65.
  18. Блонский Г.Ш. Память и мышление // Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.В. Петровского. М., 1960. – т. 2. – С. 118–340.
  19. Берне Р. Развитие Я– концепции и воспитания. – М., 1986. – С.11.
  20. Бернштейн Н.А. О построении движений. М., 1974.
  21. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. М.: “Академия”, 2002. – 2 24с.
  22. Богуславская З.М. Умственное развитие дошкольников.–М., 1990. 102с.
  23. Бодалев А.А. Личность и общение: Избран, псих, труды. – М. Междунар. педаг. академия, 1995. – 324 с.
  24. Божович Л.И. Этапы – формирования1 личности в онтогенезе // Вопросы психологии. – 1978. № 4. – С. 23–36.
  25. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования. // Педагогика 1997. – № 4. – С.11–17.