Урок по теме "Энергосберегающие лампы"

Разделы: Физика

Класс: 8

Ключевые слова: энергосберегающие лампы


Класс 8 УМК: автор Перышкин А.В.

Название урока: Энергосберегающие лампы (можно провести после урока «Работа электрического тока»).

Образовательная цель урока: Получить учащихся, знающих следующие физические суждения:

  • устройство ЭСЛ: стеклянная трубка, покрытая люминофором; два электрода; источник напряжения; капелька ртути, электронный блок;
  • принцип действия ЭСЛ основан на излучении парами ртути УФЛ, которые падают на люминофор и вызывают его свечение;
  • пары ртути токсичны, поэтому ЭСЛ требуют особой утилизации.

Развивающая цель урока: Получить учащихся, владеющих следующими видами деятельности ( учебными компетенциями):

  • распознавать ЭСЛ среди источников света;
  • рассчитывать по квитанции стоимость электроэнергии.

Воспитательная цель урока: Получить учащихся убежденных в том, что ЭСЛ позволяют экономить энергию в бытовых условиях, а значит экономить денежные средства на оплату электроэнергии.

Формы работы: групповая, интерактивная.

Ресурсы урока: Интернет, презентация «ЭСЛ», дидактический материал: задания, учебная карта, образец выполнения, план достижения цели, паспорт ЭСЛ. На уроке использовалась методика формирования ключевых компетенций (автор Анофрикова С.В.) [2]

Ход урока представлен в Таблице.

Автором методики доктором физико- математических наук Анофриковой С.В. ключевые компетенции выделены в группы [2]:

  1. ВД адекватные НЗ по распознаванию, по воспроизведению (созданию),
  2. ВД адекватные НЗ по нахождению физических величин
  3. ВД с готовыми НЗ (информационные): понимание научного текста, составление обзора, систематизация, обобщение, решение учебных и прикладных задач …
  4. Методы научного общения (коммуникативные): выступление с докладом, построение ответа на заданную тему, участие в дискуссии …
  5. Рефлексивные ВД

В последних пяти столбцах таблицы поставлен плюс, если на данном этапе урока созданы условия для формирования компетенций.

Рекомендации к использованию:

  • План урока пишем на доске, т.к. в течение урока к нему возвращаемся.
  • Слайд 5 – используем, если группа не сделала Д\з, Про ртуть рассказывала ученица 10 класса по своей презентации [Приложение 4]
  • Дидактический материал содержит 5 заданий для учеников, задание – цель по распознанию ЭСЛ и таблицу для организации работы по планированию, оценочную карту урока для выставления самооценок, Д\з задачи по желанию (эти задачи учащиеся обычно фотографируют на телефон). Дидактический материал выдается каждому ученику группы.
  • Урок «Энергосберегающие лампы» разрабатывался для внеурочного занятия продолжительностью 60 мин, поэтому презентация требует корректировки.
  • Кстати, урок проводился и в 10 классе, только мы расширили этап о нанотехнологии. Если в 8 классе с задачей про студентов в полном объеме справилось 38% учащихся, то в 10 классе почти в 2 раза больше (62%).

Приложения к уроку.

Литература:

  1.  1. Акулова О.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся М., 2009.
  2. Анофрикова С.В. Методика формирования ключевых компетенций на уроках физики М., 2012.
  3. Роуэлл Г. Герберт С. Физика М.: Просвещение, 2001.