Рефлексивный компонент в профессиональной подготовке будущих учителей химии

Разделы: Химия


В последние годы опыт педагогической практики студентов выявил ряд недочётов, которые вытекали из самого содержания образования: слабая психологическая подготовка, знания студентов ограничивались представлениями о том, что воспитание – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на учащегося, а обучение – это процесс вооружения учащихся научными знаниями, умениями и навыками. Проблемы и задачи, с которыми в последнее время приходилось сталкиваться учителям и студентам, являлись все более творческими и не имели шаблонного и однозначного пути решения.

В современных социально-экономических условиях для любого учебного заведения способность педагогического коллектива к осуществлению деятельности рефлексивного характера стала одним из важнейших критериев его выживания, продуктивности и успешности.

В связи с этим наиболее конструктивным путем оказывается рефлексивное переосмысление и преобразование педагогами и студентами своего опыта, своей деятельности.

Опыт проведения такой практики у студентов показал, что это новое направление, которое стремится помочь будущему учителю управлять собственной профессиональной деятельностью в условиях неопределенности с помощью рефлексивных способностей, которые включают в себя следующие основные интеллектуальные умения:

  1. умение увидеть в педагогической ситуации проблему и оформить ее в виде педагогических задач;
  2. умение при постановке педагогической задачи ориентироваться на ученика как на активно развивающегося субъекта учебно-познавательной деятельности, имеющего собственные мотивы и цели;
  3. умение сделать предметом анализа каждый свой педагогический шаг;
  4. умение конкретизировать и структурировать проблему;
  5. умение раздвинуть горизонты практики и увидеть новые проблемы, вытекающие из предшествующего опыта;
  6. умение найти способы решения задачи, которые приносят быструю отдачу;
  7. умение тактически мыслить, т.е. конкретизировать педагогические задачи в поэтапные и оперативные, принимать оптимальное решение в условиях неопределенности, гибко перестраиваться по мере изменения ситуации;
  8. умение мыслить предположениями, гипотезами, версиями;
  9. умение в ситуации дефицита времени принимать достойное решение выхода из трудных педагогических ситуаций;
  10. умение анализировать педагогическую ситуацию в динамике ее развития, видеть близкие и отдаленные результаты;
  11. умение комбинировать элементы теории и практики, чтобы получить целое, обладающее новизной знание;
  12. умение объективно и непредвзято оценивать педагогические факты и явления;
  13. умение доказательно, аргументировано, ясно и доходчиво излагать свою точку зрения.

Взятые вместе, эти ключевые умения составляют "материальную базу", своеобразную рефлексивную технологию, при помощи которой и формируется профессиональный опыт студента или учителя.