Урок литературы по теме "Милосердие в рассказе Александра Куприна «Чудесный доктор»". 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цели урока.

  1. Образовательная: анализ художественных описаний рассказа (потрет, пейзаж, интерьер) с целью раскрытия их роли в идейно-образной структуре произведения, исследование позиции автора.
  2. Развивающая: развитие навыков вдумчивого чтения, внимательного и бережного отношения к художественному слову, развитие ассоциативно-образного мышления, наблюдательности, развитие речевой деятельности (навыков умственного труда, в основе которого - лингвистический анализ текста).
  3. Воспитательная: воспитание интереса к русским национальным проблемам, истокам русского национального характера, воспитание доброго отношения к людям, сострадания, понимания языка музыки и изобразительной деятельности человека, умения тонко чувствовать, понимать другого.

1. Организационная часть.

2. Мотивационный этап. Ребят, сегодня мы продолжим работу над рассказом А.Куприна “Чудесный доктор”. На прошлом уроке мы поработали над композицией, сюжетом рассказа, дома вы нарисовали иллюстрации к отдельным фрагментам текста (вам было дано творческое задание по группам). Сегодня на уроке ваши творческие работы помогут нам при работе с текстом.

Совсем недавно, работая в творческой мастерской, мы наблюдали, какую роль играет портрет героя, пейзаж в произведении. А сегодня мы понаблюдаем за ролью художественных описаний (портрета, пейзажа, интерьера) в идейно-образной структуре рассказа А.И. Купина “Чудесный доктор”. Сегодня мы с вами проживём небольшой промежуток времени вместе с героями рассказа, выразим своё отношение к ним, к их судьбам, будем переживать и радоваться вместе с ними. А как же автор? Сегодня мы увидим и его оценку изображаемым событиям, посмотрим, какие же проблемы поднимает автор в этом рассказе, как решает их. И в этом поможем ему мы с вами.

Раздаётся плач ребёнка.
Учитель читает слова:
Тебя сегодня обидел кто-то…
Ты болен…
Ты плачешь…
Не плач, не горюй…
Послушай меня, и тебе будет легче,
Мой милый ребёнок…
Не плачь, не горюй…
Не плачь, вытри слёзы!
На сердце спокойно…
Не плачь, не горюй.
Улыбнись, всё плохое забудь…
Слёзы…

Как горько смотреть на человека, который плачет, ему больно, ему страшно, у него горе или страшная боль.

Помочь, мы спешим помочь этому человеку.

И эпиграфом нашего урока будут слова Льва Яшина “Спешите делать добрые дела…” (эпиграф - слайд №1).

Совсем недавно на уроке русского языка мы встретились со словом “милосердие”, нам пришлось подумать, поразмышлять, чтобы подобрать синонимы к этому слову. И вот теперь мы снова встречаемся с этим словом, но уже на уроке литературы.

А как вы понимаете, что такое милосердие?

Что же такое милосердие? (Проблема)

Милосердие, это что же?
Как найти его, как узнать?
Может, нет его вовсе на свете?
Где же можно его поискать?
Оглянись ты, мой друг, и
увидишь,
Сколько рядом хороших
людей!
Как тепло рядом с ними, уютно
Жить, общаться, учиться и
Рядом сидеть …
Оглянись, посмотри на мир этот,
Окружающий нас: и тебя, и меня.
Ну, а сколько же безразличия, горя,
Слёз и печали для нас жизнь готовит -
Ответить трудно –
Милосердие, что же это?
Попытайся сегодня понять.
И урок наш сегодня поможет
Разобраться в проблеме такой:
Милосердия нет в нашей жизни,
Может всё-таки есть,
А может это норма людей?!
Может в сказках живёт милосердие?
Может чудо живёт среди нас?
Что же это? Пытайся ответить.
Что же это? Пытайся понять.
Постарайся любить человека,
Постарайся душу понять…

- А теперь попытаемся ответить на вопрос:

Чем же тронул вас рассказ А.И.Куприна “Чудесный доктор”?

- Какие мысли и чувства пробудил?

3. Определение жанра рассказа А.И.Куприна “Чудесный доктор”.

- А к какому жанру относится этот рассказ?

- Как по-другому называются святочные рассказы?

- А почему их так называют?

- Когда мы отмечаем Рождество Христово?

- Да совсем скоро мы будем отмечать светлый праздник Рождества Христова, Новый од.

- Любите ли вы эти праздники?

- Какие чувства испытываете при их приближении?

- А в рассказе А.И Куприна “Чудесный доктор”?

Звучит музыка.

Люди ждут праздник, готовятся к нему.

- А какую музыку вы сейчас слышите? (грустную).

- Почему? Музыка грустная, а впереди радостный, светлый праздник?

- Какое впечатление оставила эта музыка у вас в душе?

- А к какому эпизоду рассказа подходит эта музыка? (дети читают)

- Да, ребята, люди наряжают ёлки, вешают игрушки, гирлянды, ждут праздник Новый год, Рождество Христово. А нищета, безысходность жизни семьи Мерцаловых, переданные в рассказе оставляют тяжёлое чувство в наших сердцах, тоскливой настроение, как и эта музыка.

- А какова особенность рождественских рассказов?

- В этом рассказе какой финал?

- А в рассказе Ф.М.Достоевского “Мальчик на ёлке у Христа” финал, какой?

- Что же произошло в конце рассказа?

4. Работа в группах в творческой мастерской

Читая рассказы предыдущих уроков, работая в творческой мастерской, мы наблюдали, какую роль играет пейзаж, портрет, интерьер жилища в раскрытии идеи произведения.

Сейчас мы с вами заглянем в творческую лабораторию А.И.Куприна с тем, чтобы понять, какую роль играют художественные описания в раскрытии проблем рассказа, т. е. авторского замысла.

А сейчас за работу в творческой мастерской. И поработаем мы сейчас как литературоведы, разберёмся в некоторых очень сложных вопросах. Трудную задачу легче решить сообща, поэтому работать мы будем в группах.

Но прежде, чем приступить к работе в группах, ответьте на вопрос:

- От имени кого ведётся рассказ?

- Докажите. (Дети читают первый абзац).

Почему автор придал устному рассказу письменную форму? Где автор услышал этот рассказ?

Сколько же рассказчиков в этом произведении?

- О чём автор предупреждает нас, читателей, с первых строчек рассказа?

- А почему автору так важно, чтобы мы воспринимали его рассказ не как рождественскую сказку, а как правдивое повествование о реально произошедших событиях?

- А чем этот рассказ напоминает сказку?

А теперь приступаем к работе в группах:

1 группа.

Пейзаж улицы

1. Найти и прочитать фрагменты текста с описание пейзажа улицы, когда дети остановились у витрины гастрономического магазина?

2. Каков общий эмоциональный строй этого отрывка?

3. На фоне какой музыки можно читать этот отрывок?

- Какое настроение у детей? Какие глаголы подчёркивают это настроение?

4. Какие цвета преобладают в описании предметов, какие дети увидели за витриной?

- Что обозначают эти цвета? Какие колоративные глаголы встречаются в этом отрывке?

5. Какие слова передают краски, звуки, запахи? Опишите “запах сытости”, пользуясь фрагментами рассказа. Какими красками выразим настроение ребят в этом фрагменте?

- Что же автор хотел показать, рисуя этот пейзаж?

2 группа.

Пейзаж улицы (когда мальчики шли домой)

1. Найти и прочитать фрагменты текста с описание пейзажа улицы. Когда ребята шли домой?

- Каков общий эмоциональный строй этого отрывка?

2. Как же он создаётся этот строй?

3. На фоне какой музыки можно читать это отрывок?

4. Какие цвета преобладают в описании пейзажа?

- Какие слова передают краски, звуки, запахи?

5. Какие чувства вызывают у вас эти фрагменты?

3 группа

Интерьер

1. Художественное рассказывание (На фоне музыки при свечах.)

(Описание жилища Мерцалова).

2. С каким чувством автор описывает жилище Мерцалова?

- Как это описание помогает понять жизнь этих людей?

- Какие слова в описании являются ключевыми?

3. Какие звуки мы слышим при чтении текста?

- Какие цвета мы “видим” в отрывке?

4. Попробуйте описать “запах бедности”, нищеты, пользуясь фрагментами рассказа.

5. С какой целью автор даёт описание жилища (интерьера) Мерцалова в рассказе?

4 группа.

Отец семьи - Мерцалов

1. Найдите и прочитайте описание внешности главного героя рассказа – отца семейства Мерцаловых?

2. Что мы узнали о Мерцалове благодаря этому портрету? Как портрет помогает понять характер человека?

Учитель:

Несчастья лавиной обрушились в этот роковой год на семью Мерцаловывх.

- А теперь посмотрим. Как же относились к ним люди, с которыми этой семье приходилось сталкиваться в эти тяжёлые дни, чтобы выжить и не умереть с голоду?

- А когда Мерцалов пошёл просить милостыню. Давайте посмотрим на господина в енотовой шубе. Зачем он подошёл к Мерцалову?

- Каким вы представляете себе этого господина?

- А кто подошёл во второй раз? -Почему автор не даёт нам описание портрета этих людей?

3. Куда же направляется Мерцалов в порыве отчаяния, безысходности?

5 группа.

Звучит музыка. В классе голубой свет.

Пейзаж парка

1. Прочитать фрагмент “Пейзаж парка”. Читает учитель.

2. Какое впечатление произвёл на вас этот пейзаж?

- А на кого похожа природа. Кого она вам напоминает? (Врача).

Да, природа нас лечит.

3. Какие краски использует автор при написании этой картины?

4. Какой мы видим природу в этом отрывке?

5. Какие же слова он произносит?

Наши художники нарисовали иллюстрации к рассказу. Рассмотрите их.

Прочитайте, к каким отрывкам в тексте они относятся?

- А что же время? Что случилось со временем в данный момент? (Оно остановилось).

Мы очень переживаем в данный момент за Мерцалова. И вдруг, о чудо!!!

- Как называется этот момент? (кульминация).

5. Инсценирование “Встреча Мерцалова с профессором”.

- С кем же встретился Мерцалов в парке?

- Что же вы узнали о докторе из этой сцены?

- Дополните портрет доктора словами из текста (дети читают).

Какое впечатление произвёл на вас диалог Мерцалова с доктором Пироговым?

- Что изменилось в жилище Мерцаловых, когда в подвал зашёл доктор?

- А время? Что же произошло со временем?

- Назовите глаголы, которые показывают, что жизнь восстановилась, потекла быстрее с приходом в дом доктора.

- Докажите. Если мы нарисуем иллюстрацию к этому фрагменту. Какие краски будут преобладать?

- А почему ещё теплее стало в жилище Мерцаловых, все встали, забегали, всё пришло в движение, даже стало лучше больной девочке.

- Какой символ – цвет мы поместим под этими иллюстрациями? (Красный, розовый, жёлтый –тёплые цвета).

- Ребята, конечно в жизни редко бывают такие удачи!

Сюжет рождественских рассказов вымышленный. Редко когда сюжет основан на реальных фактах. Но всё же, бывает и такое…

6. Рассказ учащихся о докторе Пирогове. Анализ текста.

Учитель:

А вот группа ребят заинтересовалась: был ли такой доктор на самом деле (в действительности) или этот образ вымышленный, придуманный автором. И вот что из этого вышло…

Выходят 2 ученика с презентацией “Доктор Н.И. Пирогов”.Ребята рассказываю о докторе, показывают книги, справочники, энциклопедии, в которых они брали материал для рассказа о докторе, рассказывают о больнице им.Пирогова в Москве и др. городах, исследовательском мед. университете им. Н.И.Пирогова в Москве.

- Случайно ли автор ввёл в рассказ образ доктора Пирогова?

- Как он называет доктора? (Чудесный)

- Какое значение имеет слово “чудесный” в словаре? Какие вы знаете словари? Где будем искать значение этого слова?

Учащиеся рассказывают:

В словаре слово “чудесный” имеет несколько значений:

1) “волшебный”,

2). “удивительный”.

- Что же пожелал доктор Пирогов семье Мерцаловых в наступающем году?

(“Не падайте никогда духом”.)

- Как понимать эти слова? (Надо верить и надеяться на лучшее).

- Можно ли сказать, что доктор проявил милосердие?

- Что же такое милосердие?

- Что же изменилось в семье Мерцаловых, когда её посетил доктор?

- Прочитайте заключительные слова Григория Емельяновича Мерцалова (учащиеся читают последний абзац).

- Почему А.И.Куприн заканчивает свою историю рассказом о дальнейшей судьбе членов семьи Мерцаловых?

- Как понимаете слова “Просто чудо совершил этот святой человек”?

- А что значит “святой” человек? (Помогает людям, исцеляет болезни, как телесные. Так и душевные).

Учитель (читает): святой – это значит обладающий совершенством и чистотой, божественный. Он совершает чудо небывалое, сверхъестественное, фантастическое, помогает людям, исцеляет болезни, как телесные, так и душевные (Закон Божий, стр. 55).

- А почему, когда тело мёртвого доктора перевозили в его имение Вишню, то Григорий Емельянович рассказал, что “не его видели, потому что то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо”?

- Как понимаете эти слова? (Угасла любовь к людям. Мёртвый человек уже не может сделать людям доброе. Пока живёт человек надо успеть сделать людям много хорошего, как это сделал доктор).

- Что же удивительного было в этом человеке? (Любовь к людям, щедрость, стремление сразу приходить на помощь по первому крику).

Что же такое милосердие?

Звучит музыка “Благовест”.

Учитель: В “Законе Божием” записано: 6 заповедь “Закона Божия”: Христианину необходимо: помогать бедным, служить больным, утешать печальных, облегчать состояние несчастных, со всеми обходиться кротко и с любовью, примиряться с гневающимися, прощать обиды, делать добро врагам (стр.579).

Жизнь есть величайший дар Божий, поэтому лишать самого себя или другого человека жизни есть самый ужасный, тяжкий и великий грех.

А в 5 заповеди Блаженства написано (на стр. 590):

Милостивые или милосердные – это те люди, которые сострадательны к другим, всем сердцем жалеют людей, попавших в беду или несчастье, и стараются помочь добрыми делами.

7. Рефлексия.

- Чем же вас очаровал рассказ? О чём заставил задуматься?

- Какова же основная мысль этого рассказа?

- Что он утверждает? (Этот рассказ утверждает силу добра, любви, как огонёк надежды на лучшее будущее человечества).

- Да, это истина рассказа.

- Что же хнам помогло понять замысел автора. Его отношение к героям, помогло подойти к идее рассказа? (работа над художественными описаниями: пейзажем, портретом, интерьером).

- А теперь посмотрим на эпитеты в тексте. В чём их сила? О чём они говорят?

- А теперь прочитаем афоризмы (слайды).

- Какой афоризм наиболее точно выражает идею рассказа А.И.Куприна “Чудесный доктор”?

8. Работа с иллюстрациями учащихся, которые они нарисовали к рассказу дома.

Под иллюстрациями дети прикрепили кружки разного цвета. Что обозначают эти цвета?

А теперь мы нарисуем символы – образы под иллюстрациями. Что мы нарисуем? (Костёр, печку, солнышко, сердце).

Девочка: А я бы нарисовала красное сердце в ладонях человека.

- Почему?

Итог: учащиеся отмечают, что художественные описания тесно взаимосвязаны в рассказе. Они помогают нам понять смысл рассказа, его основную идею.

Учитель: Что же хотел сказать нам автор рассказа “Чудесный доктор”? В чём главный смысл произведения, проведённый через всеединство образов? Чему же нас учит этот рассказ?

Есть ли милосердие в наши дни?

И, конечно, хочется. Чтобы милосердие стало обыкновенным чудом, без ожидания благодарности, естественным делом каждого совестливого человека.

- Вы сегодня прекрасно и творчески поработали в группах, показали глубокие знания художественного произведения, умение мыслить, отстаивать свою точку зрения, вести диалог, слушать собеседника.

Учитель комментирует отметки, выставляет в журнал.

9. Домашнее задание:

Многих писателей и потов интересовал жанр святочных рассказов. Вот в этой книге собраны многие из них. Прочитайте ещё один рассказ этого жанра, сочините рождественскую сказку.

Ответьте на вопрос: надо ли в сегодняшней жизни следовать совету доктора Пирогова “… главное – не падайте никогда духом”?

10. Итог урока:

Учитель читает стихотворение:

Урок окончен,
Проблемы наши решены.
И пожелать вам хочется добра
И много счастья.
Пока живёшь – твори добро
Не делай людям зла
И никого не обижай ты понапрасну.
Пусть яркой будет жизнь твоя.
Как это трепетное сердце
В ладонях ангела – творца.

Звучит бой колокола, звонарей г. Суздаля (“Благовест”)

В классе включается тёмно - красный свет (подсветка).

На фоне боя колоколов учитель продолжает читать слова:

Хочется крикнуть людям:
Будьте щедрей на ласку.
Путь человека труден,
Мало похож на сказку.

Включается яркий свет, учитель поднимает руки, держит муляж сердца (красный цвет) высоко над головой.

Дети встают около парт. Звучит рождественская музыка, звуки колокола, переливы звуков маленьких колокольчиков. Учитель передаёт сердце в руки ученице, а сам ходит по классу и прикалывает на грудь каждому ученику маленького ангелочка (талисман сделан из белой тонкой гофрированной бумаги)

Звучат слова (как эхо):
Чтоб потом себя не винить
В том, что сделал кому – то больно
Лучше добрым на свете быть
Злого в мире и так довольно.

Звучит как эхо:
Лучше добрым на свете быть…
Добрым быть…
Добрым быть… Добрым…