Внеклассное мероприятие по профориентации "Все работы хороши…"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Слайд 2

Цель мероприятия:

- дать учащимся представление об основах профессионального самоопределения;

- формировать первоначальный интерес к профессиям.

Задачи.

Образовательные: сформировать представление о разнообразии профессий и их требованиях, а так же навыков самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению; раскрыть роль школьных предметов для понимания структуры профессий.

Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, наблюдательность, память; творческий потенциал для выбора профессии.

Речевые: развитие связной речи, обогащение словарного запаса обучающегося.

Воспитательные: воспитать интерес к профессиям, любовь к труду.

Оборудование: экран, проектор, компьютер.

Ход мероприятия

(Приложение 1)

Выходит на сцену ученик, перед ним разные предметы, которые он перебирает: столярные инструменты, ватман, письменные принадлежности, игрушечный трамвай, самолет и т.д.

Ученик 1

Профессий много на земле.
Есть плотник, есть маляр.
И трубочист всегда в золе,
И в саже сталевар.

Кем быть? Всегда встает вопрос,
Что больше в жизни значит?
И хоть пока я не подрос,
Хочу решить задачу.

Ученик 2

И у меня растут года.
Будет мне семнадцать
Где работать мне тогда?
Чем мне заниматься?

Учитель

“Все работы хороши…”. Вот этими словами мы начинаем праздник. Придет день, когда закончится учеба в школе и перед вами встанет вопрос: “Кем быть?”, “Кем же мне стать?”, “Какую профессию выбрать?” Что же такое профессия?

Ученик 1. Профессия – это кем ты работаешь.

Ученик 2. Профессия - это название работы, которой занимается человека

Ученик 3. Профессия - это важное дело всей жизни.

Учитель. Все определения, данные вами, правильные. А в энциклопедическом словаре написано следующее: “Профессия, лат., род занятий, специальное занятие, дающее средства к жизни”.

Рынок внес в нашу жизнь много нового. (Слайд № 3, 4, 5)

Появились профессии, о которых мы слышать не слышали. В их ряду, например, бизнесмен, продюсер, дизайнер.

А есть и такие, о существовании которых, многие даже не подозревают. Например, переворачиватель пингвинов, змеелов, осериватель. (Слайд № 6, 7)

Ребята, как вы думаете, сколько в мире профессий? В мире существует более 50 тыс. профессий. Как же найти ту единственную, которая была бы по душе?

Для каждого человека характерно более или менее чётко выраженное предпочтение видов деятельности, соответствующих тому предмету труда, который ему более близок. Это происходит в силу преобладания определённых интересов и личностных особенностей. Кому-то нравится работать с техникой, и это ему легко даётся, а кто-то, наоборот, от одного вида бытовых приборов испытывает ужас, зато его конек – общение. Е.А.Климова классифицирует профессии по предмету труда.

Классификатор профессора Климова помогает определить, каковы наши профессиональные интересы и склонности, то есть желания человека, побуждения, потребности в определённых видах деятельности, стремления не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает.

Понимая, что этот опросник может оказать существенную помощь в выявлении индивидуального предпочтения предмета труда, а, следовательно, и определенной группы профессий, мы прошли тест. Полученный результат является показателем степени выраженности осознанной склонности к одному из пяти типов профессий, которые и закодированы в опросном листе под буквами Ч, Т, П, 3, X. (Слайд №8)

По результатам тестирования мы разделились на 5 групп и продолжили изучение профессий, принадлежащих определенному типу. Поют песню.

I. Человек-человек (Слайд № 9, 10)

Ведущий группы.

Тип “человек-человек” говорит сам за себя - это способность многообразно общаться с другими. Существенное значение имеет умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, способность понимать людей, разбираться в их особенностях. Люди этого типа профессий должны обладать следующими качествами: наблюдательность, быстрая переключаемость внимания, эмоциональная устойчивость, организаторские способности, чуткость и доброжелательность к окружающим, терпение. Кроме этого, конечно, необходима хорошая специальная подготовка для работы в конкретной области. Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание. Он связан с управлением, руководством людьми или коллективами. В этих видах деятельности в процессе труда люди взаимодействуют между собой. К этому типу профессий относятся, например, экскурсовод, учитель, продавец, экскурсовод, юрист и др.

Я приглашаю на сцену ребят, которые занимались изучением данной группы профессий, и сегодня они представляю одну из профессий, относящихся к данной группе. А вам, ребята, я предлагаю угадать, какой профессией они занимаются.

По очереди выходят: стоматолог, учитель, спортивный тренер, военный офицер, журналист, полицейский. Поют песню.

II. Человек-техника (Слайд №11, 12)

Ведущий группы.

Если ваш тип “человек-техника”, то сопровождающие его характеристики: образно-практическое мышление, склонность к физическому труду, смекалка. От работника требуются точность, определенность действий. Нужна и высокая исполнительская дисциплина, аккуратность. Последние качества важны, конечно, везде, но в технике с ее точностью, дробным делением труда им уделяется особое внимание. Техника как предмет труда предоставляет широкие возможности для новаторства, выдумки, творчества. Поэтому важное значение приобретает такое качество, как практическое мышление. Техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части - важные условия успеха в данной области, причем изобретать можно необязательно новые продукты труда, но и способы работы.

Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами. Это инженер, водитель, токарь, электромонтер, швея, механик и др.

Я приглашаю на сцену ребят, которые занимались изучением данной группы профессий, и сегодня они представляю одну из профессий, относящихся к данной группе. А вам, ребята, я предлагаю угадать, какой профессией они занимаются.

По очереди выходят: сварщик, швея, шофер, каменщик, электромонтер, маляр. Поют песню.

III. Человек - знаковая система (Слайд №13, 14)

Ведущий группы.

Тип “человек-знак” предполагает способность концентрировать внимание в условных знаках, цифрах, формулах. Мы встречаемся со знаками чаще, чем обычно представляем себе. Это и цифры, и коды, и условные знаки, естественные или искусственные языки, и чертежи. В любом случае человек воспринимает знак как символ реального объекта или явления. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, обозначенных теми или иными знаками, а с другой - представлять и воспринимать характеристики реальных явлений или объектов, стоящих за знаками. Другими словами, нужно обладать хорошо развитым абстрактным мышлением и воссоздающим воображением. Кроме того, необходимы также сосредоточенность, устойчивость внимания, усидчивость.

В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты. Профессии данного типа: переводчик, машинистка, радист, чертежник, программист, бухгалтер, кассир и др.

Я приглашаю на сцену ребят, которые занимались изучением данной группы профессий и сегодня они представляю одну из профессий, относящихся к данной группе. А вам, ребята, я предлагаю угадать, какой профессией они занимаются.

По очереди выходят: программист, бухгалтер, экономист, делопроизводитель, телефонист, переводчик. Поют песню.

IV. Человек – художественный образ (Слайд №15, 16)

Ведущий группы.

Тип “человек - художественный образ” предполагает любовь к искусству, способность к творчеству. Важнейшие требования, которые предъявляют такие профессии, - наличие способности к искусствам, творческое воображение, образное мышление и, конечно, трудолюбие. Работник искусства должен иметь реалистический уровень притязаний на общественное признание, чтобы получать удовлетворение от своего труда, быть целеустремленным.
Традиционно труд представителей профессий - “человек - художественный образ”, а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове “художник” (от старославянского “худог” - искусный), воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов. К этому типу относятся парикмахер, скульптор, художник, актер, искусствовед, писатель и др.

Я приглашаю на сцену ребят, которые занимались изучением данной группы профессий и сегодня они представляю одну из профессий, относящихся к данной группе. А вам, ребята, я предлагаю угадать, какой профессией они занимаются.

По очереди выходят: музыкант, художник, модельер, журналист, фотограф, парикмахер. Поют песню.

V. Человек – природа (Слайд №17, 18)

Ведущий группы.

Ваш тип “человек-природа”? Обычно ему сопутствуют следующие психологические качества: наблюдательность, выносливость, способность работать в непростых природных условиях; все, что связано с природой, с живыми существами. Представителей этой профессии объединяет одно очень важное качество - любовь к природе. Поэтому, выбирая профессию данного типа, очень важно разобраться, как именно вы относитесь к природе: как к мастерской, где вы будете работать, или как к месту отдыха, где хорошо погулять, подышать свежим воздухом. Особенность биологических объектов труда в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. Необходимо также обладать дальновидностью, чтобы предвидеть возможные изменения в объектах труда. Важны инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Это профессии: микробиолог, лесовод, овощевод, фермер, зоотехник и др.

Я приглашаю на сцену ребят, которые занимались изучением данной группы профессий, и сегодня они представляю одну из профессий, относящихся к данной группе. А вам, ребята, я предлагаю угадать, какой профессией они занимаются.

По очереди выходят: ветеринар, фермер, астроном, геолог, кинолог, пчеловод. Поют песню.

Конкурс загадок

- Ребята, я приготовила вам загадки о профессиях и хочу посмотреть отгадаете ли вы их?

Слайд №19

Он учит детишек

Читать и писать,

Природу любить, стариков уважать. (Учитель)

Слайд №20

Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты, салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (Повар)

Слайд №21

Пускай, лекарство пить не вкусно,
Пускай, чуть-чуть болят уколы,
Ты к ней придешь больной и грустный,
Уйдешь здоровый и веселый. (Врач)

Слайд №22

Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской.
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро. (Маляр)

Слайд №23

С огнем бороться мы должны -
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы? (Пожарный)

Слайд №24

Он рассказывает внятно,
Он экскурсии ведет.
Нам становится понятно
То, что он – …(Экскурсовод).
Слайд №25

За звездным движеньем
На небе ночном,
Прильнув к телескопу,
Следит … (Астроном).
Слайд №26

Тот помощник, между прочим,
Боссу нужен очень-очень.
Звался писарем он встарь,
А сегодня - … (Секретарь).

Слайд №27

Его работа в глубине, на самом дне,
Его работа в темноте и тишине.
Пусть труд его нелёгок и не прост,
Как космонавт плывёт он среди звёзд. (Водолаз)

Слайд №28

Кладёт кирпич за кирпичом –
Растёт этаж за этажом,
И с каждым часом, с каждым днём
Всё выше, выше новый дом. (Каменщик)

Слайд №29

От вирусов злобных компьютер наш чист:
Программы и файлы спас … (Программист)

Слайд №30

Почерком быстрым исписан весь лист
Очерк в газету строчит … (Журналист)

Слайд №31

Почту – письма и журналы
По домам разносит он.
Ходит он во все кварталы
И заходит в каждый дом. (Почтальон)

Слайд №32

Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите это? (Космонавт)

Слайд №33

О какой профессии идет речь:
Он и рубит, и колотит,
Облучок в руках звучит.
Так с утра до темной ночи
Под землею он сидит… (Шахтер)

Игра “Закончить фразу”

Слайд №34

Трактор водит -…(тракторист)

Электричку -…(машинист)

Стены выкрасил -…(маляр)

Доску выстрогал -…(столяр)

В доме свет провел -…(монтер)

В шахте трудится -…(Шахтер)

О труде сложено много пословиц. Давайте их вспомним.

Слайд №35

Терпение и труд а в одном отличись
Готовь сани летом, созреет – само упадет
За много дел не берись, а говори, что сделал
Не говори, что делал, а телегу зимой
Без труда пока горячо
Не тряси яблоко, пока зелено: не вынешь и рыбки из пруда
Кто рано встает, все грибы соберет, людей насмешишь
Куй железо, все перетрут
Поспешишь - а сонливый пойдет за крапивой

Слайд №36

  • Дело мастера…(боится).
  • Что посеешь, …(то и пожнёшь).
  • Маленькое дело лучше…(большого безделья).
  • Скучен день до вечера, коли…(делать нечего).
  • Труд кормит,…(а лень портит).
  • Глаза страшатся,…(а руки делают).

Ведущий: Я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся группы слов.

Слайд №37-39

- Театр, зрители, сцена, аплодисменты, костюм, грим. (Артист)

- Ткань, раскрой, ножницы, ателье. (Портной)

- Ясли, детский сад, игра, прогулка, утренник, хоровод, дети. (Воспитатель)

- Книги, знания, тишина, читатели. (Библиотекарь)

- Земля, природа, поле, растения, уход, урожай, зерно, удобрения. (Агроном)

Слайд №40-46

1. Кем по профессии является герой худ, фильма Люка Бессона “Такси”? (Таксист)

2. Назовите профессию героев, спасших мир в фильме “Армагедон”. (Геологи)

3. Кем по профессии была главная героиня худ. фильма “Девчата”? (Повар)

4. Назовите профессию Г. Букина, героя сериала “Счастливы вместе”. (Продавец)

5. Как правильно называется профессия няни Вики из известного вам сериала? (Гувернантка)

6. Представитель этой профессии сидит под деревом и ждет, чтобы к нему обратились за помощью и корова, и волчица, и жучок, и паучок; он всех излечит, исцелит. (Доктор)

7. Назовите профессию и фамилию звезды, постоянно пребывающей “в шоке”. (Сергей Зверев. стилист).

8. Назовите профессию, начинающуюся со слова “кино”, но никак не связанную с кинематографом. (Кинолог)

Заключение:

Финальные стихи читают дети.
Дети нашего двора,
Крепнут ваши крылья,
И вчерашняя игра
Завтра станет былью!
Тот, кто водит самолёт
Дома по паркету,
Завтра в небо поведёт
Самолёт-ракету!
Кто вчера по лужам вёл
Целый флот бумажный,
Тот на полюс ледокол
Поведёт отважно!
Кто построил во дворе
Мост через канаву,
Мост на Волге, на Днепре
Выстроит на славу!
Кто готовит для скворцов
Летний дом фанерный,
Своды башен и дворцов
Выстроит, наверно!
Дети нашего двора,
Крепнут ваши крылья!
Ваша детская игра
Завтра станет былью!

Учитель:

Кем ты станешь? Неизвестно.
Но один тебе совет: 
Надо помнить с малых лет
- Есть работники плохие, а плохих профессий нет.
В каждом, самом скромном деле
Скрыт к большим вершинам путь.
Только первым будь в работе.
В своем деле первым будь!

Если вы сегодня задумались о будущей профессии, значит для вас этот вопрос, актуален. Любое серьёзное решение должно строиться продуманно на объективной информации. Мы надеемся, что информация, полученная сегодня, вам пригодится.

Поднимите руки те, кто считает так же. Удачи вам на всех экзаменах при выборе профессии.

Используемая литература

  1. Мир школьных праздников: 5-11 классы: Планирование воспитательной работы, сценарии мероприятий / Сост. Е.В.Савченко, О.Е.Жиренко. – М.: 5 за знания, 2005.
  2. Что? Где? Когда? Профориентационная игра. / Школьный психолог./ Сост. С.Кондратьева, Н.Соколова и др. – 2003.
  3. Интернет-ресурсы.

Приложение 2