Обобщающий урок русского языка по теме «Глагол». 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (835 кБ)


Цель: систематизация знаний как средство развития познавательного интереса к данному предмету.

Задачи:

  • Обобщить знания учащихся о глаголе.
  • Развивать орфографическую зоркость, внимание, наблюдательность.
  • Воспитывать аккуратность, умение работать в группах (сотрудничество).

Оборудование: учебник “Русский язык”, 2 кл., часть.2 (авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий), презентация, карточки со словами, конверты с пословицами для работы в парах.

Ход урока

1. Организационный момент. 5 мин

- Сядьте те ребята, у кого имя начинается с гласной, с твердого согласного звука, с мягкого согласного звука.

Утром ранним кто-то странный СЛАЙД №1

Заглянул в мое окно.
На ладони появилось
Ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло
Тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной!

- Солнышко дарит нам тепло, свет, а значит хорошее настроение. Поделитесь друг с другом хорошим настроением (прикосновением ладошек), улыбнитесь! Ведь девизом нашего урока являются слова “Добрая улыбка стоит 1000 слов!”.

- А кто еще не проснулся – включаем в работу энергетические точки (биологически-активные). Для чего мы это (массаж лица) делаем каждое утро? (чтобы проснуться, не болеть, включиться в работу)

– Разминка (блиц – опрос на развитие зрительной памяти – запоминаем в течение 6 сек.):

На доске (карточки со словами): посмотреть – закрыть

играть думать рисунок
говорить мечтать читать

- Сколько было слов? 6

- Какие слова начинаются с гласной? (играть)

- Сколько было слов с ь знаком на конце? (5)

- Какие двусложные слова вы запомнили? (иг-рать, ду-мать, чи-тать, меч-тать)

- А односложные? (нет)

- Назовите лишнее слово (рисунок). Почему? (это-имя существительное)

2. Актуализация знаний. 5 мин

- ВНИМАНИЕ – вопрос:

- Какая часть речи может одновременно прыгать, бегать, смеяться, грустить, считать и писать? (глагол)

- Значит, тема урока? (глагол)

- Это новая для нас тема? (нет)

- Сегодня обобщающий урок по теме “Глагол”. СЛАЙД №2

- Что мы знаем о глаголе? СЛАЙД №3

(Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делает? и др.)

- Почему так много вопросов? Оказывается, по частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных). Из 9000 слов в русском языке 2500 относится к глаголам.

- На какие 2 группы можно разделить эти слова? СЛАЙД №4-6

- Значит, как изменяется глагол? (по числам)

- Итак, опираясь на данную пословицу, сформулируйте задачи урока

СЛАЙД №7

3. Минутка чистописания. 10 мин

Готовим пальчики к письму (пальчиковая гимнастика).

- Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Чтобы в наших тетрадях было красиво и грамотно, выполним пальчиковую гимнастику:

Что за скрип?
Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста?
Если я – капуста.
Мы капусту рубим, рубим.
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмем, жмем.

- Натянули “волшебные перчатки”.

В тетрадях:

Восемнадцатое марта.

Классная работа.

- А знаете ли вы, что март .... СЛАЙД №8

Угадайте, какую букву будем писать?

- Эта буква есть в слове “глагол”. Она обозначает согласный звук, непарный, звонкий, бывает твердым или мягким. (буква л)

Вторая строчка – письмо с “ловушками” (зажигаем “фонарики” в опасных местах)

На доске записаны слова, спишите и вставьте пропущенные буквы:

Р.бота, д.журный, .бед, м.ро., уж.н.

– Какие буквы вставили? Что можно сказать об этих словах? (это словарные слова)

– Образуйте от этих слов однокоренные глаголы, отвечающие на вопрос что делать?

Работать, дежурить, обедать, морозить, ужинать. (устно)

- В предложении Снежное покрывало всю землю покрывало найдите главные члены и подчеркните их:

- Что заметили? Это разные слова или одно слово в разных значениях? (Покрывало: ткань для покрывания чего-нибудь (для постели).

- Подобный пример есть в учебнике на с.84 упр. 147. (разбор) Выполняем самостоятельно.

Взаимопроверка. Кто не сделал ни одной ошибки – погладьте себя по голове.

4. Физкультминутка (музыкальная) 2-3 мин

5. Работа в парах (заканчиваем по звуку колокольчика) 5 мин

1) Найти 10 глаголов СЛАЙД №9,10

2) Собрать пословицы

В конвертах находятся слова на карточках разного цвета.

Задание: собрать пословицы. Заканчиваем по звуку колокольчика.

  • Кто (не) работает, торопись делом.
  • (Не) спеши языком, тот (не) ест.
  • Правда в огне (не) горит, чего (не) знаем.
  • Легко забыть то, и в воде (не) тонет. СЛАЙД №11,12

- Как проверить себя? Если карточки со словами одного цвета, значит, задание выполнено верно.

- Запишите одну из пословиц, раскрывая скобки. Какое правило необходимо вспомнить? (не с глаголами пишется отдельно)

Не выучил, не делай, (пальчиковая гимнастика: “кулачок-ребро-ладошка”,
Не знаешь, не спеши. одновременно произносим стишок)
С глаголами отдельно
Частицу не пиши!

- А всегда ли частица не пишется раздельно? Оказывается есть глаголы, которые без не не употребляются. (ненавидеть, негодовать) Вот вам и дом. задание: найти глаголы, которые без частицы не не употребляются.

6. Работа в группах. (5 групп по 6 человек - музыкальный фон) 10 мин

- Все свои знания о глаголе оформите на листе в виде кластера или таблицы. Продумайте защиту (или презентацию) кластера.

- Давайте вспомним правила работы в группе. СЛАЙД №13

(заканчиваем по звуку колокольчика)

7. Презентация (защита) кластеров. Оценка работы каждой группы 5 мин

- Оцените свою работу в группе (смайлики)

8. Итог. 2 мин

- Поделитесь своими впечатлениями, закончив следующие предложения

СЛАЙД №14

9. Дом. задание: - найти глаголы, которые без частицы не не употребляются.