Над страницами книги С.П. Алексеева "Рассказы о Суворове и русских солдатах". 5-й класс

Разделы: Литература, Внеклассная работа

Класс: 5


Тема защиты Отечества занимает важное место в курсе русской литературы. Так, в “Программе по литературе” V класса под редакцией Т.Ф.Курдюмовой она включает в себя изучение стихотворения М.Ю.Лермонтова “Бородино”, фрагмента из романа– эпопеи Л.Н.Толстого “Война и мир” “Петя Ростов”. К уроку внеклассного чтения я предложила ученикам познакомиться с интересной книгой современного русского писателя Сергея Петровича Алексеева “Рассказы о Суворове и русских солдатах”.

Почему?

С ней у меня связаны детские воспоминания: подаренная мне за победу в школьном конкурсе сочинений о Великой Отечественной войне, эта книга заняла достойное место в моей читательской биографии, потому что навсегда увлекла чтением исторической прозы. По мнению С.В.Михалкова, “дети любят исторические повести и рассказы, как и школьные уроки истории”, потому что она “воспитывает, обогащает нравственным и политическим опытом”. [1] К сожалению, немного можно встретить в литературе наших дней исторических произведений для детей, выполняющих эти задачи. Книги Сергея Петровича Алексеева – приятное исключение: они “рождают у юного читателя мысли и чувства, которые ему нужны сейчас”. [2] Школьники, и не только они, найдут в исторической прозе писателя занимательность сюжета и глубокое содержание.

Работе над книгой “Рассказы о Суворове и русских солдатах” посвящаю один урок.

Начну занятие со слова о писателе:

– Знакомьтесь, наш современник, русский писатель Сергей Петрович Алексеев (на доске демонстрируется его портрет). <Приложение 1>

Годы жизни: 1922–2008. Родился в селе Плисков Винницкой области Украины, в семье сельского врача. С 10 лет жил и учился в Москве. В 1940 году был направлен в Оренбургское лётное училище, без отрыва от учёбы поступил на вечернее отделение исторического факультета Оренбургского пединститута, полный курс которого прошёл за год и пять месяцев и получил диплом в 1944 году. Война застала будущего писателя в полевом лагере около границы. Был военным лётчиком– инструктором. С авиацией расстался из– за тяжёлых травм, полученных в учебном полёте.

В литературу Сергей Алексеев вошёл как редактор и критик, а позднее начал писать для детей.

С 1946 года стал работать в издательстве “Детская литература”, а с 1966 по 1996 годы – главным редактором журнала “Детская литература”.

Первая книга Сергея Петровича Алексеева – “История СССР. Учебная книга для 4-го класса”(1955). За сорок лет литературного творчества он создал более тридцати книг, посвящённых истории России. Вот некоторые из них: “Суровый век” (о правлении Ивана Грозного), “Грозный всадник” (о восстании Степана Разина), “Небывалое бывает” (об эпохе Петра Великого), “История крепостного мальчика”, “Жизнь и смерть Гришутки Соколова” (о крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачёва), “Птица– Слава” (о войне 1812 года), “Декабристы” (о восстании 1825 года), “Богатырские фамилии”, “Идёт война народная” (о Великой Отечественной войне). В его рассказах часто присутствует герой– ребёнок, поэтому многие исторические события читатели могут увидеть его глазами.

<Приложение 2>

<Приложение 3>

За создание исторической прозы для детей и юношества Сергею Алексееву присуждены Государственные премии России и СССР, Международный почётный диплом Г.Х.Андерсена, Международная литературная премия имени М.Горького.

Произведения Сергея Алексеева издавались на 50 языках народов мира.

Сегодня вы познакомитесь с книгой “Рассказы о Суворове и русских солдатах”.

– О чём она рассказывает?
– О мужестве русских солдат, о боях и походах, о прославленном русском полководце Александре Васильевиче Суворове.

Обратимся к оглавлению, посмотрим, из каких частей состоит книга.

– В сборнике три части, каждая из них имеет своё заглавие: первая – “Всюду известны”, вторая – “Привыкай к деятельности неутомимой”, третья – “Последний поход”.
– Каждой части предпослано небольшое авторское предисловие, перечитаем их. Что вы узнали?
– В первом автор знакомит нас содержанием вступительной части: повествует о начале жизненного пути великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. Он с детства мечтал стать военным, но был очень слабым и болезненным мальчиком. Чтобы исполнить свою мечту, юный Суворов преодолел, в первую очередь, самого себя: купался в холодной воде, много ходил, научился ездить верхом. В пятнадцать лет Александр Васильевич поступил на военную службу простым солдатом, а завершил её фельдмаршалом и генералиссимусом. “Семьдесят лет прожил Суворов. Пятьдесят четыре из них он провёл в армии. …Тридцать пять больших боёв и сражений провёл Суворов. Во всех он был победителем”. [3]

– Второе предисловие предваряет рассказы о том, “как Суворов воспитывал солдат и офицеров, как он готовил русскую армию к боям и походам” [4], о жизни Суворова – помещика, о том, как приказом императора Павла Первого был отстранён от командования и был отправлен в ссылку в село Кончанское.

– Третье – повествование о знаменитом Альпийском походе Александра Васильевича и его чудо– богатырей.

Таким образом, перед читателями разворачивается биография Суворова, созданная, словно из мозаики, из небольших, но ярких и запоминающихся страниц.

– Для чего нужны авторские предисловия?
– Они подготавливают к вдумчивому чтению книги.
– Чем интересно оглавление?

По мнению ребят, внимание привлекают заглавия рассказов, например: “Бить, а не считать”, “Я сам принесу свою голову”, “Настоящий солдат”, “Ртищев – Умищев”, “По суворовски”, “Чёртов мост”, “Рота капитана Смелого”, “Генералам генерал” и другие.

Книга довольно большая по объёму, поэтому я предложила ребятам прочитать и обсудить на уроке несколько самых интересных, на мой взгляд, рассказов.

Выразительно прочитаем рассказ “Бить, а не считать” из первой части книги.

– Каким событиям из жизни Суворова он посвящён?
– Началу военной карьеры великого русского полководца во время войны с Пруссией: Суворов тогда командовал сотней казаков.

Обратим внимание на то, как Сергей Алексеев строит своё повествование: от небольшого эпизода из биографии будущего полководца он от рассказа к рассказу переходит к раскрытию наиболее ярких черт его характера. Так создаётся образ замечательной исторической личности.

– Что вы узнали о начале военной славы Александра Васильевича?Э
– Суворов решил провести разведку боем и взять укреплённый немецкий городок Ландеберг.
– Какие черты характера будущего полководца Суворова проявились в этом эпизоде его биографии?
– Смелость и решительность: он поднял среди ночи свою сотню, скомандовав: “Вперёд!”, прошёл с ней сорок вёрст и, оказавшись у сожжённого неприятелем моста, первым бросился реку, увлекая за собой казаков.
– Сергей Алексеев завершил рассказ диалогом Суворова и казачьего сотника? Перечитаем его:

“Понял сотник, что Суворова не остановишь.
– Александр Васильевич, – говорит, прикажите хоть узнать, много ли их.
– Зачем? – возразил Суворов.– Мы пришли бить, а не считать.
Казаки ворвались в город и разбили неприятеля”. [5]

– Почему так завершается рассказ?
– Короткий, яркий диалог показал, что только смелость и решительность берут города и устрашают врагов.

Один из самых интересных рассказов первой части – “Великий визирь”. Прочитаем его и дадим характеристики действующих лиц.

– Главный герой – великий визирь Юсиф-паша, который, восседает у себя в шатре на шёлковых подушках, пьёт кофе и составляет план разгрома Суворова. Турецкий военоначальник настолько уверен в своей силе, что даже мысли не допускает о своём поражении. Напротив, он засыпает с мечтой о будущих великих наградах. Каково же его удивление, когда он проснулся от звуков штурма Рымника. Его начали русские войска, неожиданно ворвавшиеся в город. Ничего не оставалось визирю, как спасаться бегством. Итак, нельзя недооценивать военных противников.

– Противопоставлены самонадеянному Юсифу-паше русские солдаты. Автор рисует их собирательный образ через описание действий: они стремительно появляются в турецком лагере, “слева, справа, бьют в лоб, и с бока, и с тыла”, “теснят растерявшихся турок” с криками ура и побеждают.
– Как изображены турецкие солдаты?
– “Сыны аллаха” в момент боя не слушали своего командира, даже Корана, поднятого визирем, и выстрелов по ним собственных пушек не испугались – в панике, с позором покинули поле битвы.

Как замечательно использован приём антитезы для характеристики литературных героев!

– Есть ли в рассказе образ Суворова?
– Он дан через короткое упоминание в развязке о том, что “любил Александр Васильевич стремительные переходы. Нападал он на неприятеля неожиданно, обрушивался как снег на голову”. [6]
– Почему автор уделил в рассказе Суворову так мало строк?
– Главное – повествование об умении русских солдат побеждать, которому их научил великий полководец.
– Сергей Алексеев много говорит о добром, уважительном отношении Суворова к простым солдатам, например: в рассказах “Суп и каша”, “Настоящий солдат”. Докажите это, опираясь на тексты указанных страниц книги.
– В рассказе “Суп и каша” Сергей Алексеев рисует Суворова человеком, близким солдатам. Во время стремительного перехода, когда тылы отстали от наступающей армии, он не побрезговал, как генералы, солдатский пищей и с удовольствием ел щи да кашу вместе с простыми людьми. А утром раздавал голодным генералам простую еду, выговаривая: “Ешь, ешь, получай. Да впредь не брезгуй солдатским. … Солдат– человек. Солдат мне себя дороже”. [7]
– В рассказе “Настоящий солдат” автор повествует о том, что Александр Васильевич ценил в солдатах смекалку. Главный герой – человек, который уверенно отвечает на самые неожиданные вопросы фельдмаршала: “Сколько от Земли до Месяца?”, “Сколько звёзд на небе?” “Как звали прародительницу полководца?”. Солдат даёт чёткие и интересные ответы: “От Земли до Месяца” “два суворовских перехода”, бабушку фельдмаршала звали Викторией (“как же может быть, чтобы у нашего фельдмаршала в прародительницах была не Виктория”). А на вопрос о разнице между ротным командиром и Суворовым отвечает, что она в том, что граф может произвести его в сержанты. Результат – умный и хитрый солдат получает желаемый чин.

Замечу, что этот рассказ благодаря образу находчивого воина похож на русскую народную бытовую сказку “Щи из топора”. Автор использует приёмы устного народного творчества: троекратный повтор (три раза подходит с вопросами к солдату Суворов, три раза солдат даёт ответы), мудрое послесловие (“Помилуй бог, как провёл! Вот это да! Вот это солдат! Помилуй бог, настоящий солдат! Российский!”). [8]

– В “Рассказах о Суворове и русских солдатах” образный, выразительный язык, короткие динамичные фразы, много глаголов, придающих энергию описываемым событиям, крылатые афоризмы великого полководца. Назовите те из них, которые вам наиболее запомнились.

– Быстрота и натиск решают всё.
– Бей не числом, а умением.
– За учёного трёх неучёных дают.
– Трудно в ученье, легко в бою.

Особенно понравилось ребятам такое высказывание Суворова: “Мы русские… Мы всё одолеем”.

Эти слова наполнили душу гордостью за наше Отечество, за её замечательных сыновей – полководца Александра Васильевича Суворова и простых солдат.

В стихотворении М.Ю.Лермонтова “Бородино” рефреном звучат слова старого солдата – рассказчика: “Да, были люди в наше время…”. Книга Сергея Петровича Алексеева “Рассказы о Суворове и русских солдатах” наполняет её новым содержанием: русская земля всегда славилась своими воинами, защитниками, и мы, потомки, гордились и будем гордиться их подвигами, совершёнными во имя светлого будущего. По словам А.С.Пушкина, народ живёт, пока хранит свою историческую память. Её поэт назвал “животворящей святыней”. Чтение исторической прозы Сергея Алексеева приближает историю к нам. Не случайно Сергей Владимирович Михалков озаглавил статью о книгах С.Алексеева так: “Современно”.

Примечание.

1–2. Михалков С.В. “Современно” (О книгах Сергея Алексеев). Вступительная статья к книге Сергея Алексеева “Небывалое бывает”. – М., “Детская литература”, 1992, с. 5–6.

3–8. Цитирование по изданию: Сергей Алексеев “Рассказы о Суворове и русских солдатах”. – М., “Детская литература”, 1968, с. 4, 5, 52,54, 8, 36.