Помощь детям с трудностями в когнитивной и эмоционально-волевой сферах

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика, Логопедия, Коррекционная педагогика


Особые образовательные потребности детей с ЗПР.

В настоящее время одной из актуальных проблем современной школы является рост числа детей с ОВЗ. Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с нарушениями:

  • слуха,
  • зрения,
  • опорно-двигательного аппарата,
  • речи,
  • задержкой психического развития,
  • ранним детским аутизмом (РДА),
  • множественными нарушениями речи.

Каждый ребенок с ОВЗ имеет право на образование, соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от:

  • степени тяжести нарушения;
  • способности к освоению цензового образования;
  • вида учебного заведения (общее, специальное, комбинированное);
  • региона проживания.

В период предшкольной диспансеризации выявляется достаточно много детей с ЗПР. За отчетный период 2013 года на ПМПКомиссии было принято 319детей дошкольного и школьного возраста (г.Кунгур). Из всего количества принятых детей – 163 ребенка с задержкой психического развития (ЗПР).Увеличение числа таких детей отмечается во всем мире, и проблема трудностей в обучении стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. Приступая к обучению в массовых классах общеобразовательных школ, такие дети начинают испытывать специфические трудности. Важнейшей задачей учителя начальных классов является своевременная помощь ребенку. В чем эта помощь заключается?

Педагог должен учитывать, что ребенок с ЗПР нуждается в особых образовательных потребностях, связанных с тем или иным отклонением в развитии. Он не может продуктивно развиваться без организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков:

  • в “пошаговом” предъявлении материала;
  • в использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития;
  • в постоянной помощи ребенку в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
  • в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов у детей с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
  • в постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предмету и социальному миру;
  • в специально созданной и постоянно поддерживаемой взрослым ситуации успеха; именно для ребенка с ЗПР данная ситуация жизненно необходима;
  • в комплексном сопровождении, гарантирующем получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционнй помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения.

Важное место занимают специальные правильно организованные индивидуальные коррекционные занятия (ИКЗ ). Основной принцип занятий – активное воздействие на сенсорное умственное и речевое развитие.

Цель ИКЗ:

  • Повышение уровня общего развития ребенка.
  • Восполнение пробелов предшествующего развития и обучения.
  • Индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных умений и навыков.
  • Коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи.
  • Направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.

Работа должна быть направлена на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов.

Основные направления коррекционной работы:

1. Совершенствование движений сенсомоторного развития:

– развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
– развитие навыков каллиграфии;
– развитие артикуляторной моторики.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

– развитие зрительного восприятия и узнавания;
– развитие зрительной памяти и внимания;
– формирование обобщенных представлений и ориентации;
– развитие представлений о времени;
– развитие слухового внимания и памяти;
– развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3. Развитие основных мыслительных операций:

– навыков соотносительного анализа;
– навыков группировки и классификации;
– умение работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
– развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

– развитие наглядно-образного мышления;
– развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

– релаксационные упражнения для мимики лица;
– драматизация;
– чтение по ролям.

6. Развитие речи, овладение техникой речи.

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Адресная и своевременная диагностика и коррекционно-развивающая педагогическая помощь, лечение способствуют эффективной коррекции нарушений и предупреждению вторичных отклонений в развитии детей с ЗПР. В случае несоответствия социальных, в первую очередь школьных, условий психофизическому и речевому уровню развития ребенка первичные недостатки развития усугубляются, осложняются нарушениями эмоциональной и личностных сфер.

Создание специальных коррекционных классов 7 вида для обучения и воспитания детей с ЗПР позволяют осуществить максимальную индивидуализацию и вариативность процесса обучения в сочетании с созданием щадящих условий для здоровья и состояния нервно-психической сферы ученика. Индивидуальный подход с учетом особенностей конкретного ребенка позволяет успешно обучать большинство детей, испытывающих значительные трудности в стандартных условиях обучения.

Логопедическая помощь детям с речевыми нарушениями.

В настоящее время специалисты отмечают резкое увеличение количества детей имеющих нарушения в развитии речи.

За 2011–12 учебный год логопедом МАОУ “ЦДК” г. Кунгура было продиагностировано 349 детей в возрасте от 3 до 7 лет. С нормой речевого развития выявлено 78 детей. С нарушениями речевого развития выявлен 271 ребенок.

За 2012–13 учебный год было продиагностировано 409 детей в возрасте от 3 до 7 лет.

С нормой речевого развития выявлено 88 детей. С нарушениями речевого развития выявлен 321 ребенок.

Таким образом, количество детей-логопатов неуклонно растет. Это будущие школьники, они автоматически попадают в разряд неуспевающих. Главный фактор, влияющий на успешное обучение – это достаточно высокий уровень развития устной и письменной речи. Контингент детей начальной школы, страдающих речевыми нарушениями, представлен детьми с остаточными проявлениями органического поражения ЦНС. Это обусловливает частое сочетание стойкого речевого дефекта с незрелостью эмоционально-волевой сферы, низкой умственной работоспособностью, недостаточностью мелкой моторики.

Нарушения речи очень многообразны. Они зависят от причины и структуры дефекта и имеют различную степень выраженности. По структуре речевого дефекта все нарушения можно разделить на 3 группы:

  • Фонетические нарушения речи. Выражаются в дефектах произношения отдельных звуков.
  • Фонематические нарушения речи. Выражается в дефектах произношения звуков и неумении различать по акустическому признаку.
  • Общее недоразвитие речи. Выражается в нарушении фонематического слуха, звуковой и смысловой стороны речи.

Пути решения проблем детей-логопатов:

  • Организация ранней комплексной диагностики речевых нарушений.
  • Своевременное лечение.
  • Своевременное определение ребенка на логопункт или С(К)ОУ 5 вида.
  • Консультирование и педагогическое просвещение родителей.

Нейропсихологический подход к проблеме коррекции СДВГ.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
– неврологическое, поведенческо-возрастное расстройство;
–отклонения в поведении, выражающиеся преимущественно в нарушениях регуляции деятельности и различных компонентов внимания.

А.Л. Сиротюк отмечает, что у детей с СДВГ имеются как специфические трудности обучения, так и слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность, неуверенность в себе и проблемы в коммуникациях.

По данным нейропсихологов Е.А. Осиповой, Н.В. Панкратовой (1997), трудности с энергетическим блоком наблюдаются у 91% детей с СДВГ, следующим по частоте является отставание в развитии функций программирования и контроля – 77%; за ним следует отставание в развитии зрительно-пространственных функций – 46%. В сумме получается больше 100%, потому у детей часто несколько проблем сразу.

Перечисленные нарушения приводят к возникновению трудностей в освоении чтения, письма, счета. Н.Н. Заваденко отмечает, что для 66% детей с диагнозом СДВГ характерны дислексия и дисграфия (нарушения чтения и письма), для 61% детей –  признаки дискалькулии (нарушения счёта). В психическом развитии наблюдаются задержки на 1,5–1,7 года. Главная трудность – неспособность сосредоточить внимание на долгий период (неинтересное, требующее повторов задание).

Помощь при дефиците произвольного внимания и несформированности произвольной регуляции деятельности:

  • Внешнее опосредование деятельности – схемы, рисунки,
  • Речевое опосредование действий – использование внешней громкой речи,
  • Обучение приёмам самоконтроля после выполнения задания,
  • Построение планов деятельности самим ребёнком для себя и других,
  • Чёткое соблюдение определённого распорядка дня и занятий.

При снижении активации (истощаемости):

  • Наблюдение за детьми на уроках и выбор оптимального времени подачи наиболее трудного материала.
  • Обучить ребёнка приёмам самоактивизации (через двигательную коррекцию, через дыхательную гимнастику, тактильную стимуляцию с элементами самомассажа) и релаксации.
  • Истощаемому ребёнку добавляют энергии переключение с одной деятельности на другую, позитивные эмоции, интересные задания.
  • При выраженной расторможенности и нарушениях поведения – направление на медицинское обследование.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности –  это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5–10 лет.

Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте.

Одним из наиболее распространенных запросов психологу со стороны учителя является проблема эмоциональной неустойчивости, неуравновешенности учащихся. Педагоги не знают, как себя вести со школьниками чрезмерно упрямыми, обидчивыми, драчливыми, или, например, с детьми, слишком болезненно переживающими любое замечание, плаксивыми, тревожными. Условно можно выделить 3 наиболее выраженные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере.

1. Агрессивные дети. Безусловно, в жизни каждого ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, но, выделяя данную группу, мы обращаем внимание прежде всего на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших аффективное поведение.

2. Эмоционально-расторможенные дети. Относящиеся к этому типу дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то своим экспрессивным поведением “заводят весь класс”; если они страдают – их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими.

3. Слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети. Они постесняются громко и явно выражать свои эмоции, будут тихо переживать свои проблемы, боясь обратить на себя внимание.

Учителю, который работает с детьми, имеющими трудности в развитии эмоциональной сферы, на диагностическом этапе необходимо определить особенности семейного воспитания, отношение окружающих к ребенку, уровень его самооценки, психологический климат в классе. На этом этапе используются такие методы, как наблюдение, беседа с родителями и учащимися. Обстановка в семье очень влияет на эмоциональную сферу детей. Однако порой эмоциональный стресс провоцируют педагоги, сами того не осознавая. Они требуют такого поведения и уровня успеваемости, которые для некоторых детей являются непосильными. Игнорирование учителем индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка может быть причиной негативных психических состояний учащегося, школьных фобий, когда ребенок боится идти в школу, отвечать у доски. Таким детям требуется доброжелательное и понимающее общение, игры, рисование, подвижные упражнения, музыка, а самое главное – внимание. Их родителям нужно рекомендовать организацию режима дня. Родителям и педагогам можно предложить следующие рекомендации – как работать с детьми, испытывающими эмоциональные затруднения:

1. Нельзя учить детей подавлять эмоции, надо их научить правильно направлять, проявлять свои чувства.

2. Эмоции рождаются в процессе взаимодействия с окружающим миром. Необходимо научить ребенка адекватным формам реагирования на те или иные ситуации или явления внешней среды.

3. Не надо ограждать ребенка от отрицательных переживаний. Невозможно избежать негатива в повседневной жизни, и искусственное создание тепличных условий лишь на короткий период снимает проблему, а через некоторое время она проявится более остро. Нужно учитывать не просто модальность эмоций (отрицательные или положительные), а, прежде всего, их интенсивность.

4. Чувства ребенка нельзя оценивать, невозможно требовать, чтобы он не переживал того, что переживает. Как правило, бурные аффективные реакции – это результат длительного сдерживания эмоций.

Литература:

  1. Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе// Школа здоровья.1997. Т.4.№ 4.
  2. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. М., 2004.
  3. Дубровина И.В., АндрееваА.Д., Данилова Е.Е., Вохмянина Т.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.,1998.
  4. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма. СПб, 1997.
  5. Мачинская Р.И. Проблема дифференциальной диагностики СДВГ. Междисциплинарный подход.http: // www.neurodev.net.ru
  6. Обучение детей с отклонениями в развитии. Сборник нормативных документов. Пермь 2004.
  7. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М., 2002.
  8. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития. М., 2005.