Урока технологии по теме "Тайны старинного кубанского полотенца". 4-й класс

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (19,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Задачи:

  • Познакомить учащихся с символическим значением кубанского полотенца, мотивами орнамента на нём.
  • Развивать эстетический художественный вкус, творческую активность, навыки работы и умения выполнять действия по заданному алгоритму в аппликации.
  • Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к малой Родине и её культуре.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор, кубанские полотенца, цветная бумага, трафареты (женская фигура, птица, конь, древо и др.), ножницы, ватман, клей ПВА, линейка, карандаш.

Форма организации урока – работа в творческих группах.

Ход урока

I. Организационный момент.

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений -
Мы вместе сочиним урок!

II. Сообщение темы и ЦЕЛИ УРОКА.

Слайд № 3

- Отгадайте кубанскую загадку и вы узнаете вещь - о тайне которой мы сегодня будем говорить на уроке. Висит на кухнэ тэлэпается всяк за нэго хватается.

Слайд № 4

- подсказка

Тенлоцепо

Слайд № 5

- отгадка

(полотенце)

III. Беседа.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о полотенце.

Простая вещь - полотенце.

Слайд № 6

На вид орнамент не приметен,
Но он столетия живёт
Не зря его на белом свете
Народ издревле бережёт.
Быть может, нитками зигзаги
В узоре вытканы не зря.
И мы с тобою видим знаки
Славянского календаря.
Б.Дубровин.

Вы скажете, что в нем есть такого, из-за чего его надо изучать. Но если заглянуть в прошлое, то окажется, что оно сыграло большую роль в жизни наших предков.

Давайте мысленно перенесемся в те далекие времена.

Слайд № 7

Представим себе хату. Войдя в неё мы бы увидели разнообразные вышитые полотенца .

Полотенце имело много названий: постенник, набожник, рукотёр, рушник, утиральник, утирка. Длина полотенец была от двух до четырёх метров, ширина 36-37 см.

Вышивка – популярный и любимый в народе вид рукоделия. Вышивкой занимались как крестьянки, так и знатные, богатые женщины. Имея деревянные пяльцы, иголку, нитки, женщины, покрывая их красивыми узорами, превращали холсты в неповторимые произведения искусства, которые радовали глаз. Сколько терпения, труда и вкуса нужно было иметь, чтобы создавать такую красоту. Сегодня мы можем познакомиться с акой красотой только в музеях.

Полотенце играло важную роль в жизни человека. Рождался человек – новорожденного обтирали специальным для этого случая полотенцем, умирал человек – покрывали гроб полотенцем.

Слайд № 8

Несколько полотенец входило в повседневное убранство хаты. Они обрамляли висящие на стенах фотографии, зеркала. На окнах мы не увидели привычных для нас штор. Они тоже были обрамлены полотенцами.

Слайд № 9

Богато орнаментированные полотенца "набожники" вешались над божницей - над иконами. Середина такого полотенца декорировалась зубчатым краем или узкой полоской растительного орнамента.

Полотенце чисто утилитарного назначения "утирач" - для вытирания рук и повседневного пользования - почти не украшались. Только иногда на концах располагались несколько безузорных полосок, обычно красного цвета.

Слайд № 10

В дни церковных праздников по стенам развешивались пышно украшенные орнаментами полотенца. Их называли "килковые" (от украинского слова "килок" - деревянный гвоздь). Их красочные узоры оживляли белоснежные стены, придавали праздничность, делая жилище нарядным.

Слайд № 11

К свадьбе в хате устраивали своеобразную выставку рукоделий по которой судили о состоятельности невесты, её мастерстве и трудолюбии.

Девушка заготавливала к свадьбе не менее 12 полотенец. Это, прежде всего, рушник для новобрачных - им пользовались молодожены в первые дни. Два рушника готовились для будущих малышей: мальчика - с геометрическим орнаментом, для девочки - с растительным. Скромный рушник предназначался казаку в дорогу. Обязательной принадлежностью его была мережка, символизирующая дальнюю счастливую дорогу. Иногда внизу вышивали голову лошади или цветочную подкову.

Вышитые полотенца играли большую роль в обрядах дарения, особенно в свадебной обрядности. Начиная с первого дня сватовства, полотенце выполняло определенную роль в обряде. Так, если невеста согласна на брак, она каждому из сватов подносит на тарелке по полотенцу, в знак того, что она принимает их предложение. На протяжение всех этапов свадебного ритуала полотенце использовалось в качестве подарка, а также как знак участников свадьбы. Полотенце служило подножником, который расстилали в церкви под ногами вступающих в брак, под него клали медную монету. После церемонии подножник и деньги оставались в пользу церкви. На полотенце родители подносят Хлеб-соль жениху и невесте. Наутро после свадьбы молодая несет свекру и свекрови умываться и дает утираться своим рушником. Затем этот рушник она вешает на икону.

Слайд № 12

Основными узорами вышивок на свадебных полотенцах были цветы, вазы, птицы.

Помимо своей основной функции полотенце выполняло и роль оберега, притягивая защитные силы добра и отгоняя всё тёмное, враждебное, злое. Для этого его следовало соответствующим образом подготовить - сообщить ему необходимую силу. Такая сила могла быть придана особым словом (заговором, приговором) или каким-либо знаком, рисунком, а чаще всего их сочетанием. Именно отсюда берет начало народный орнамент. “Как много может рассказать учёным один конец полотенца! Ведь орнамент, украшающий его, это язык тысячелетий: каждый знак заключает целое понятие, а несколько символов, стоящих в ряд, словно фраза в письме”.

Вот что говорил об орнаменте Сергей Есенин: “Орнамент – это музыка. Ряды его линий в чудеснейших и весьма тонких распределениях похожи на мелодию какой –то одной вечной песни перед Мирозданием. Его образы и фигурки какое – то непосредственное богослужение, живущим во всякий час и на всяком месте.

Какие магические знаки древних людей вы уже знаете?

Ромбы, треугольники, кресты, квадраты, круги так полны таинственного смысла! Покрывая ими чистое полотно мастерицы как бы переписывали созданные нашими предками своеобразные "письмена". Многое в орнаментальной символике нам не доступно, но попробуем расшифровать в языке древних изображений хотя бы несколько знаков в пестром и красочном узоре вышивки и вникнуть в смысл посланий из прошлого.

Слайд № 13

Чаще всего на “полотенышках” вышивали причудливое древо с раскидистыми ветвями. Это – Древо жизни. Оно воплощало плодоносную силу природы. В кубанских полотенцах древо жизни часто изображается как букет в вазоне или в кувшине. На полотенцах мы встречаем изображения птиц с необычно пышным и красочным оперением. Эти жар-птицы считались вестниками солнца, вестниками весеннего дня. Сияющее оперение из перемеющихся ромбов, квадратов, крестиков, кругов – солярных знаков, наверное, означало сияние солнечного света. Часто такие жар – птицы изображались по сторонам расцветшего куста, вероятно олицетворение воздействие солнечного тепла на природу.

Слайд № 14

Птицы – пожелания семейного счастья, любви.

Изображение петуха над крышей дома – это символ того, что хозяин живёт по солнцу, встаёт вместе с солнцем и ложится с заходом солнца. Петух прогоняет нечисть своим криком. Это тоже солнечный знак – оберег, который часто любили вышивать на полотенцах.

Голубь – символ мирной жизни, любви.

Символ солнца - это различные круги. В вышивках можно видеть изображения кругов, но часто солнце изображалось многоугольником или ромбом, а иногда квадратом. Несколько лет назад весь мир облетели снимки в газетах, что над Японией взошло квадратное солнце. Длилось это явление на небе около двух минут, его вызвало преломление лучей.

Слайд № 15

Верный друг казака его боевой конь. Он делит с ним тяжёлые будни, голод, холод. Конь участвовал в различных обрядах. Сильный, красивый, быстрый конь оказался запечатлённым на свадебных вышивках как солнечный знак – оберег.

Труд казака связан с землёй, пахотой, севом, сбором урожая. Благополучие семьи зависело от урожая, а следовательно от земли. Пашня изображалась в вышивке ромбами, квадратами. Плодородная засеянная земля – ромбами и квадратами с точкой посередине. Землю называют в песнях матерью. Мать – сырая земля заботилась о своих детях – людях, кормила и поила их.

Слайд № 16

Цвет в орнаменте тоже символичен. В основном мастерицы использовали красный цвет – символ солнца, огня, крови. Огонь считался братом солнца.

  • Цвет красный – это любовь, красота, смелость, великодушие, победа.
  • Черный – цвет земли, пашни, ночи, покоя.
  • Зелёный – использовался в вышивках в небольших количествах, он символизирует растительный мир.
  • Жёлтый – цвет разлуки.

IV. Анализ объекта.

Слайд № 17

Внимательно посмотрите на полотенца. Что общего в них? Что их объединяет?

(Цвет, кружева ).

В разных ситуациях узоры были разные. В любом случае вышивка на белом рушнике выполнялась черными и красными нитками. Традиция пришла на Кубань с Украины и обогатилась русской символикой узора. Кружева на рушниках - русская традиция.

Слайд № 18

Современным жителям Кубани (нам с вами) предоставлена уникальная возможность увидеть воссозданные уголки быта казаков в этнокультурном центре Атамань в котором мы с вами непременно побываем. Уникальность музея состоит в том, что каждый район Краснодарского края, а их около 40 имеет свой музейный уголок - экспозицию. Наш район выстроил и обустроил хату пекаря.

Слайд № 19

V. Физкультминутка.

Жура-жура-журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
- “Где же лучшая земля?”
Отвечал он, пролетая:
- “Лучше нет родного края!”

VI. Практическая работа.

Сегодня я хочу предложить каждой группе выполнить макет кубанского полотенца способом аппликации.

У вас на столе есть ватман. А вы в оставшееся время проявите фантазию, творчество.

Слайд № 20

Учащиеся самостоятельно составляют композицию орнаментной полосы и решают её в цвете. Для работы учащиеся могут использовать заранее вырезанные трафареты (женская фигура, птица, конь, древо). Пользуются алгоритмом выполнения аппликации.

VII. Рефлексия.

Слайд № 21

- Удалось Вам показать основные элементы старинного кубанского полотенца?

VIII. Выставка работ.

Слайд № 22

IX. Итог урока.

На доске развёрнута выставка работ творческих групп учащихся.

Урока время истекло

Я вам, ребята, благодарна.
За то, что встретили тепло,
И поработали ударно.