Таблица сложения

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели урока (слайд 2):

  • систематизировать знания детей о составе чисел от 2 до 9;
  • закреплять знание состава числа 9, навыки счёта в пределах 9.
  • развивать память, внимание, логическое мышление, речь, творческие способности.

Образовательные ресурсы:

  • интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, сигнальные карточки, числовой веер (1-20), светофор;
  • учебник Л.Г. Петерсон, презентация к уроку, раскраски «Гуси-лебеди».

ХОД УРОКА

I. Мотивация к учебной деятельности

Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу (Слайд 2)

Проверка готовности к уроку.

II. Формулирование темы урока, постановка цели

– Сегодня у нас будет необычный урок. Мы отправимся в путешествие по сказке «Гуси-лебеди».

(Слайд 4)

– Что произошло в сказке «Гуси-лебеди»? (Ответ детей) (Слайд 5)
– Побежала девочка искать его. У кого она просила помощи? (У печки, яблоньки, речки)
– Но прежде, чем помочь, они предлагали исполнить их задания. Девочка спешит, волнуется, ей трудно выполнить их. Задания непростые, математические.
– Поможете ей?
– Итак, в путь!

III. Актуализация знаний. Устные упражнения

1. Числовой ряд.

Бросилась девочка догонять Гусей-лебедей. Бежала, бежала по лесу, видит, стоит Печка (Слайд 6)
Девочка говорит Печке:
– Печка, Печка, скажи, куда Гуси-лебеди полетели?
– Выполни мои задания – скажу.
– Некогда мне, я спешу! (Слайд 7)

Помогите девочке выполнить задание, чтобы на нее печка не рассердилась.

  • Покажите число, которое меньше 4 ,но больше 2.
  • Покажите число, которое стоит между числами 7 и 9.
  • Посчитайте от 4 до 9, от 8 до 13, от 17до 10, от 12 до 5.
  • Назовите число, следующее за числом 5.
  • Назовите число, идущее перед числом 9.

2. Решение примеров (повторение состава чисел 7 и 9)

Побежала девочка дальше, стоит яблоня на пригорке (Слайд 8)
– Яблоня, Яблоня, скажи, куда Гуси-лебеди полетели?
– Отгадаешь, какие числа пропущены, – скажу.

Помогите девочке справиться со 2-м заданием. (Слайд 9)

(состав числа 9)

3. Математический диктант

Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах (Слайд 10)
– Молочная река, кисельные берега, куда Гуси-лебеди полетели?
– Выполни мое задание – скажу (Слайд 11)

Выполняют задание в тетради. Запись ответов.

  • Увеличь каждое число на 3: 4, 3, 5, 7
  • Проверь себя. Ответ: 7,6, 8, 10.
  • – Назовите самое большое из них.
  • 10
  • – Назовите самое маленькое из них.
  • 6
  • Проверка с помощью веера.

– Спасибо, ребята, выручили девочку!

IV. Изучение нового

1. Таблица сложения

Долго она бегала по полям, по лесам. Вдруг видит – стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается (Слайд 12)
В избушке старая Баба-Яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. (Слайд 13)
Баба-Яга дала ей веретено, а сама ушла. Мышка помогла ей за то, что девочка ей кашки дала.
Девочка взяла братца и побежала. (слайд 14)
А Баба-Яга отправила Гусей-лебедей в погоню.
Сестра с братцем добежала до молочной реки. (слайд 16) Видит – летят Гуси-лебеди.
–?Речка, матушка, спрячь меня!
–?Рассмотри таблицу и ответь на вопросы – спрячу.

– Откройте учебник стр. 20, №1Заполните таблицу – поможете девочке.

– Перед вами таблица сложения треугольная. Почему её так назвали? (Форма треугольная, есть строки и столбцы)
– С помощью её можно решать различные примеры. Объясните, как это можно сделать? (Заполнение таблицы, увеличение одного из слагаемых на единицу, а вследствие этого и сумма увеличивается на единицу)
– Как вы думаете, что показано синим цветом? (Как можно найти сумму 4 + 3 = 7)
– Какие ещё равенства с помощью этого можно составить? (3 + 4 = 7, 7 – 3 = 4, 7 – 4 = 3)
– Сделайте вывод: что можно делать с помощью таблицы сложения? (Можно решать примеры на сложение и вычитание)

(Слайды 17-18)

2. – Рассмотрите ещё «Фургончики на колёсах». Что можно сказать о первой строчке слагаемых? А о второй? (Числа расположены в порядке возрастания, а во второй в порядке убывания)
– Молодцы, ребята, река укрыла девочку с братцем под кисельным бережком.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо (Слайд 19)

V. Физминутка

Гуси-лебеди летели,
На лужайку тихо сели
Походили, походили
Поклевали, поклевали,
А потом все побежали

VI. Закрепление изученного

Девочка с братцем опять побежала. А Гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит Яблоня... (Слайд 20)
– Яблоня, матушка, спрячь меня!
Расшифруй пример, пользуясь таблицей, тогда помогу.

(Слайд 21)

Работа в парах.

– Молодцы! Помогли сестрице с братцем.

Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами (Слайд 22)
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.

VII. Повторение пройденного (состав числа 9)

Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут Гуси-лебеди увидели ее, загоготали – налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут.
Добежала девочка до Печки: (Слайд 23)
– Печка, матушка, спрячь меня!

(Слайд 24)

(Ученики выполняют задание)

VIII. Творческое задание

Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к Бабе-Яге.
Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой (Слайд 25)
А тут и отец с матерью пришли и им гостинцы принесли в виде цифр. Леденцы, да не простые, а в виде цифр.

№5, стр. 21. Найдите их (Слайды 26-27)

– Понравилось искать цифры? Тогда вам творческое домашнее задание. Подготовьте задание для своих одноклассников. Придумайте свои рисунки со спрятанными цифрами.

IХ. Рефлексия учебной деятельности на уроке

– На этом наше путешествие закончилось.
– Что нового узнали на уроке?
– Кто научился пользоваться таблицей сложения?
– Кто хорошо запомнил состав числа 9? (9 – это 5 и…, 1 и…, 3 и…, 9 и…, 6 и…, 7 и…)

Поощрение за активную работу на уроке (Раскраски «Гуси-лебеди»).

Используемые ресурсы:

  1. Л.Г. Петерсон. Учебник. Математика. 1 класс
  2. Т.Н. Максимова. Поурочные разработки по математике.
  3. Сказка «Гуси-лебеди», иллюстрации http://audioskazki.net/archives/301
  4. Раскраски «Гуси-лебеди» http://www.raskraska.com/raskraski/237/