Родительское собрание, посвященное проблемам наркомании "Путь в никуда"

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели: обсудить причины, приводящие подростков к употреблению наркотиков, познакомить родителей с основными признаками и симптомами   употребления ПАВ, возможными способами выхода из возникшей ситуации химической зависимости.

Задачи:

  • предоставить родителям возможность познакомиться с информацией и статистикой по проблеме наркомании;
  • показать необходимость активного обсуждения этой проблемы в семье.

Методики и технологии, используемые на данном мероприятии:

  • ведение дискуссии
  • публичные выступления
  • анкетирование

Оборудование: мультимедиаустановка с возможностью выхода в Интернет.

Форма работы родительского собрания: "круглый стол"

Участники: родители учащихся 9-11 классов.

Продолжительность – 60 минут

Краткий методический комментарий.

Создание комфортных санитарно-гигиенических и психологических условий, повышение технического обеспечения образовательного процесса – факторы, которых не достаточно для существенного повышения результативности обучения ребенка в школе. Необходимо также говорить о проблемах употребления детьми вредных веществ, поскольку ситуация продолжает оставаться особенно острой. 
Все яснее становится понимание роли семьи в формировании, поддержании и развитии здоровьесберегающих интересов ребенка. Поэтому работа с семьей становится важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса школы. Вести родительское собрание будут классные руководители, для анкетирования и комментариев привлечён психолог.

Подготовительный этап:

  • Социально-психологическое исследование по проблеме наркомании.
  • Анкетирование детей по проблеме собрания.
  • Разработка буклета для родителей «Меры борьбы с наркозависимостью».

Ожидаемые результаты:

  • формирование представления о глубине данной проблемы;
  • сплочение коллектива;
  • значимость умения общаться и делиться своими переживаниями.

ХОД СОБРАНИЯ

Наркомания не делает поблажек, она забирает человека целиком,
вместе с его телом, душой и рассудком".

Ратмир Тумановский

Уважаемые родители! Какие ассоциации возникают у вас при фразе «Путь в никуда»? Как вы считаете, о чём будет наша беседа? (После обсуждения появляется эпиграф).
Можно ли эту тему оставить без внимания? Почему?
Займите удобные для каждого из вас места за нашим "круглым столом".
Наступил XXI век. Меняются времена, меняется и человечество, но наши вредные привычки – курение, алкоголизм – мы упорно тащим за собой из века в век. Более того, приобретаем новые: наркомания, токсикомания. Причем это приняло такие масштабы, что приходится констатировать факт почти полного отсутствия инстинкта самосохранения у человека. Все прекрасно осведомлены о последствиях и алкоголизма, и курения, и наркомании, и тем не менее, множество людей бросаются в эту бездну, даже не пытаясь понять, что гибнут сами и тянут за собой других, не оставляя шансов будущим поколениям. Об этих проблемах нужно говорить с позиций педагогики, медицины, психологии одновременно.
Ежегодно в России от наркотиков умирает 100 тысяч человек. С начала этого года в нашей области выявили почти 300 наркопреступлений и изъяли из незаконного оборота около 25 килограммов наркотических веществ. По словам президента Дмитрия Медведева, наркомания представляет угрозу для национальной безопасности России и носит глобальный характер. Как победить эту болезнь – мнение липецких врачей.
http://lipetsk.rfn.ru/video.html?id=70467&type=r – видеоролик о наркозависимых.

Что же заставляет наших детей бросаться в эту бездну?

Время на обсуждение – 5 минут. После ответов родителей комментарий психолога.

Факторы, подводящие человека к наркотической зависимости:

  • Чувство одиночества, ненужности
  • Воспитание в неблагополучных семьях, в обстановке конфликтов и насилия
  • Избыток или недостаток финансов
  • Ранняя потеря родителей, их развод, утрата взаимопонимания с ними
  • Неприятности в образовательных учреждениях, на работе
  • Расставание с любимым человеком, ссоры с друзьями
  • Безвыходная ситуация
  • Чувство вины и неполноценности Внушаемость, склонность к подражанию

Наркотики – это химические вещества, которые изменяют сознание человека (чувства, мысли, ощущения, настроение и поведение) и вызывают психическую и физиологическую зависимость.
Наркомания – смертельное заболевание; при этом хроническое, прогрессирующее влечение к наркотику настолько сильно, что без лечения прекратить его невозможно. К сожалению, часто уже невозможно вылечить это заболевание. Болезненное пристрастие к наркотику возникает потому, что он изменяет химическое равновесие в организме внутренних гормонов настроения (эндорфинов).

Что же такое наркотики?

Чтобы быть причисленным к категории наркотических, то или иное вещество должно соответствовать ряду критериев:

  • способность вызывать эйфорию или субъективно приятные переживания;
  • способность вызывать зависимость, т.е. потребность снова и снова принимать наркотики;
  • серьёзный вред психическому и/или  физическому здоровью человека; который употребляет наркотики;
  • опасность широкого распространения среди населения или внутри отдельных групп;
  • использование данного вещества не должно быть традиционным в данной культуре.

Классификация наркотических веществ

Основанием для наиболее общей классификации наркотиков на группы может быть принцип их действия на нервную систему, а,  следовательно, субъективные эффекты их употребления.

Седативные средства

Возбуждающие вещества

Вещества, изменяющие сознание

Опиатные наркотики: героин, морфин, кодеин, метадон, белый китаец, «ханка», или «чёрное» (кустарное приготовленные опиаты) Психостимуляторы: эфедрин, эфедрон, первитин, амфетамины, экстази, кокаин, «скорость». Психоделики: грибы, диклодол, димедрол.
Снотворные средства: производные бабитуровой кислоты – барбамил, фенобарбитал, фенозепам, реладорм, элениум, имован, донормил. Алкоголь Препараты конопли: марихуана, «анаша», «план»

Все наркотические вещества вызывают физическую и психическую зависимости. Как это происходит? Когда человек становится законченным наркоманом? И может ли он сам остановиться? Прослушайте выступление нарколога.

Как можно заподозрить, что ребёнок начал употреблять наркотики?

Не надо избегать «щекотливых» тем, надевать на наших детей розовые очки, делать вид, что плохого в нашей жизни нет, а если есть, то где-то далеко, в другом месте. Пусть они видят, на что идут и какой ценой покупают «кайф», пусть знают, что расплата неминуема – своим здоровьем, счастьем, жизнью своей. И пока ещё не слишком поздно, не безнадёжно, давайте все вместе думать над тем, как восполнить эти зияющие пустоты. Понять. Помочь. Спасти.

Комментарий психолога.

Признаки употребления наркотических средств:

  • Он (она) начал часто исчезать из дома. Причем, эти исчезновения либо просто никак не мотивируются, либо мотивируются с помощью бессмысленных отговорок. Ваша попытка объяснить, что вы волнуетесь и расспросить о том, где же все-таки находился Ваш ребенок, вызывает злость и вспышку раздражения.

  • Он (она) начал очень часто врать. Причем, эта ложь стала своеобразной. Молодой человек врет по любому поводу, не только по поводу своего отсутствия дома, но и по поводу дел на работе, в школе, в институте и т. д. Причем, врет он как – то лениво. Версия обманов либо абсолютно примитивны и однообразны, либо наоборот, слишком витиеваты и непонятны. Ваш ребенок перестал тратить усилия на то, чтобы ложь была похожа на правду.

  • За достаточно короткий промежуток времени у вашего сына (дочери), практически, полностью поменялся круг друзей. Если вы с удивлением спрашиваете: «Куда исчез твой друг Петя, с которым Вас раньше было не разлить водой?», Ваш ребенок пренебрежительно отмахивается и ссылается на свою и Петину занятость. Появившихся у сына новых друзей Вы либо не видите вообще, либо они не приходят в гости, а «забегают на секундочку» о чем-то тихо пошептаться у двери. Появилось очень большое количество «таинственных» звонков и переговоров по телефону. Причем, Ваш ребенок, практически, не пытается объяснить, кто это звонил, а в тексте телефонных переговоров могут попадаться сленговые словечки, которые Вы можете увидеть в прилагаемом нами ниже словаре наркотического арго.

  • Вашего сына (дочь) полностью перестали интересовать семейные проблемы. Когда Вы рассказываете, например, о болезни или неприятности кого-то из близких, он только делает вид, что слушает. На самом деле думает о чем-то совершенно постороннем. Он изменился, стал по отношению к Вам более холодным, недоверчивым «чужим».

  • Он вообще изменился. В основном в сторону ничем не мотивируемой раздражительности, вспышек крика и истерик. Вы стали замечать, что у него внезапно и резко меняться настроение. Две минуты назад был веселый и жизнерадостный, очень коротко поговорил с кем-то по телефону – до вечера впал в мрачное расположение духа, разговаривает только междометиями и крайне раздраженно.

  • Он (она) потерял свои прежние интересы. Он (она) не читает книжек, почти не смотрит кино. Вы все чаще стали замечать, что он просто сидит с учебником, на самом деле даже не пытаясь делать уроки и готовиться к экзаменам.

  • У него изменился режим сна. Он может спать, не просыпаясь, целыми днями, а иногда Вы слышите, как он почти всю ночь ходит по своей комнате и спотыкается о предметы.

  • У Вас в доме стали пропадать деньги или вещи. Эти неприятные события на первых порах могут происходить крайне редко. Однако, хотя бы редкие попытки «незаметно» что-то украсть встречаются, практически, во всех семьях наших пациентов.

  • Вам все чаще кажется, что он (она) возвращается домой с прогулки в состоянии опьянения. Координация движений слегка нарушена, взгляд отсутствующий, молодой человек вообще пытается спрятать глаза и быстро сбежать в свою комнату.

Чаще всего несовершеннолетние начинают со средств бытовой химии, содержащих ароматические углеводороды, например, клей «Момент». Одурманивание происходит путем вдыхания паров. Мотивом для употребления является достижение состояния – «смотреть мультики» возникают сюжеты из боевиков, порнографических фильмов, в которых сам опьяневший может принимать участие.

КОГДА ВОЗНИКАЕТ ИНТЕРЕС К НАРКОТИКАМ?

8-11 ЛЕТ. Детей интересует все, что связано с наркотиками, – их действие, способы употребления. Наркотик – это неизвестный и запретный мир и, как все незнакомое и запретное, вызывает особое любопытство.

11-13 ЛЕТ. Основной возраст начала наркомании. Интерес вызывает возможность употребления «легких» наркотиков из-за широко распространенного заблуждения об их существовании.

14-17 ЛЕТ. Наиболее опасный возраст для начала экспериментирования с любыми психоактивными веществами. Его часто называют возрастом независимости.

Каковы физиологические признаки употребления наркотиков?

Физиологические признаки:

– бледность или покраснение кожи;
– расширенные или суженные зрачки, покрасневшие или мутные глаза;
– несвязная, замедленная или ускоренная речь;
– потеря аппетита, похудение или чрезмерное употребление пищи;
– хронический кашель;
– плохая координация движений (пошатывание или спотыкание);
– резкие скачки артериального давления;
– расстройство желудочно-кишечного тракта.

Очевидные признаки:

– следы от уколов (особенно на венах), порезы, синяки;
– бумажки и денежные купюры, свернутые в трубочки;
– закопченные ложки, фольга;
– капсулы, пузырьки, жестяные банки;
– пачки лекарств снотворного или успокоительного действия.

Вы должны начинать всерьез думать о наркотиках, только если у Вашего ребенка есть признаки, по крайней мере, восьми из девяти, описанных выше изменений поведения. Иначе можно нанести ребёнку тяжёлую психологическую травму.
Подумайте, можно ли считать ваши отношения с детьми благополучными или необходимо что-то изменить, чтобы избежать беды.

Для того чтобы узнать больше о ваших взаимоотношениях в семье, наш психолог предлагает следующую анкету:

Допустимые  ответы: «да», «нет», «отчасти», «иногда».

За каждое «да» – 2 балла.
«Отчасти», «иногда» – 1 балл.
«Нет» – 0 баллов.

  1. Считаете ли вы, что у вас в семье есть взаимопонимание с детьми?
  2. Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли «по личным делам»?
  3. Интересуются ли они вашей работой?
  4. Знаете ли вы друзей ваших детей?
  5. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах?
  6. Проверяете ли вы, как они готовят домашние задания по предметам?
  7. Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?
  8. Участвуют ли дети в подготовке семейных праздников?
  9. Хотят ли ребята, чтобы вы были с ними на «детских праздниках», или предпочитают проводить их без взрослых?
  10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги, газеты, журналы?
  11. Обсуждаются ли в семье с участием детей телевизионные передачи и фильмы?
  12. Бываете и вы с детьми в театрах, музеях, на выставках и концертах?
  13. Совершаете ли совместные с детьми прогулки, ходите ли в туристические походы?
  14. Стремитесь ли вы проводить отпуск вместе с детьми?

Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми можно считать благополучным.

От 10 до 20 баллов. Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние.

Менее 10 баллов. Контактов с детьми явно не хватает, необходимо принимать срочные меры для их увеличения.

Итог  собрания.

– Уважаемые родители! Не забывайте обнимать своих близких и говорить им слова любви!!!
Для того, чтобы выживать ребёнку в этом мире – необходимо 4 объятия в день.
Для того, чтобы ребёнок хорошо себя чувствовал – 8 объятий в день.
Для того, чтобы интеллектуально развивался – 12  объятий в день.
Если вы видите своего ребёнка чем-то расстроенным, первое, что вы можете и должны сделать, – это обнять его, прижать к себе и держать возле себя столько, сколько нужно ребенку. Когда ему будет достаточно, он сам отойдет.
При этом вы ни в коем случае не похлопывайте его по спине и не поглаживайте, будто бы «все это такие мелочи, что до свадьбы заживет». Вы просто его обнимайте. Если это подросток, и он уже не даёт себя обнять, то можно посидеть рядом, подержав его за руку. Руку ребенка надо держать до тех пор, пока он ее сам не отнимет. Ребенок должен знать, что родители его всегда поймут и примут, что бы с ним ни случилось. Ребенку подобные знаки безусловного приятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они питают его эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.
Всё пройдёт, и мы уйдём раньше детей. Пусть же они вспомнят Вашу ласковую руку на детской головке, а не руку, оставляющую красный рубец на тельце ребёнка.

Домашнее задание

И поэтому я вам сегодня даю домашнее задание – обнять всех, кто живет с вами в доме, и проследить за реакцией домашних, а также за своими чувствами.
Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть необходимости другому, – одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение – условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, что он хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях.
Для этого вам понадобится ВЗРЫВ ЛЮБВИ – это верное средство скорой помощи при тяжелых кризисных состояниях. Взрыв любви может оказаться единственным спасением при угрозе отчаянного поступка, сумасшествия, самоубийства, при начинающейся наркомании, может восстановить разрушенные отношения. Он требует особого вдохновения – состояния исступленной любви. А оно всегда с нами, только загляните внутрь себя…
Можно лишь повторить: предупредить возникновение зависимости возможно практически на 100%. Полностью избавиться от нее можно лишь в 7% случаев. Выбор за Вами...

Рефлексия

– А сейчас хотелось бы услышать ваше мнение о пользе нашего разговора.

Каждый участник по кругу высказывает свое мнение.

В конце собрания родителям раздаются буклеты «Меры борьбы с наркозависимостью» (Приложение 1).

Литература:

  1. Агранович М. Давай закурим, сыночек, по одной?: Что делать родителям, впервые застукавшим свое чадо с сигаретой / М. Агранович // Российская газета – 2004. – № 38, 27 февр.
  2. И.Л. Баушева, Е.С. Романова, В.В.Рябов и др. «Наркотики: проблема, которую необходимо решить» М., Центр инноваций в педагогике, 1998
  3. Журавлева Л.А. Факторы и условия наркотизации молодежи / Л.А. Журавлева // Социс. – 2000. – № 6
  4. Классные часы. 11 класс. / Сост. Н.И. Еременко. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005
  5. Д.А. Соломзес, В. Чеурсон, Г. Соколовский «Наркотики и общество», М.  1998
  6. И.Г. Ураков «Наркомания: мифы и действительность», Москва, Медицина 1990

Веб-ресурсы: