Урок изобразительного искусства на тему «Путешествие по Третьяковской галерее». 4-й класс

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели:

  • Познакомить учащихся с историей и с фондами Третьяковской галереи.
  • Формировать познавательный интерес учащихся к изобразительному искусству.
  • Формировать художественный вкус у учащихся.
  • Воспитывать у учащихся чувство гордости за российскую художественную культуру.
  • Воспитывать культурного, образованного, высоконравственного человека.

Оборудование:

  • Презентация «Путешествие по Третьяковской галерее».
  • Обзорный фильм «Третьяковская галерея». (Фрагменты)
  • Выставка книг по теме: «Путешествие по Третьяковской галерее».
  • Выставка детских рисунков (портреты, пейзажи, герои сказок и т д)      Кроссворд
  • Карточки для учащихся с домашним заданием.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Организационный момент

Учитель:

Велика Россия наша,
И талантлив наш народ,
О Руси родной, умельцах
На весь мир молва идет.

2. Сообщение целей мероприятия

Слайд 2

Учитель: Государственную Третьяковскую галерею в Москве знает весь мир. Это лучшее собрание русских картин. Люди ласково называют ее Третьяковкой.
Мы с вами познакомимся с историей и фондами этого музея, познакомимся с новыми понятиями: «галерея», «иконописец», «икона», «парсуна», «марина», «маринист». Вспомним такие понятия, как «портрет», «парадный портрет», «камерный портрет», «пейзаж».
Наше путешествие будет проходить по залам. В каждом зале – картины одного или нескольких художников, история этих картин. Во время путешествия по залам  обратите внимание на картины. Подумайте:
– Какая из картин произведет на вас наибольшее впечатление? Почему?
– Какие картины заставят задуматься?
– Какую из увиденных картин вы хотели бы получить в подарок?
– Хотели бы увидеть эти картины воочию?
– Но прежде, чем мы отправимся в путешествие по залам, выясним, что такое галерея.
– Что такое галерея? (Ответы детей)

Галерея это  художественный музей. Люди, работающие в галерее, занимаются комплектованием, хранением, изучением, реставрацией предметов изобразительного искусства.  Итак, мы отправляемся в путешествие по Третьяковской галерее.

3. Изучение нового материала. Знакомство с произведениями

Слайды 3, 4

Зал 1. История создания Третьяковской галереи.

Учитель: Тихий Лаврушинский переулок, расположенный в Замоскворечье, где за оградой стоит здание Третьяковской галереи, знают не только москвичи. Чтобы увидеть бесценные сокровища национального искусства, в галерею едут со всех концов нашей страны люди всех профессий, разных поколений, взрослые и дети. Это крупнейший музей русского и советского изобразительного искусства, имеющий мировую известность. Третьяковская галерея стала поистине народным музеем.

Слайд 5

Основателем галереи был московский купец Павел Михайлович Третьяков /1832-1898/. Человек широко образованный, страстный коллекционер. На протяжении многих лет он тщательно и любовно собирал картины русских художников. В 1872 году Третьяков начал постройку первых залов будущей галереи, пристраивая их к дому в Лаврушинском переулке, где он жил сам.
В 1892 году Третьяков осуществил свою заветную мечту – передал собранную им богатую коллекцию в дар Москве. К этому времени его собрание насчитывало около 2000 картин. Торжественное открытие галереи состоялось 16 мая 1893 года.
Нынешнее собрание Третьяковской галереи насчитывает более 100 тысяч произведений. Это:  иконы,  скульптура,  живопись, графика, многое другое.
Особое место занимает «Сокровищница», где представлены художественные изделия из благородных металлов и драгоценных камней, выполненные в XII – начале XX века. Собрание постоянно пополняется, приобретаются произведения ведущих художников всех поколений. Произведения Третьяковской галереи побывали во многих странах мира и всегда пользовались огромным успехом у зарубежных зрителей.

Слайд 6: выставочные залы Третьяковской галереи

Слайд 7.

Зал 2

В Третьяковской галереи сосредоточено первоклассное собрание мастеров Древнерусской живописи XI-XVII веков. Их  творчество покрыто множеством легенд. В этом зале мы познакомимся с художником, который жил шестьсот лет назад – это  Андрей Рублев. Андрей Рублев – иконописец.

– Кто такие иконописцы? (Ответы детей)

Слайд 8

Иконописцылюди, которые пишут иконы.

О жизни талантливого русского иконописца известно очень мало. Родился Рублёв между 1360 и 1370 г.г. Можно предполагать, что он родился в Центральной России, скорее всего, в Московском княжестве, что он происходил из семьи ремесленника. «Врубель» – инструмент для накатки кож. В конце XIV в. Андрей Рублев был послушником в Троицком монастыре. В то время русские художники не писали людей, которые жили вокруг. Они писали бога, ангелов, святых. Такие изображения назывались не картинами, а иконами.

– Что такое икона? (Ответы детей)

Икона (в переводе с греческого «рисунок», «образ», «изображение») – изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания, у верующих.

Слайд 9

Иконы помещали в церквях или дома, люди молились перед ними, верили в их необыкновенную силу, считали, что они помогают побеждать врагов. Исцеляют от болезней, приносят добрый урожай.
Андрей Рублев писал иконы, расписывал стены больших  храмов. В старинной рукописной книге есть картинка: Рублев взбирается по лестнице на деревянные подмостки, в  руке у него кисть, рядом с ним горшочек с красками – он работает высоко над землей.
Когда Рублев бывал, свободен от работы. Он, подолгу не отрываясь, рассматривал иконы старых мастеров. Он хотел понять и почувствовать все то, что говорили людям художники, которые жили и творили задолго до него. И когда он вот так, часами, сидел перед старыми иконами, на душе у него становилось светло и радостно.
Иконы, от которых ждали чудес, в самом деле, творили чудеса: глядя на них, Андрею Рублеву хотелось работать больше, лучше. Говорить людям главное и дорогое.
Перед нами один из шедевров Третьяковской галереи «Троица» Андрея Рублева.

Слайд 10.  Андрей Рублев «Троица» (XIV в)

Ученик: Трое прекрасных юношей сидят за столом. Вокруг головы у каждого – сияние. За плечами – крылья. Это ангелы. Они сидят, молча и неподвижно. Они глубоко задумались о чем-то. Трудно передать словами те чувства, которые выражают их лица, руки, наклон головы. Доброта, согласие, нежность, печаль… Кисть художника лучше, полнее слов рассказала о чувствах юношей.
Они сидят по разные стороны стола и даже не смотрят друг на друга, но художник так написал их, что сразу видишь и каждого в отдельности и всех вместе, сразу чувствуешь их глубокую любовь друг к друг, их единство.

Учитель:Андрей Рублев жил в трудное время. Монголо-татарские захватчики хозяйничали на Руси – разоряли города и села, опустошали поля, убивали и уводили в плен людей. А русские князья ссорились и враждовали между собой.
Он видел вражду, жестокость, измену. А написал добрую и тихую «Троицу».
Андрей Рублев рассказал в «Троице» о заветной мечте своего народа. Он воспел дружбу, любовь, согласие, мир, которые так нужны были русским людям шесть столетий назад, и которые так нужны сегодня всем людям на земле.

Зал 3

Слайд 11: портреты.

– Что такое парсуна? (Ответы детей)

– Название «парсуна» пошло от латинского слова «персона», то есть лицо. Позже вместо «парсуна» стали говорить «портрет». Слайд 12
Мастера – иконописцы изображал святых, какими они  должны быть на иконе. Для этого они использовали ранее заготовленные рисунки. А вот художники изображали не святых, а живых людей. Заранее заготовленных рисунков на каждого из них не было. Человек становился перед художником, и тот старался перенести на холст его черты. Это называется писать с натуры. А в старину говорили – писать «с живства».
Когда художник писал «с живства», такое письмо называли живописным.
Бывало, в мастерскую, где художники трудились над иконам, прибегал гонец. Приносил приказ: мастеру такому-то велено спешить во дворец, дабы писать живописным письмом парсуну государя.
Первые «парсуны» походили на иконы. То есть парсуна – это  произведения переходного периода от иконописи к светской портретной живописи.

Слайд 12: Парсуна («Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский» Начало 17 века)

– А что такое портрет? (Ответы детей)

– Жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группы людей. Нас сегодня  интересуют парадные и камерные портреты. Парадный портрет предполагает показ человека в полный рост /на коне, стоящим или сидящим/. В камерном портрете используется поясное, погрудное, оплечное изображение. В парадном портрете фигура обычно дается на архитектурном или пейзажном фоне, а в камерном – чаще на нейтральном. Слайд 13.

Учитель: XVIII-XIX век вошел в историю русского живописного искусства как «век портрета». Перед нами шедевры  русского портрета того времени, которые находятся в  Третьяковской галерее

Слайд 14: Федор Степанович Рокотов (1735-1808) «Портрет А.П.Струйской» (1772 г) холст, масло, 59,8 х 47,5 cм

Ученик: На портрете изображена обаятельная юная женщина, полная пленительной грации. Изящный овал лица, тонкие летящие брови, легкий румянец и задумчивый, отсутствующий взгляд. В ее глазах – гордость, душевная чистота и, кажется, хрупкое, незащищенное человеческое достоинство. Художник скуп на детали: шелковое платье, ниспадающее ломкими складками, прозрачный желтоватый шарф, заколка на рукаве, и брошь с жемчужной подвеской на груди.
Портрет написан переливами цвета и света. Тени неуловимо переходят в свет, пепельно-серые тона перетекают в голубые, а розоватые – в бледно-золотые. Световые переливы не ощутимы и создают легкую дымку какой-то загадки.
Александра Петровна – вторая жена Н.Е. Струйского. Ей 18 лет, она первый год замужем. Воодушевленный супруг посвятил ей огромное множество стихов.

Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают.
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

Учитель: Она была счастлива в браке, стала радушной и гостеприимной помещицей в прекрасной усадьбе, находившейся в Пензенской губернии.
Благополучная супружеская жизнь длилась 24 года, до внезапной кончины Николая Струйского в 1796 году. За это время Александра Петровна родила восемнадцать детей, из них две пары близнецов.
А.П. Струйская пережила мужа на 44 года. Она взяла на себя все заботы по управлению хозяйством.
Она сохранила в память о муже всю обстановку в доме и вещи такими, какими они были при Николае Еремеевиче. Она вырастила порядочными людьми своих детей и многочисленных внуков.
Рокотовский портрет постоянно оставался в доме и хранился в роду. Одна из наследниц имения, испытывая материальные трудности, решила расстаться с парными портретами Струйских. В1901 году она продала их Историческому музею, откуда они были распределены в Третьяковскую галерею.

Учитель: Одним из лучших  портретистов является Владимир Лукич Боровиковский.

Слайд 15: Владимир Лукич Боровиковский (1757 – 1825) «Портрет М.И.Лопухиной» (1797г) холст, масло,72 x 55,5 см

Ученик: Портрет М. И. Лопухиной – одно из самых лучших произведений художника.
Молодая женщина показана в уединенном уголке парка. Она облокотилась на садовый парапет. Пейзажный фон, подчеркивая близость к природе, показывает ее мечтательное настроение.
Грустный задумчивый взгляд, нежная улыбка, платье нежно белого цвета, голубой пояс, сиреневый шарф,  розы, пепельные волосы, неяркая зелень листвы, мягкая воздушная дымка: все это помогает полнее и глубже раскрыть образ этой женщины. Мария Ивановна была дочерью отставного генерала, женой офицера.  Известно, что она никогда не была счастлива; через год, после того как Владимир Лукич Боровиковский написал ее портрет, она умерла от чахотки. Но эта женщина таила и несла в себе столько нежности, любви, красоты, что по первым впечатлением от увиденного портрета у поэта Я. Полонского сложились  стихотворные строки:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз.
И той улыбки нет, что молча, выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так, часть души ее от нас не улетела.
И будет этот взгляд и эта прелесть тела.
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, мечтать.

Слайд 16: Орест Адамович Кипренский (1782-1836) «Портрет Александра Сергеевича Пушкина» (1827 г) холст, масло, 68 x 54 см

Ученик: Перед нами погрудное изображение поэта. Он одет в модный сюртук. Взгляд Пушкина, устремлен вдаль. Покоряет духовная сила, исходящая от него. Подчеркивается небудничный, вдохновенный облик поэта. Скрещённые на груди руки, складки плаща, наброшенного на плечи, – всё это характерные признаки романтического героя. Он отрешён от окружающего мира и погружён в свои мысли. Живой взгляд пушкинских глаз выражает вдохновение и сосредоточенность. Поэт как бы прислушивается к внутреннему голосу: «…минута – и стихи свободно потекут». Пушкин показан в самый счастливый, светлый момент – момент творчества. Портрет понравился поэту. Он выразил своё восхищение мастерством живописца в стихотворении, посвящённом Оресту Адамовичу Кипренскому:

Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз,
– И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид…

Слайд 17: Брюллов Карл Павлович (1799-1852) Всадница (1832г) холст, масло, 291,5х206 см.

Ученик: «Всадница», изображающая молодую даму на прекрасном коне и встречающую ее маленькую девочку, – одно из величайших  произведений Карла Павловича Брюллова. Счастливая девушка, возбужденная прогулкой, скачкой, ветром в лицо, круто осадила коня. Маленькая подруга восторженно выбежала навстречу – и ей тут же передалось возбуждение всадницы. Вороной конь косит глазом, храпит, пытается подняться на дыбы; чувствуя настроение хозяев. Волнуются собаки. Ветер гнет верхушки деревьев; бегут по небу облака: все возбуждено, взволновано, встревожено, но это радостное возбуждение, радостная взволнованность счастливых людей.

Слайд 18.  Иван Николаевич Крамской (1837-1887) «Неизвестная» (Дама в коляске) (1883г) холст, масло, 75,5x99 см

Ученик: На полотне изображена молодая женщина, проезжающая в открытом экипаже. Она одета по последней моде 1880-х годов. На ней бархатная шляпка с перьями, пальто украшенное мехом и лентами, муфта и тонкие кожаные перчатки. Взгляд царственный, таинственный и немного грустный. «Неизвестная» до сих пор остаётся загадкой художника. Ни в письмах, ни в дневниках он не оставил упоминаний о личности неизвестной. Существует версия, что на картине изображена девушка крестьянка,  вышедшая замуж за дворянина. Крамской познакомился c ней в Санкт-Петербурге и был пленён её красотой.

Обзорный фильм «Третьяковская галерея». (Фрагмент)

Слайд 19

Зал 4

Учитель: Любовь к простому народу переполняет картины Перова. На картине, которую мы увидим, есть дети. Художник страдал от того, что дети бедняков живут так тяжело. Он хотел, чтобы люди помнили об их тяжелой доле.
Мы познакомимся с картиной Перова «Тройка», которая также находится в Третьяковской галерее, также является шедевром. Узнаем имя мальчика, изображенного на этой картине.

Слайд 20: Василий Григорьевич Перов  (1834-1882) «Тройка». Ученики мастеровые везут воду (1866г) холст масло 51,5x65,8 см

Ученик:Зимние сумерки. Вьюга. Два мальчика и девочка запряглись в сани и с трудом тянут по городской улице огромную обледеневшую бочку с водой. Дети выбились из сил. Резкий ветер продувает насквозь их драную одежду. Какой-то добрый человек помогает им втащить сани на пригорок. Перов назвал картину «Тройка». Сколько боли и горечи в этом названии! Мы привыкли к песням о лихой тройке. О резвой тройке, а тут тройка измученных детей.

Учитель: В ту пору тысячи детей работали на фабриках, в мастерских, в магазинах и лавках. Их называли «учениками». Один человек, который начал трудовую жизнь мальчиком-учеником, позже вспоминал о своем каторжном детстве:
«Нас заставляли таскать ящики весом в три-четыре пуда из подвала   на третий  этаж. Мы носили ящики на спине с помощью веревочных лямок. Поднимались по винтовой лестнице, мы часто падали и разбивались. А тут еще хозяин подбегал к упавшему. Хватал за волосы и стучал головой о чугунную лестницу. Все мы. Тринадцать мальчиков жили в одной комнате с толстыми железными решетками на окнах. Спали на нарах. Кроме набитого соломой тюфяка, никакой постели не было. После работы мы снимали платье и сапоги, облачались в грязные халаты, которые подпоясывали веревкой, а на ноги надевали опорки. Но отдыхать нам не давали. Мы должны были колоть дрова, топить печи, ставить самовары, бегать в булочную, в мясную лавку, в трактир за чаем и водкой. Возить снег с мостовой. По праздникам нас посылали петь в церковный хоре. Утром и вечером мы ходили  с огромным ушатом к бассейну за водой и привозили всякий раз по десять ушатов…»
Так  жили и  дети, изображенные на картине Перова.

Учитель: Картина была уже начата, а Перов не мог найти для нее среднего мальчика. А от этого зависело многое: он сразу привлекает внимание зрителей.
Весной в погожий солнечный день, художник по обыкновению, бродил близ заставы, приглядывался к прохожим. Вдруг он заметил женщину с мальчиком. Подошел. Мальчик точь-в-точь такой, какого он долго искал. Разговорились. Новые знакомые шли  из рязанской деревни в монастырь, добрались до Москвы, а переночевать негде. Перов привел их в мастерскую, показал начатую картину и попросил позволения написать с мальчика портрет. Женщина согласилась.
Пока Перов работал, женщина рассказывала ему про свою жизнь. Звали ее тетушка Марья. Судьба ее не баловала. Тетушка Мария испытывала голод и нищету, похоронила мужа, детей. Теперь у нее осталось одно утешение – двенадцатилетний сынок Васенька. Художник слушал грустную повесть, а на холсте с каждым движением кисти все явственнее показывалось лицо мальчика Васи. Запряженный в тяжелые, неподатливые сани, Вася будет теперь напоминать зрителям о трудной  доле многих детей вокруг…
Прошло около четырех лет. Картина «Тройка» давно уже висела в Третьяковской галерее. Однажды рано утром к Перову пришла нежданная гостья – деревенская старушка в полушубке и больших, покрытых грязью лаптях. Она протянула художнику бедняцкий подарок – маленький узелок с яичками – и заплакала. Перов с трудом узнал тетушку Марью.
Она рассказала, что ее единственный сынок прошлый год заболел и умер, а она продала весь свой скарб, зиму работала, скопила немного деньжонок и теперь пришла купить картину, где нарисован ее Васенька. Перов объяснил гостье. Что купить картину нельзя. А посмотреть можно. Он повел тетушку Марью к Третьякову.
– Родной ты мой! Вот и зубчик-то твой выбитый!  Вскликнула     тетушка Марья и опустилась на колени перед картиной.
Перов оставил ее одну. Спустя несколько часов он вернулся в зал. Тетушка Марья все еще стояла на коленях и молилась. Она молилась не на икону, а на картину. Художник своим искусством сумел подарить ее сыну вечную жизнь.
Перов обещал тетушке Марье написать для нее портрет Васи. Он исполнил обещание и послал ей в деревню портрет в позолоченной рамке.

Зал 5 Слайд 21. Пейзажи.

Учитель: Как красива русская природа: леса, поля, луга, болота. Сколько чувства в этих простых русских картинах!

Учитель: Что такое пейзаж? (Ответы детей)

– Жанр изобразительного искусства, где главным является изображение природы, окружающей среды, видов сельской местности, городов, исторических памятников, называется пейзажем.

Слайд 22.

Учитель: Картины Шишкина часто встречают зрителя солнечной опушкой, убегающим  вглубь леса прозрачным ручьем, исхоженной дорогой или полевой тропинкой, протоптанной в густой траве. Художник словно зовет нас за собой, чтобы вместе вступить в лесную глушь, пройти по раздольному полю.

Слайд 23: Иван Иванович Шишкин (1832 – 1898) «Рожь» (1878) холст, масло, 107x187 см

Ученик: Далеко-далеко, сколько хватает взгляда, золотится на солнце густая рожь. Ветер легко колышет на литые колосья. Исчезает во ржи извилистая тропинка. Далеко впереди мелькают платки идущих по ней крестьянок. Могучие великаны-сосны устремились в голубое небо, и от этого еще шире кажутся просторы золотого поля.
Смотря на шишкинскую «Рожь», думаешь о бескрайних, привольных просторах родной земли, о ее богатстве и щедрости. И, конечно же, сам Шишкин думал не о том лишь, чтобы верно изобразить колосья и сосны. Недаром он приметил для себя: «Раздолье. Простор. Угодье. Рожь… Русское богатство».

Слайд 24: Иван Иванович Шишкин (1832 – 1898) Утро в сосновом лесу 1889г, холст, масло, 139x213 см

Ученик: Когда смотришь на картину «Утро в сосновом бору», зрителю невольно представляется, что он находится в сосновом бору, раннее утро, чувствуется запах хвои и влажный утренний туман заряжает воздух свежим лесным ароматом. Верхушки вековых сосен освещены ласковым утренним солнцем, тяжелые ветви сосен заставляют могучие стволы этих деревьев прогибаться. Недавно в лесу был страшный бурелом, ураганный ветер повалил совсем старую сосну, выкорчевав это дерево с могучими корнями. Картина «Утро в сосновом лесу» отличается от многих других картин Шишкина тем, что в этой картине изображены медведица с тремя медвежатами.

Учитель: Этих живо написанных медведей на самом деле изобразил не Шишкин, а его товарищ коллега, с которым Шишкин часто вместе занимался творчеством, это художник К. А. Савицкий. Сказать, что Шишкин совсем не умел рисовать животных, это неверно Шишкин иногда рисовал различных коров и овечек. «Утро в сосновом бору» картина была единственным случаем соавторства, художник Савицкий по окончании работы 1889 году со своими медведями в этой картине также подписался рядом с подписью Шишкина, но при покупке картины знаменитым меценатом Третьяковым, произошел инцидент, меценатом настойчиво было указано, что подпись Савицкого необходимо убрать. Коллекционер считал, что основная работа все-таки была сделана Шишкиным, медведицу с медвежатами он не считал главными в этой картине. Все это впоследствии послужило яблоком раздора между дружбой Шишкина и Савицким, так как гонорар за картину был оплачен Шишкину. Хотя это всего лишь версия из рассуждений искусствоведов. Сюжет с медведями в картине, конечно, способствовал широкой популярности, но основной ценностью картины «Утро в сосновом бору» считалось идеально отраженное художником состояние природы, то есть сосновый бор утром. Особое место в картине занимает туман, подчеркивающий воздушное пространство произведения. Годом ранее Шишкин написал картину «Туман в сосновом лесу». Возможно, после этой работы родилась идея написания картины «Утро в бору», вполне вероятно, что идея ее написания была подана Савицким. В наше время картина стала олицетворением пейзажной живописи, ее знают все от мала до велика. Ее изображения стали торговой маркой у производителей конфет, сладостей, сувенирной продукции, репродукции картины Утро в бору часто можно увидеть на открытках, много копий этой замечательной картины написаны современными художниками, которые висят на стенах различных кабинетов и в наших квартирах как украшение. Картина «Утро в сосновом лесу» –  это величайший шедевр изобразительного искусства.

Учитель: В каждом уголке природы Левитан умел найти что-то заветное, сокровенное. Он говорил своим ученикам, что мало хорошо написать землю,  небо, воду, – нужно передать в пейзаже чувство, которое объединит, свяжет в одно целое землю, воду, небо.
Поэтому и пейзажи Левитана невозможно описывать словами. Все назовешь, что написано на холсте, но как найти слова, чтобы сказать о главном, о том, что не написано? Перечислишь мохнатые ели, снег, красное солнце, но как выразить ту печаль, которая охватила Левитана и не потревожила его спутников?..

Слайд 25:  Исаак Ильич Левитан (1860–1900) «Золотая осень» (1895г)  холст, масло, 82 x 126 cм

Ученик: «Золотая осень». Белые стволы берез, прозрачная голубизна неба, рыжеватая трава, холодная синь реки. И воздух, который сам врывается в грудь и от которого как от ключевой воды, поламывает зубы. И бодрость, которой заряжает нас этот погожий осенний денек. И праздник золота и синевы. И грусть от того, что кончится праздник, а за ним – увяданье, черно-белый зимний сон. И радостная уверенность, что потом, вперед, снова зелень и голубизна, потому, что природа вечно живет и всегда прекрасна. А на холсте – деревья, трава, река, небо.

Слайд 26: Исаак Ильич Левитан (1860– 1900) «Март» (1895г),  холст, масло, 60 x 75 cм

Ученик: Создавая эту картину, Левитан подстерег особенно трогательную минуту в жизни нашей северной природы: светлый канун перед наступлением весны. В лесу, среди деревьев, еще лежит глубокий снег, воздух еще стынет от мороза, деревья еще голы, даже первые весенние гости, грачи и скворцы, еще не появились в наших краях. Но уже солнышко пригревает, снег ослепительно блестит в его лучах, тени наливаются лиловатой синевой, на голых сучьях на фоне неба уже заметны набухшие почки, в воздухе чувствуется приближение теплых дней, все предвещает весну: вся природа, все предметы все пронизано ожиданием. Это состояние по-своему выражает и смирная деревенская лошадка с санями, которая стоит, не шелохнувшись, на пригреве у крыльца и терпеливо дожидается своего хозяина.

Слайд 27: Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897) «Грачи прилетели» (1871 г)  Холст, масло. 62 х 48,5 см

Ученик: На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. К светло-голубому с высокими облаками небу тянутся еще голые, но уже забродившие соками ветки берез. На них с шумом опускается стая грачей. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны. «Грачи прилетели» назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов, и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. Знакомая всем с детства картина представляется сейчас одним из символов русского пейзажа, постоянно любимых народом верной и преданной любовью.

Слайд 27: Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960) «Февральская лазурь» (1904г)  Холст, масло 141 х 83

Ученик: Работа над этой картиной проходила очень своеобразно: этюд был написан из траншеи, которую Грабарь прорыл в глубоком снегу. В этой траншее художник поместился с мольбертом и большим холстом в поисках более сильного впечатления низкого горизонта и высокого неба (впоследствии такой «траншейный» метод использовался им и в других натурных работах). С этой точки художник смог раскрыть все многообразие голубых тонов.
Ежедневно светило солнце, но ночные морозы держали снег, не давая ему таять. Более благоприятной погоды и не могло быть, и Грабарь работал практически без перерыва более двух недель, пока не закончил картину целиком на натуре. Грабарь создал не этюд с натуры, а картину, Это была одна из высших точек творческой жизни Грабаря-художника, определившая дальнейший его путь.
На картине изображена березовая роща в яркий февральский день, когда уже ощущается приход весны.

На память приходят строки Тютчева:

Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она,
И ей невольно улыбнулась…

Березовая роща на картине выглядит околдованной. Спящие еще пока деревья словно окутаны серебром. Ветви берез, как тонкая ажурная сеть, кажется, что береза на переднем плане потягивается, как проснувшийся человек – ее ветви направлены вверх, к ярко-синему небу. Ствол дерева неровный, а выгнутый в сторону, за счет чего создается впечатление, будто береза горделиво подбоченилась. Близкий приход весны – это не только яркое небо, но и длинные тени на уже подтаявшем серо-голубом снегу.

Обзорный фильм «Третьяковская галерея». (Фрагмент)

Зал 6.Слайд 28: Марина, маринисты

Учитель:Кто знает, что такое марина? (Ответы детей)

Марина (ит. Marina, от лат. Marinus – морской) – это  один из видов пейзажа, объектом изображения которого является море.Самостоятельным жанром марина оформляется в Голландии в начале 17 в. Художников, которых писали море, стали называть маринистами.

Слайд 29

– Кто знает имя художника, который всю жизнь писал море и написал его шесть тысяч раз? (Ответы детей)

Учитель: Иван Константинович Айвазовский.
Айвазовский был маринистом – морским живописцем. Он рано прославился. Его морскими пейзажами восхищались Пушкин, Глинка, Брюллов. Европейские художники старались ему подражать. Даже строгий  Иванов признавал, что никто так хорошо не пишет воду, как Айвазовский.
В Петербурге Айвазовскому предлагали важные должности, засыпали его заказами. Но он не хотел жить в столице.
«Чуть повеет весной, и на меня нападает тоска по родине – меня тянет в Крым, к Черному морю», – говорил он.
В своем родном городе Феодосии художник построил красивый дом на берегу и навсегда поселился в нем.
В его мастерской с выкрашенными в темно-красный цвет стенами каждый день появлялась новая картина.

«…Он был, о море, твой певец.
Твой образ был на нем означен,
Он духом создан был твоим…»

Слайд 30: Иван Константинович Айвазовский (1817 – 1900) Черное море 1881г, холст, масло, 149 x 208 см

Ученик: Картина Айвазовского  «Черное море», наверное, самая простая в Третьяковской галерее. На большом холсте – вода и небо. Но зрители, подолгу не отрываясь, смотрят на эту воду и на небо.

Крамской писал про эту картину:

«На ней нет ничего, кроме неба и воды, но вода – это океан беспредельный, не  бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо, если возможно, еще бесконечнее. Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю».

Зал 7. Слайд 31: Сказки

Учитель: Здесь сказки, былины, песни. Могучие богатыри и сиротинка Аленушка. Иван царевич на ковре-самолете и Баба-Яга в ступе. И художник, который жил среди сказок в бревенчатом тереме.

– Кто знает имя художника, который изображал былинно-сказочные сюжеты?
Виктор Михайлович Васнецов – один из самых знаменитых русских художников XIX века. Его называли «истинным богатырем русской живописи». Он первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам.

– Рассмотрим шедевры, которые находятся в Третьяковской галерее.

Слайд 32: Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926) Алёнушка 1881г, холст, масло, 178x121 см

Ученик: Картина «Аленушка» – образ горькой сиротской доли. На камне у воды сидит одинокая печальная девочка. Вокруг лесок. И, точно принимая участие в её горе, склоняются к сиротке осинки, охраняют ее стройные елочки, ласково щебечут над ней ласточки. Фигура Аленушки неразрывно связана в картине с пейзажем.
Грустно на сердце девочки, и грустно в природе. В карих глазах Аленушки горе, и, как ее горе, темен и глубок омут. Капают слезы, и летят вниз золотые листочки. С тоном осенней листвы перекликается цвет волос девочки. Koмпoзиция построена на строгом ритме, на плавном течении линий ее фигурки со склонённой головой и наклонов растений, что вносит певучесть в картину. Поэзия этого произведения глубоко национальна. Она, как родная, народная песня, понятна зрителю.

Слайд 33. Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926) «Богатыри» (1881-1898) холст, масло, 178x121 см.

Ученик: 1898 год. Наконец Виктор Васнецов окончил „Богатырей». Широко, раздольно простерлось поле. Бескрайнее, неодолимое. Гудит вольный ветер в ковыльной степи. Высоко в летнем полуденном небе неспешно и гордо плывут струги облаков. Орлы сторожат курганы. Порывистый вихрь подхватил, развеял гривы могучих коней, принес горький запах полыни. Сверкнул глаз любимого коня Ильи Муромца. Суров богатырь. Изготовлено копье. Вздета тяжкая десница. Глядит далеко-далеко вдаль. Насторожены други его – Добрыня Никитич, Алеша Попович. Грозная сила в этом молчаливом ожидании. Бессонна дружина. Ни одна, даже крылатая тварь не прорвется. Спокойны, дружелюбны богатыри.

Слайд 34. Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926) «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889г) холст, масло, 249 x 187 см

Ученик: В картине воспроизведен эпизод из сказки об Иване-Царевиче, Жар-птице и о Сером Волке «Иван-Царевич, сидя на Сером Волке вместе с Прекрасною Еленою, возлюбил ее сердцем, а она – Ивана-Царевича»
В его картине огромные стволы деревьев темного непроходимого леса похожи на фантастических великанов.
Сквозь переплетенные ветви деревьев-чудовищ едва пробивается тревожный свет утренней зари. Таит опасность топкое болото с кувшинками. Героев окружает атмосфера тревоги и печали – беглецов ждут несчастья и разлука. А на первом плане – чудесно расцветшее яблоневое дерево – символ всепобеждающей любви, способной творить чудеса, знак счастливого конца сказки.

Слайд 35: Михаил Александрович Врубель (1856-1910) «Царевна-Лебедь» (1900г), холст, масло

Ученик: «Царевна-Лебедь» – картина Михаила Александровича Врубеля, написанная на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноимённой сказки А. С. Пушкина.
Премьера оперы, лежащей в основе картины, состоялась в Частной опере С. И. Мамонтова 21 декабря 1900 года. Врубель создал эскизы для декораций и костюмов, а партию Царевны-Лебеди пела его жена Н. И. Забела-Врубель. Сохранились её фотографии в роли царевны, по которым видно, что художник достаточно далеко ушёл от натуры при создании своего произведения. Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города.

Обзорный фильм «Третьяковская галерея». (Фрагмент)

4. Итог урока

– Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте подведем итог. Ответим на вопросы, которые задавались вам вначале нашего путешествия.
– Какая из картин произвела на вас наибольшее впечатление? Почему?
– Какие картины заставили задуматься?
– Если бы вы имели возможность получить картину в подарок, какую бы вы выбрали?
– Вы хотели бы увидеть эти картины воочию?

Приложение 1. Кроссворд

Приложение 2. Выставка книг о Третьяковской галерее.

– Ребята, если вас заинтересовало наше путешествие, то дополнительную информацию вы можете найти в этих книгах.

Выставка рисунков.

Обратить внимание учащихся на выставку рисунков.

Домашнее задание:

Подготовьте сообщения по биографии знаменитых художников, с картинами которых познакомились на уроке (карточки, индивидуальные задания по выбору).

Приложение 3. Карточки.