Самостоятельная работа студентов в рамках перехода на ФГОС СПО третьего поколения

Разделы: Школьная психологическая служба


Переход к новым образовательным стандартам на основе компетентностного подхода, увеличил объем самостоятельной работы студентов в учебной нагрузке в системе профессионального образования. В концепции  Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования третьего поколения самостоятельная работа студентов постепенно превращается в ведущую форму организации учебного процесса.

В самообразовательной деятельности студентов происходит процесс приобретения, систематизирования и закрепления знаний. Именно в ней более всего могут проявляться мотивация студента, его целенаправленность, а также самоорганизованность, самостоятельность, самоконтроль и другие личностные качества. Самостоятельная работа обучающегося может служить основой перестройки его позиций в учебном процессе [1, 113].

Однако остается и ряд проблем, при организации и использовании самостоятельной работы в учебном процессе, которые возникают как перед преподавателями, так и перед студентами.

Анализ научно-методической литературы позволяет выделить основные проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели:

  • для достижения отмеченного оптимума предстоит проделать невероятно большую работу по созданию подходящих форм и методов организации индивидуальной  работы  студентов;
  • необходимо получать информацию о реальных затратах времени студентов на выполнение домашних работ по различным учебным дисциплинам;
  • искать способы ликвидации нехватки аудиторного фонда, компьютерной техники, а также проводить целенаправленную работу по созданию достаточного числа специальных заданий нового поколения;
  • разработка заданий, которые были бы интересны по содержанию и, одновременно, позволяли бы студентам работать самостоятельно.

В свою очередь перед студентами, также возникает ряд проблем, им необходимо:

  • учиться планированию самостоятельной работы;
  • проявлять сознательность, самостоятельность и активность в процессе решения поставленных задач, придавать им личностный смысл;
  • проявлять умственное напряжение для правильного и наилучшего выполнения того или иного действия;
  • уметь учитывать индивидуальные особенности своей умственной деятельности и физиологические возможности;
  • самостоятельно организовывать распределение учебных действий во времени, контролировать их выполнение;
  • иметь познавательный интерес и психологическую готовность к выполнению самостоятельной работы.

Существует ряд и общих проблем для преподавателей и студентов:

  • необходимости оптимизации сочетания времени на лекционные занятия и на выполнение самостоятельной работы по различным дисциплинам;
  • каким образом оценивать результаты самостоятельной работы;
  • значительный объем заданий предполагаемый для самостоятельного изучения, не выполняется вообще, выполняется формально или просто списывается.

Кроме этого, решение этих проблем усложняется множественностью толкований самого понятия “самостоятельная работа” и наличием разных подходов к выбору базовых критериев оценки эффективности ее организации. 

Зимняя И.А. определяет, что “самостоятельная работа – это организуемая самим человеком в силу его внутренних познавательных мотивов и осуществляемая им в наиболее удобное время, контролируемая им самим в процессе и по результату деятельность, осуществляемая на основе внешнего опосредованного системного управления ею со стороны преподавателя или обучающей программы, компьютера” [1, с.114].

Следовательно, для решения возникнувших проблем должны быть определены критерии эффективности организация самостоятельной работы студентов. Ими могут послужить:

  • содержание самостоятельной работы, должно быть связано с формированием компетенций;
  • самостоятельная работа должна быть целенаправленна, контролируема как студентами, так и преподавателями;
  • задания дифференцированы и вариативны, то есть учитывают индивидуальные возможности, потребности и интересы студентов.
  • использование кредитно-зачетной системы, включающей накопительную систему оценивания самостоятельной работы студентов [2];
  • обеспечение самостоятельной работы студентов информационно-методическими средствами и материалами.

Таким образом, эффективно организованная самостоятельная работа не только способствует формированию профессиональной компетентности, но и обеспечивает процесс развития методической зрелости, навыков самоорганизации и самоконтроля образовательной деятельности. Это является особенно важным, так как предполагает становление будущего специалиста как субъекта профессиональной деятельности, способного к саморазвитию, проектированию и преобразованию своих действий.

Литература

    1. Зимняя И. А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2003.
    2. Митин И.В. Кредитная система оценки содержания и качества освоения образовательных программ. [Электронный ресурс] www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/07_2010/07.pdf