Средства ИКТ на уроках ОБЖ

Разделы: ОБЖ


В настоящее время современные информационные технологии занимают все большее пространство, расширяются сферы их применения, ежедневно увеличивается объем накопленной информации. Сегодня, для получения всего спектра информации, человеку достаточно выйти в Интернет. Особое влияние IT-технологии оказывают на наших детей. Ребенок ежедневно воспринимает мощный поток информации, получаемый из Интернет-источников, СМИ, рекламы, электронных игр. Ученики основной школы являются уверенными пользователями ПК, и поэтому учителю, учитывая реалии дня, необходимо использовать в обучении информационные коммуникационные технологии.

IT-технологии, применяемые в образовательном процессе, позволяют развить исследовательские способности учеников, повысить познавательный интерес и мотивацию к учению, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся. Ребенок, владея современными компьютерными технологиями, учится самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Использование ИКТ в нашей школе обусловлено следующими условиями: рабочее место учителя оборудовано персональным компьютером, медиапроектором, экраном, сканером. В школе также есть мобильный класс, оснащенный 20 ноутбуками, который возможно использовать при проведении уроков. Нами используется данная техника, как в урочное время, так и в организации внеклассной, воспитательной работе.

Информационные технологи используются на разных этапах урока.

Пример организации проверки выполнения домашнего задания.

С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.

Для решения дидактической задачи этапа проверки домашнего задания можно использовать:

мультимедиа технологии:

  • презентация-контроль -для организации самопроверки, взаимопроверки домашнего задания или заданий для первичного закрепления можно использовать презентацию-тест, в конце указать критерии оценивания работы (PowerPoint);
  • презентация-тест с анимацией - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью анимации отмечается правильный ответ или отбрасываются неверные (PowerPoint);
  • презентация-тест с гиперссылками - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью гиперссылки организуется переход на слайд с информацией о правильности выбора ответа. В случае правильного выбора осуществляется переход на следующий вопрос; если же ответ неправильный, происходит возврат на этот же вопрос (PowerPoint).

раздаточный материал:

  • тесты (Excel) (Word);
  • карточки (Word);
  • кроссворды (Excel);
  • самостоятельные работы (Word);
  • контрольные работы (Word).

Пример организации объяснения нового материала с помощью ИКТ

При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель.

Для решения дидактической задачи данного этапа мы используем:

мультимедиа технологии:

  • презентация-лекция - демонстрация слайдов,содержащих иллюстрации, тезисы, видеоролики или звук для объяснения нового материала, обобщения, систематизации (PowerPoint), в данном случае используются презентации с целью познакомить учащихся с объектом или явлением, процессом;
  • нами они используются на уроках изучения ЧС природного и техногенного характера;
  • видеофрагменты фильмов. Например, тема “Безопасное питание” - демонстрация фрагмента фильма “Осторожно, еда!”;
  • презентация-модель - с помощью анимации создается модель какого-либо процесса, явления, наглядного решения задачи (PowerPoint), тема “Землетрясения” 7 класс, на экране представлена модель сейсмографа, где можно наглядно продемонстрировать его действие при различном колебании поверхности земли;
  • слайд-шоу - демонстрация иллюстраций с минимальным количеством текста, с наложением музыки, с установкой автоматической смены слайдов, иногда с циклическим повторением слайдов (PowerPoint);
  • изображение - корректировка фотографий, отсканированных изображений, раскрашивание изображений (PhotoShop);
  • коллаж - создание собственных оригинальных ребусов, изображений (PhotoShop);
  • видеоклип - на основе фотографий, видео- и звуковых файлов; с использованием эффектов и переходов, создается демонстрационный ролик (Movie Maker).

компьютерные технологии:

  • диаграммы (Excel) например, вычислить дневные энергозатраты учащегося, составить диаграмму, проанализировать дневной рацион и сделать выводы соответственно;
  • схемы (Excel) - составить схему действий при ЧС;
  • таблицы (Excel ) – “Инфекционные заболевания”.

Пример организации закрепления и систематизации знаний

Систематизация и закрепление материала необходимы для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце урока проводим обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах, выполнение тестов на компьютере.

Для решения дидактической задачи данного этапа мы используем:

мультимедиа технологии:

  • презентация-задание - содержит формулировку задания, с помощью анимации организуется поэтапное решение задания и ответ (PowerPoint). Например, собрать аптечку лекарственных растений. На экране изображения растений. Учащимся необходимо выбрать только лекарственные. С помощью анимации дается правильный вариант ответа.

мобильный класс:

  • работа в группе – задание – составить текст для слайдов презентации (PowerPoint);
  • выбрать иллюстративное сопровождение для текста (PhotoShop, PowerPoint);

Интернет-ресуры:

  • для работы в группах.

Пример использования ИКТ во внеурочной деятельности предмета ОБЖ

Внеурочная деятельность является одним из важных компонентов образовательного процесса, как с образовательной, так и с воспитательной точки зрения. Для ее организации мы используем следующие технологии:

мультимедиа технологии:

  • презентация-выступление - для сопровождения выступления, содержит иллюстрации, основные тезисы (PowerPoint);
  • презентация-итог (PowerPoint, Word) – на слайде выводится итоговая таблица участия в соревнованиях, мероприятиях. “А ну-ка, парни!”, “Рыцарский турнир”.

компьютерные технологии:

  • стенные газеты - информационный материал (Word, Publisher), например участие в конкурсе газет “По страницам истории печати” мы выпустили газету “Пятишкольник” используя программу Publisher;
  • буклеты, памятки - информационный материал (Word, Publisher);
  • брошюра - сборник дидактических, методических материалов (Word), брошюра “Юбилей светофорика”, энциклопедия “Лекарственные и ядовитые растения”;
  • плакат, заголовки - текстовое оформление стендов, помещений (Word);
  • открытка - оригинально оформленное поздравление (Word, Publisher);
  • анкета - документ для сбора статистических данных (Excel).

Пример использования ИКТ при выполнения проектной работы:

Дидактическая задача состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний из различных предметных областей.

Показатели реального результата решения задачи: развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему:

  • выполнения исследовательской части проекта, получения или систематизации данных (Интернет, электронный учебник, электронная библиотека);
  • оформление портфолио проекта (Word);
  • создание продукта проекта – буклеты, презентации, проспекты и т.п. (Word, Excel, Publisher, PowerPoint).

Примером служит создание проекта в 9 классе по теме “ЗОЖ” “Осанка школьника”. С помощью компьютерных технологий создано портфолио проекта (Word ) проведено исследование по теме проекта (Интернет), выполнен продукт проекта:

  • презентация-тест на правильную осанку, где наглядно продемонстрирована осанка человека, приведены несколько способов тестирования собственной осанки;
  • буклет – “Рекомендации и советы для сохранения правильной осанки”;
  • плакат – “Соблюдай правильную осанку”.

Пример использования сети Интернет на уроках

Возможности использования сети Интернет на уроках ОБЖ заключаются в следующем:

Свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной теме.

1. Изучение конкретного Интернет-ресурса по методическим указаниям учителя;

2. Использование Интернет-ресурса в качестве дидактического средства на уроке ОБЖ;

Рассмотрим, каким образом можно использовать эти возможности для организации учебной деятельности учащихся.

Поиск информации:

поиск информации в интернете может сопровождать такие виды учебной работы, как:

•написание рефератов,

•сбор материала по теме,

•иллюстрирование своих текстов материалами из Интернета.

Таким образом, творческий подход позволяет педагогу максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий, представляемый современными компьютерными технологиями. Уроки с использованием ИКТ повышают учебную мотивацию, а, следовательно, и интерес к предмету, что немаловажно, потому что курс ОБЖ воспитывает культуру безопасного поведения, учит действовать в непредсказуемых ситуациях.

При активном использовании ИКТ успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.