Урок биологии по теме "Приспособления организмов к жизни в природе". 5-й класс

Разделы: Биология

Класс: 5


Цели урока.

Образовательные: познакомить учащихся с влиянием условий среды на организм растений; показать взаимную приспособленность растений и животных; систематизировать знания учащихся о приспособленности к условиям существования.

Воспитывать культуру поведения при индивидуальной и парной работе.

Формирование УУД.

Личностные УУД: проявлять познавательный интерес к изучению приспособленности организмов к условиям существования; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.

Регулятивные УУД: осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.

Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; оформлять свои мысли в устной и письменной речи (писать мини-сочинения ), используя информацию, полученную из разных источников с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; читать вслух и про себя текст учебника и при этом: вести “диалог с автором” (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя).

Познавательные УУД: структурировать знания; выполнять анализ (анализировать текст учебника, выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания); устанавливать аналогии и причинно- следственные связи; выстраивать логическую цепь рассуждений; представлять информацию в виде текста, таблицы.

Тип урока: урок введения нового материала.

Формы работы учащихся: индивидуальная и парная работа.

Основные понятия: приспособленность, опыление, соцветие, защитная окраска.

Ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, презентация “Приспособления организмов к жизни в природе”, гербарий растений леса, луга, степи, пустыни; изображения организмов разных систематических групп, ЭОР видеофрагменты “Биотические факторы. Бабочка”, “Опыление с помощью насекомых”, “Опыление с помощью птиц”, “Распространение плодов с помощью живот-ных”, “Миграции. Демонстрация перелёта птиц”; рисунки, изображающие весёлое и грустное солнышко (у каждого ученика).

Структура и ход урока (продолжительность урока 45 минут).

I. Актуализация знаний учащихся о воздействии природы на живые организмы, о приспособлениях организмов к условиям среды. (3 мин).

Вспомните.

  • Как воздействует природа на живые организмы?
  • Как организмы приспособлены к условиям среды?

II. Мотивация к учебной деятельности (2 мин).

Учитель организует работу учащихся на уроке. Активизирует деятельность учеников через стихотворение Владимира Степанова:

Что ж ты, Ёж, такой колючий?
Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!

III. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин).

Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока, ставит проблему “Почему многие растения и животные не погибают, обитая в суровых условиях?”. (Учащиеся выдвигают гипотезы, обсуждают их).

IV. Изучение нового материала (20 мин.).

1. Влияние условий среды на организм растений. Факторы неживой природы, их влияние.

Учащиеся анализируют слайды презентации о светолюбивых, тенелюбивых и теневыносливых растениях.

Светолюбивые растения – растения, произрастающие на открытых местах и не выносящие длительного затенения; для нормального роста им необходима интенсивная солнечная или искусственная радиация. Взрослые растения более светолюбивы, чем молодые. К ним относятся как травянистые (подорожник большой, кувшинка и др.), так и древесные (лиственница, акация и др.) растения, ранневесенние – степей и полупустынь, а из культурных – кукуруза, сорго, сахарный тростник и др. [4]

Тенелюбивые растения – растения, которые не выносят сильного освещения. К ним относятся, например, многие лесные травы (кислица, майник и др.). При рубке леса, оказавшись на свету, они обнаруживают признаки угнетения и гибнут.[5]

Теневыносливые растения – растения, произрастающие преимущественно в тенистых местообитаниях (в отличие от светолюбивых растений), но также хорошо развивающиеся и на открытых участках с бомльшим или меньшим количеством прямого солнечного света (в отличие от тенелюбивых растений). [6]

Учитель предлагает учащимся найти сведения о других факторах неживой природы, влияющих на растения. Учащиеся анализируют текст с. 81 и приходят к выводу, что также растения чувствительны к влажности почвы, перепадам температуры.

Затем учащиеся анализируют ЭОР видеофрагменты “Биотические факторы. Бабочка”, “Опыление с помощью насекомых”, “Опыление с помощью птиц”, “Распространение плодов с помощью животных”.

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-
2178e8ada386/79160/?interface=teacher&class=48&subject=29

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5e743fe1-2ab6-46c8-bb3b-
f2e6d212b48d/%5BBIO6_03-24%5D_%5BMV_03%5D.wmv

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/634f1084-e669-42c9-a3a0-
98412560dfd4/%5BBIO6_03-24%5D_%5BMV_04%5D.wmv

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/61f0c42c-b96a-45e2-aa53-
6f3f508ea2f1/%5BBIO6_03-25%5D_%5BMV_05%5D.wmv

Приступают к анализу слайда презентации о взаимосвязях факторов живой природы и растений: участии животных в опылении цветков и распространении семян растений.

2. Приспособления живых организмов к суровым условиям жизни в зимний период.

Учащиеся анализируют текст с. 82 и находят сведения, что деревья северных лесов способны выдерживать низкие температуры за счёт накопления в клетках сахаров и других органических веществ.

Рассматривают соответствующие слайды презентации с изображением фотографий животных в зимнее время и выделяют приспособления животных: осенняя миграция перелётных птиц, залегании в спячку, погружение в оцепенение, смена летней окраски меха на зимнюю.

Анализируют ЭОР видеофрагмент “Миграции. Демонстрация перелёта птиц”.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b16ff39-0a01-022a-
01f2-105617e26e68/%5BBIO7_11-48%5D_%5BMV_03%5D.WMV

3. Значение защитной (покровительственной) окраски у животных. Роль яркой окраски цветков и наличия соцветий у растений.

Учащиеся работают с гербариями цветковых растений, изображениями растений и животных.

Учитель предлагает выполнить физкультминутку.

Физкультминутка

На зарядку солнышко
Поднимает нас,
Поднимайте руки
По команде “раз”.
А над нами весело
Шелестит листва.
Опускаем руки мы
По команде “два”.
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

V. Закрепление нового материала (7 мин.).

Учащиеся работают в парах и выполняют задания 1-4 рабочей тетради.[2]

VI. Контролирующее задание (5 мин.).

Выполнение задания 5 в рабочей тетради [2]: рассмотрите рисунок. Напишите, какие приспособления к окружающей среде имеют изображённые организмы..

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин.).

Учитель предлагает учащимся оценить свою деятельность на уроке.

Поднимите весёлое солнышко, если на уроке не было трудностей при выполнении заданий, грустное, если были трудности.

В чём были затруднения?

VIII. Домашнее задание (2 мин.).

Изучить §19 и выполнить задания в конце параграфа.[1]

Выполнить задание 6 в рабочей тетради [2]: объясните, почему цветки ландыша и сирени обладают сильным ароматом.

По выбору: изучить дополнительный текст со с. 84.

Творческое задание: написать мини-сочинение о каком-либо животном своего края и его приспособленности к условиям жизни. [3]

Использованная литература

1. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 128 с.: ил.

2. Биология: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных

учреждений / О.А. Корнилова, И.В Николаев, Л.В. Симонова; под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 80 с.: ил.

3. Биология: 5 класс: методическое пособие / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 80 с.

4. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1292130

5. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1292131

6. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1338016

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3