Тема урока: "Культура Древней Руси"

Разделы: История и обществознание


Цели урока.

  • Определить сущность и оценить значение культуры Руси домонгольского периода.
  • Развитие умений и навыков работы с историческими источниками, как основы самостоятельной поисковой деятельности.
  • Развитие речи учащихся, формирование навыков излагать собственную точку зрения.
  • Знакомство учащихся с основными жанрами древнерусской литературы и их особенностями.
  • Развитие умения сравнивать особенности архитектурных школ различных земель Древнерусского государства и определять причины данных особенностей

Основные понятия и термины: культура (материальная и духовная, искусство, глаголица и кириллица, летописи, житийная литература, миниатюра, фольклор, былины, крестово-купольный храм, плинфа, рельеф, апсида, закомары, аркатурный пояс, мозаика, смальта, фреска, икона, литье, чернь, скань, зернь, перегородчатая эмаль, филигрань.

Оборудование.

Учебник: Павленко Н.И., Андреев И.Л. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 кл. – М.: Дрофа, 2012.

презентация “Культура Древнерусского государства в X - начале XIII в.” Приложение 1

компьютер, мультимедийный проектор, телевизор, видеомагнитофон.

Видеофильм “Государственная Третьяковская галерея. Древнерусское искусство”.

CD Уроки Всемирной истории Кирилла и Мефодия. История России до XIX в..

CD “Энциклопедия истории России. 862–1917 гг.”

CD “История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей”

Карта “Древнерусское государство в IX–X вв.”

Литература.

Изборник: Сборник произведений литературы Древней Руси. – М., 1970.

Мезин С.А. История русской культуры X-XVIII веков. – М.:ЦГО, 2000.

Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX – XVII вв. – М.: Просвещение, 1984.

Рыбаков Б.А. Мир истории: Начальные века русской истории. – М.: Молодая гвардия, 1984.

Рябцев Ю.С.История Русской культуры: художественная жизнь и быт XI-XVII вв. – М.:Просвещение, 1997.

Хрестоматия по истории России. - М.: Просвещение, 1991.

Хрестоматия по истории России: В 4-х тт. – Т.1. С древнейших времен до конца XVII в. – М.: МИРОС – Международные отношения, 1994. – 352 с.

Эпиграф:

“О светло-светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами и источниками, горами и крутыми холмами, высокими дубравами и чистыми полями, дивными зверями и разными птицами, бесчисленными городами великими и селениями славными… Всем ты преисполнена, земля Русская!”.

Так наши далекие предки гордились своей Родиной. Великолепные памятники архитектуры и живописи, поразительной красоты “узорочье” - ювелирные изделия, прекрасные литературные памятники домонгольской Руси и сейчас вызывают восхищение. Ведь это истоки русской культуры, влияние которых просматривается и в более позднее время.

Вводная беседа:

- Что такое культура? (Совокупность достижений человечества в сфере производства, общественной и духовной жизни)

- Что мы относим к материальной и духовной культуре?

Культура – это не только произведения искусства, но и определенные идеи, представления, взгляды, бытовые привычки и обычаи, духовная и религиозная жизнь, язык.

1. Условия развития культуры.

Культура Древней Руси представляет собой синтез достижений языческих славянских традиций и христианской культуры Византии. В то же время она активно взаимодействовала с культурой других народов (ближайших соседей - народов финно-угорской и балтской групп, с кочевыми народами, со скандинавами, со странами Европы). На этой основе шло формирование культуры киевской Руси и культуры отдельных княжеств периода раздробленности.

Богатое духовное наследие, воплощенное в камне и рукописях. В красках икон и фресок, мерцании мозаик церквей, былинах и житиях святых, помогает понять прошлое, идеалы, тревоги и сомнения наших предков, их поиски смысла жизни.

- Подтвердите примерами мысль о том, что Древняя Русь была страной высокого уровня развития культуры.

- Назовите причины христианизации Руси. Какую роль она сыграла в истории страны?

- Какое влияние на русскую культуру оказала Византия? Можно ли говорить о самобытности русской культуры?

2. Устное народное творчество.

Песни, сказания, былины, пословицы были важной составляющей древнерусской культуры.

Былины были открыты сосланным в Олонецкую губернию П.Н.Рыбниковым (XIX в.), который записывал из аз сказителями. Лучше всего сохранился новгородский цикл былин, созданный в XII-XIII вв., известны также былины киевского цикла, попавшие на север во время переселения славян, бежавших от половецкого натиска. Специалисты считают, что известные сегодня былины дошли до нас в сильно переработанном виде, с более поздними наслоениями. В них враги-кочевники уже не половцы и не печенеги, а татары.

- Вспомните, какие былины вы читали на уроках литературы и самостоятельно? Назовите имена героев русских былин.

- Можно ли использовать былины как исторический источник? (дополнительные сообщения)

Богатырский цикл (Святогор, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Микула Селянинович)

Новгородский цикл (Садко, Василий Буслаев).

3. Письменность и просвещение.

Письменность появилась у славян до принятия христианства. Создателями славянской азбуки являются византийские монахи Кирилл и Мефодий. За основу Кирилл взял греческий алфавит, состоящий из 24 букв, дополнил его характерными для славянских языков шипящими звуками. Славянский алфавит состоял первоначально из 43 букв, близких по написанию греческим. Каждая буква имела свое название. Буквы на письме обозначали не только звуки, но и цифры. Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык фрагменты Евангелия, Послания Апостолов, Псалтырь и другие богословские произведения. За огромные заслуги в распространении христианства церковь причислила Кирилла и Мефодия к лику святых.

Оформление книги представляло собой целое искусство. Книги украшались миниатюрами – многоцветными рисунками. Традиции книжной миниатюры пришли на Русь из Византии. Начало раздела выделяла и украшала заставка – изобразительная композиция или орнамент. В начале текста помещали заглавную букву крупного размера – инициал или буквица в виде рисунка (человека, диковинных птиц или зверей). Их выделяли разными красками. Переплеты обтягивали кожей и украшали металлическими пластинками и драгоценными камнями.

Одна из самых древних библиотек Древней Руси – библиотека Ярослава Мудрого. “И к книгам прилежал, читая их часто ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык, и списали они книг множество, ими же поучаются верные люди… Ярослав же, книги многие написав, положил их в церкви св. Софии, которую создал сам”.

4. Литература.

1) Богослужебные книги.

2) Религиозная литература, предназначенная для чтения (“Физиолог”).

3) Путешествия (“Христианская топография Козьмы Индикоплова”, “Хождение Даниила”)

4) Апокрифы (от греч. “потаенный”, нетрадиционное изложение библейских сюжетов).

5) Жития святых – формирование духовного идеала дохристианской Руси (“Житие Феодосия”, “Чтение о Борисе и Глебе”, “Житие Алексея, человека Божия”).

6) Летописи – историческое произведение, в котором повествование велось по годам (летам).

Конец Х в. - первый летописный свод Киевской Руси. Позднее, при Ярославе Мудром) он был переработан и включен в состав древнейшего Киевского свода, который велся при храме св. Софии. В дальнейшем этот свод неоднократно перерабатывался, пока не принял окончательный вид и стал называться “Повестью временных лет”.

- Какие сведения можно почерпнуть из летописи?

7) “Слово” - особый жанр древнерусской литературы, к которому относятся поучения, похвалы, письма (“Поучение детям” Владимира Мономаха, “Слово о законе и благодати” Иллариона, “Моление Даниила Заточника”, “Слово о полку Игореве”)

“Слово о полку Игореве” (сообщение).

1) История открытия “Слова…” (граф А.И.Мусин-Пушкин опубликовал в 1800 г. текст и перевод на современный язык. 1812 г. – подлинник поэмы сгорел во время пожара Москвы, занятой французами. Сомнения в подлинности поэмы).

2) Историческая основа поэмы – княжеские усобицы. Поход против половцев Новгород-Северского князя Игоря Святославовича – 1185 г.

3) Структура поэмы.

4) Художественные образы.

5) Поэтические образы.

6) Влияние “Слова…” на русскую культуру, историческое значение.

Опера А.П.Бородина “Князь Игорь”.

Живопись: Фаворский и Голиков, В.Перов “Боян”, В.Васнецов “Тризна”, “После побоища Игоря Святославовича с половцами”, Н.Рерих “Поход Игоря”, К.Васильев “Плач Ярославны”, А.Максимов “Вещее знамение”.

“Нет лучшего примера в поэзии в смысле чистоты языка, чем “Слово о полку Игореве”… - Один из самых поэтических текстов, которые когда-либо читали люди”. /Филипп Суно, швейцарский поэт-переводчик/.

5. Архитектура.

Когда я с изумлением смотрю
На эти древнерусские соборы,
Я вижу с них, подобно звонарю,
Родных лесов и пажитей просторы.
Не чад кадил, не слепоту сердец,
Взалкавших недоступного им рая,
А творчества слепительный венец,
Вознесшегося, время попирая.

В.А.Рождественский

Принятие Русью христианства способствовало подъему русской культуры. Это нашло свое отражение и в архитектуре. Традиционная славянская архитектура – деревянная. С конца Х в. развивается каменное строительство под влиянием византийской архитектуры. Древнейшим каменным храмом считается Десятинная церковь в Киеве (989-996 гг.) Древнейшим из сохранившихся до наших дней памятником киевской Руси является Спасский собор в Чернигове (1036 г.)

- Вспомните, что такое крестово-купольный храм? (Работа со схемой “Древнерусский храм: основные элементы”.

- Покажите на схеме и объясните значение терминов: неф, апсида, закомары, барабан, глава, пилястры, аркатура).

При строительстве русских храмов широко использовались такие материалы, как известняк, плинфа (тонкий розовый кирпич), гранит, шифер, мрамор, дерево.

Несмотря на общие каноны построения древнерусских храмов, можно выделить существенные различия в архитектурных сооружениях княжеств.

- Как вы думаете, с чем это связано? (Природно-климатические особенности земель, наличие строительного материала, проникновение европейских культурных традиций, особенности социальной структуры княжеств)

- Подумайте, почему появление самобытных архитектурных стилей совпадает с эпохой раздробленности?

- На основе иллюстративного материала выделите характерные особенности архитектурных школ (видеофильм или презентация, подготовленные сообщения).

А) Собор Святой Софии в Киеве

(1037 г. – победа Ярослава Мудрого над печенегами; площадь храма – 1300 м?; высота центрального купола – 30 м; 13 глав). Внутреннее убранство Святой Софии: фрески (семья Ярослава Мудрого, скоморохи), мозаика (Богоматерь Оранта, Христос Вседержитель)

Золотые ворота в Киеве.

Б) Собор Святой Софии в Новгороде (1045-1050 гг.; 5 глав)

Над башнею, над белою Софией
В годину бед, сквозь вражьих стрел дожди,
Здесь вечевое сердце всей России
Набатом пело в каменной груди.

В.А.Рождественский

- Чем этот собор отличается от Софии Киевской?

- В чем причина отличий?

Церковь Спаса-на-Нередице. (1198 г.)

“Одного взгляда на крепкие, коренастые памятники Великого Новгорода достаточно, чтобы понять идеал новгородца, доброго вояки… но себе на уме… В его зодчестве такие же… простые, но крепкие стены, лишенные назойливого узорочья, могучие силуэты, энергичные массы”. И.Э.Грабарь/

В) Зодчество Владимиро-Суздальской Руси

- Какой из памятников архитектуры ближе по облику к Софии Киевской? (Успенский собор (Владимир, 1158 г.)

- В каком из удельных княжеств могло быть построено это величественное здание? С какой целью? (Владимиро-Суздальское княжество стремилось к политическому господству над другими землями. Князья Владимирские стремились подчинить своей власти даже ослабевший Киев)

Строительство храма (см. Хрестоматию – с.59-60) – приглашение мастеров из Киева, Галича, Византии, Германии. По высоте равен Софии Киевской, На постройку князь Андрей Боголюбский выделил десятую долю своих доходов.

Дмитриевский собор (Владимир)

Храм Покрова-на-Нерли (1165 г.)

Георгиевский собор (Юрьев-Польской)

- Какой прием используют зодчие, чтобы придать зданию стройность и изящность?

- Чем подчеркивается величественность архитектурного образа?

“В торжественно-мужественных образах этого великолепного сооружения, в его сплошном словно ковровом резном уборе, в основе которого лежат мотивы, характерные для произведений декоративно-прикладного искусства, воплотились могущество “владимирского самовластца”, апофеоз силы Владимирского княжества, стремившегося к объединению разобщенной Руси”. (В.Косточкин)

Особенности архитектурных школ Руси XII-XIII вв.

Западная и Юго-Западная Южная (Киевская, Черниговская, Переяславская) Владимиро-Суздальская Новгородская
1. Основной строительный материал – “белый” камень.

2. Кроме крестово-купольных храмов возводились круглые в плане сооружения типа ротонд.

3. Фасады богато украшены резьбой, цветным камнем, скульптурами, расписанными красками или позолоченными.

4. Сильное влияние романской западно-европейской архитектуры (наличие “романских стекол” – витражей).

1. Кирпичная кладка стен (розовый кирпич-плинфа).

2. Капители и колонны из белого известняка.

3. Новый тип крестово-купольного храма, в котором центральная часть здания приобретает башнеобразную форму.

4. Большое внимание к внешней отделке.

5. Переосмысление традиций византийской школы.

1. Кладка из плит белого известняка.

2.Аркатурные пояса из полуколонок, пилястры.

3. Резьба по камню (растительно-звериные сюжеты)

4. Устремленные к небу глав с большими крестами.

5. Внешняя легкость здания.

6. Искусство вписывать постройки в пейзаж.

7. Влияние деревянного зодчества и западноевропейской готики.

1. Кладка из камня-плитняка.

2. Простота и строгость форм (отсутствие резьбы, аркатурных поясов и т.п.)

3. Строгое и простое внутреннее убранство.

4. Небольшие храмы, часто приземистые, как бы вросшие в землю, напоминают крепости.

6. Изобразительное искусство.

- Назовите виды древнерусского изобразительного искусства (мозаика, фреска, икона). Объясните эти понятия, приведите примеры.

Мозаика – картина, сложенная из цветного непрозрачного стекла – смальты. У смальты Софии киевской 177 оттенков различных цветов. Среди них зеленого – 34, 25 коричневого, 23 – желтого, 21 – синего и даже 25 – золотого.

Фреска – техника живописи красками по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую пленку, делающую фреску долговечной.

Икона – от греч. “эйкон” - изображение, образ. В православии и католицизме изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому придается священное значение.

Изящные украшения, настоящие шедевры создавали древнерусские ювелиры. При этом использовалась различная техника - чернь, скань, зернь, перегородчатая эмаль, филигрань. Ювелиры также украшали оклады икон, книги.

Вывод. Древнерусская культура формировалась как уникальный мировой феномен на основе синтеза языческой культуры, влияния византийского христианства, полиэтнических культурных традиций. С момента крещения Руси ведущей, определяющей в ней становится христианская традиция.

Д/з: 10, вопр.