Создание предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГТ

Разделы: Работа с дошкольниками


В основе концепции основной общеобразовательной программы дошкольного образования определено: дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. При этом воспитатели:

- имеют представление о зоне актуального развития и проектируют зону ближайшего развития каждого ребенка;

- формируют обстановку и предоставляют материалы для развития;

- ставят перед каждым ребенком и перед группой в целом цели развивающего характера, учитывая интересы, способности и потребности каждого;

- поддерживают в детях самостоятельность, естественную любознательность, инициативу, активность в освоении окружающей действительности.

На основе такого подхода дети:

  • активно развиваются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр и др. видов детской деятельности;
  • проходят через закономерные стадии развития;
  • обеспечены социальным взаимодействием, направленным на эмоциональное и когнитивное развитие;
  • неповторимо индивидуальны и развиваются каждый в своем темпе. Условиями успешной реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются:

- развивающее образовательное пространство для повышения роли жизненных ценностей у детей;

- единство педагогических воздействий и взаимодействия со стороны всех, кто участвует в воспитании и образовании, обеспечивающих нормальное развитие, хорошее психическое самочувствие, успешное развитие детей.

Обогащение и содержательная интеграция центров активности предметно-пространственной среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует активному включению ребенка в образовательный процесс, является одним из значимых психофизиологических механизмов перевода игры в учебную деятельность с целью формирования интеллектуальных, личностных, физических качеств, познавательной, социальной мотивации ребенка к развитию, самореализации.

Обстановка в группе создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры.

Принципы построения предметно – развивающей среды

Рациональность: определение способов и форм организации образовательного процесса, в пределах определенного времени с целью получить качественный результат: усвоение материала детьми.

Оптимальность: тема выступает как сообщаемое знание, представляется в эмоционально-образной форме, где интегрируются задачи из разных образовательных областей и способствуют формированию в сознании ребенка целостной картины мира.

Алгоритм планирования развивающей среды

  1. Выделить задачи работы с детьми в соответствии с темой недели.
  2. Определить содержание образовательного материала.
  3. Выбрать оптимальные формы, методы и приемы работы с детьми для достижения задач.
  4. Подготовить образовательный и дидактический материал по теме.
  5. Подготовить оборудование и внести изменения в предметно-развивающую среду (выставки, наполнение игровых уголков, внесение новых предметов, игр, панорам)

Исходя из опыта работы, можно дать следующие рекомендации по оформлению развивающей среды:

  • Реализация задач посредством интеграции образовательных областей, формирование и развитие интегративных качеств личности ребенка.
  • Образовательный процесс идет в течение всего дня непрерывно. По ходу режимных моментов решаются задачи разных образовательных областей.
  • Основной формой работы с детьми является игра.
  • Дизайн – проект предметно-развивающей среды способствует закреплению знаний детей, полученных в НОД.
  • Привлечение социальных партнёров поможет внести разнообразие в среду.

При проектировании предметно-развивающей среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие:

- пространство;

- время;

- предметное окружение.

Такое проектирование среды, в отличие от перечисления содержания предметной составляющей среды, показывает её влияние на развитие ребенка. Проектирование среды с использованием таких составляющих, как пространство и время, позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде.

Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка.

Проект развивающей среды

Использование пространства Влияние пространства на интеллектуальное развитие ребенка Влияние пространства на социальное развитие ребенка
Многофункциональное использование всех помещений МДОУ.

Использование спален, раздевалок увеличивают пространство для детей.

Удаление “Познавательных центров” от игровых существенно влияет на результат работы в этих центрах. Увеличение пространства для деятельности и движений ведет к увеличению социальных контактов на более благоприятной основе.
Создание игрового “городка”, мини-кабинетов, экологической лаборатории, логопункта и т.д. создают возможность детям осваивать все пространство ДОУ. Расширяются возможности для освоения образовательного пространства Расширяется круг общения ребенка
“Изрезанность” пространства, “лабиринтное” расположение мебели (при этом мебель не должна быть высокой, чтобы визуально не исчезло ощущение простора, света в помещении) Развивается ориентировка в пространстве “Уголки уединения” в изрезанном пространстве дают возможность ребенку уединиться. Ребенок испытывает комфорт. Улучшается социальный климат в целом.
Гибкость, мобильность обстановки во всех помещениях ДОУ. У ребенка есть возможность заняться проектированием обстановки. Совместное проектирование и изменение обстановки сплачивает детей и взрослых, улучшает социальные отношения.
Использование многофункциональных, вариативных модулей. Развитие конструктивного мышления. Умение договариваться, обсуждать совместные планы.
Широкое использование в интерьере значков, моделей, символов, схем, планов, знаков и т.п. Развивается познавательный интерес, пытливость, любознательность. Возникновение дружеских отношений на основе совместного поиска.
Дидактические игры и пособия по всем разделам программы в доступном месте. Интеллектуальное развитие. Обеспечение активного общения.
Разнообразное стационарное оборудование сюжетно-ролевых игр (игры всегда развернуты) Ориентировка в окружающей действительности. Упражнение в различных социальных ролях.
Все пространство “разбивается” на части и вместо целостного пространства проектируется множество небольших “центров”, в которых относительно полно представлены различные виды деятельности и имеются все необходимое оборудование. У ребенка есть возможность целенаправленных, сосредоточенных занятий каким-либо видом деятельности, концентрация внимания, усидчивость. Развиваются навыки социокультурного поведения.

Рассмотрим создание развивающей среды на примере темы “Морские обитатели” в старшей группе. Были определены задачи работы с детьми в соответствии с темой недели и содержание образовательного материала; разработаны рекомендации для социальных партнёров.

Мы изучаем в группе Рекомендации для родителей
Задачи:

1. Сформировать представления детей о жизни моря и его обитателях; познакомить с миром рыб: чем питаются, где живут, какие растения и животные их окружают.

2. Развивать память, речь, наблюдательность, кругозор, логическое мышление, интерес к познанию окружающего мира.

3. Учить применять полученные знания в разных видах деятельности.

4. Побуждать обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями, к речевому общению друг с другом.

- просмотр фотографий и видео о совместном отдыхе на море;

- изготовление поделки с ребёнком из ракушек и камней;

Изготовление книжки-малышки о каком-нибудь морском обитателе.

Ожидаемые результаты проекта:

- овладение детьми понятиями “морские животные”, “рыбы”, “морская стихия”;

- получить представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида;

- формирование представлений о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;

- первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;

- вовлечение родителей к участию в проектной деятельности;

- реализовать потребности детей в продуктивных видах деятельности;

Ресурсное обеспечение:

Иллюстрации, фотоматериалы, книги, художественные произведения и материалы, материалы для изобразительной и конструктивной деятельности, ракушки, камушки…, аудиозаписи, дид. материал.

Дизайн – проект группы по теме “Морские обитатели”

"Центр художественного творчества"

Трафареты морских обитателей.

Схемы последовательного рисования.

Схемы смешивания цветов “цвет моря”.

Раскраски.

Образцы детского творчества.

Цветная бумага, образцы по аппликации, худ. конструирование.

Пластилин, схемы лепки морских обитателей.

Витражные картинки для раскрашивания.

"Центр сюжетно-ролевых игр"

Атрибуты для “морских игр”: бинокль, подзорная труба, бескозырки.

"Центр конструктивных игр"

Схема постройки корабля, конструктор мелкий и крупный, образец постройки, мелкие фигурки людей.

"Центр здоровья и подвижных игр":

зарядка моряка – схема, сигнальные флажки и азбука семафора для моряков.

“Центр художественной литературы и развития речи”: выставка книг – самоделок о море, Г.Х.Андерсен “Русалочка”, макет по сказке, рисунки; картотека загадок о морских обитателях; иллюстрации, картинки; Г. Косова “Азбука подводного мира”, С. Сахарнов “Кто в море живёт?”, А.С. Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”,

стихов В. Орлова “Для чего морю наряды?”, “Я рисую море”, Ю. Дулепины “Осьминог”, С. Баранова “Дельфины”.

“Видеотека”

Мультфильмы: “Подводная братва”, “Русалочка”, “Осьминожки”.

Познават. фильмы: “Подводный мир” (дискавери), “Дельфинарий в Анапе”.

“Познавательно исследовательский центр”

Макеты с изображением моря и реки

Картинки с морскими и речными обитателями

Энциклопедии

Схемы и оборудование для экспериментов с солёной водой, определения плавучести предметов.

“Музей моря”: пополнение коллекции ракушек, морских сувениров, фотографий, поделки совместные с родителями “Вот оно какое, наше море”, значки “Береги водоёмы”.

Уголок для родителей

Название темы, рекомендации.

Консультация “Расскажите детям (морские обитатели)”.

Продукты детского творчества: рисунки, макет подводного мира (пластилин), поделки “осьминожки”, книжка-самоделка “Загадки” (коллективное творчество).

В рамках проекта мы:

  • рисовали;
  • делали аппликацию;
  • изготовили книжку с загадками;
  • лепили из пластилина;
  • слушали музыку и пели;
  • смотрели видеоматериалы (фильмы BBC), мультфильмы;
  • читали сказки, рассказы и стихи;
  • изучали энциклопедии;
  • создали коллекции ракушек, морских сувениров;
  • провели викторину “Морские чудеса”.

Таким образом, создание и разработка предметно-развивающей среды в соответствии с новыми требованиями способствует более разностороннему развитию детей.

Презентация