Урок литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Иван-царевич и Серый Волк"

Разделы: Начальная школа


Цели:

– развивать умение работать с текстом;

- находить нужный отрывок в тексте по вопросу;

- давать характеристику героям;

- развивать навыки выразительного чтения;

- формировать навыки иллюстрирования с помощью компьютера;

- формировать навыки работы в парах (личностные результаты);

- метапредметные;

- предметные.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знания, речевая разминка, определение темы и целей урока.

1) Послушайте загадки, отгадайте:

1. Удивляется народ:
Едет печка, дым идёт,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотению,
А сказка называется … (“По щучьему велению”)

2. Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам того не ведая,
Несет её домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Название этой сказки… (“Маша и медведь”)

3. Укатимся он из дома
По дороге незнакомой …
Ты узнал его, дружок?
Это самый непослушный,
Говорливый, несмышлённый
И румяный … (Колобок)

- Что общего у этих сказок?

- Что значит народные?

2) Индивидуальные карточки.

- Отгадайте ещё одну загадку:

(О сказочном персонаже).

Её перо сверкает так,
Что ясно: это не пустяк!
Никто не знает, что случится
В тех сказках, где живет … (Жар-птица).

- Чтение про себя, вслух (ученик).

- Чтение хором.

- Вопросительная интонация (ученик).

- Восклицательная интонация (ученик).

3) В каких сказках есть жар-птица?

- Назовите тему и цели урока.

III. Проверка домашнего задания.

- Вспомним прочитанную часть сказки.

- Сколько было сыновей у царя Берендея?

- Почему братья решили караулить сад?

- Кто же воровал яблоки?

- Какое несчастье случилось в пути с Иваном-царевичем?

- Кто стал помогать Ивану?

- Прочитайте отрывок, в котором говорится, как скакал волк.

- Как вы это понимаете?

- Какие поручения выполнял Иван? Расскажите.

IV. Работа по теме урока.

1. Продолжим читать сказку. С. 34-38. (Чтение учениками по отрывкам)

- Словарная работа:

а) наутёк (бегом);

б) настигает (догоняет);

в) пополдневать (пообедать).

2) Ответы на вопросы:

- Как у Ивана-царевича оказалась Елена Прекрасная?

- Как волк помог Ивану сохранить Елену, жар-птицу? Прочитайте.

- Что задумали братья? (Убить Ивана)

- Как волк помог Ивану? (Оживил)

- Хорошо или плохо заканчивается сказка? (Хорошо)

- Но ведь волк растерзал братьев? (Зло наказано)

- Какой это вид сказки? (Волшебная).

- Почему?

3) Физминутка.

“Ветер” .

4) Охарактеризуйте Ивана-царевича.

- Докажите (на доске карточки).

Добрый, решительный, глупый, смелый, трудолюбивый, глупый, хитрый, мужественный.

5) С. 29, 35.

- Рассмотрите иллюстрации к сказке известных художников.

6) Работа на макбуке.

- Нарисуйте свою иллюстрацию и подпишите: кто нарисован.

V. Итог урока. Рефлексия.

- С какой сказкой познакомились?

- Пословица:

“Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок”.

- Чему учит эта сказка?

- Как вы сегодня работали?

VI. Домашнее задание: с. 34–39. Чтение и ответы на вопросы.