Повторительно-обобщающий урок физики по теме «Электрические явления». 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8


Цели урока: повторить и обобщить знания учащихся об основных понятиях по теме “Электрические явления”; закрепить у учащихся навыки применения знаний на практике.

Задачи урока:

  • Образовательные: выявить уровень усвоения учащимися материала по теме “Электрические явления”; закрепить у учащихся навыки решения задач: расчётных, качественных и экспериментальных; подготовить учащихся к контрольной работе по данному разделу.
  • Развивающие: организация активной мыслительной деятельности учащихся; развивать устную речь учащихся, коммуникативные способности.
  • Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету; формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся; учить сотрудничать и работать в парах; воспитывать личностные качества: активность, аккуратность в работе; формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Приборы и материалы: мультимедиа-проектор, компьютерная презентация, проекционный экран, презентация “Роwer Point”, модем-интернет; источник тока, соединительные провода, амперметр, вольтметр, ключ, лампочка; карточки с задачами, опросные листы.

Тип урока: Обобщение и систематизация материала

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Литература: А.В.Пёрышкин “Физика 8 класс”, Москва Дрофа, 2010г.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (3 мин.):

Цели:

  • Контроль посещаемости.
  • Проверка готовности к уроку.
  • Сообщение темы и задач урока.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы повторяем тему “Электрические явления”. Запишите в тетрадях: “Повторение темы “Электрические явления” (тема записывается на доске учителем, дети пишут в тетради).

Цель нашего урока – повторить и обобщить основные понятия по теме “Электрические явления”: вспомнить формулы, определения, дать характеристику электрическим приборам, распознать схемы электрической цепи, решение задач. Все эти знания вам пригодятся вам при выполнении контрольной работы, которая состоится на следующем уроке.

Перед каждым из вас находится опросный лист, подпишите, пожалуйста, вашу фамилию и имя. В ходе урока вы будете записывать в него полученные баллы за правильные ответы, которые в конце урока мы переведем в оценки.

2. Повторение теоретического материала (8 мин.):

Цели:

  • Образовательная: повторение изученного теоретического материала по теме “Электрические явления”
  • Воспитательная: формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся.
  • Развивающая: развивать устную речь учащихся.

Методы: устный опрос.

– Начнем урок с повторения основных теоретических понятий. Перед тем как вы начнете отвечать на вопросы, просмотрим слайд. Перед вами список вопросов, на которые необходимо ответить (на данное задание отводится три минуты). Кто готов ответить на первый вопрос?

  1. Электрическим током называется...
  2. Единица электрического сопротивления...
  3. Формула закона Ома для участка цепи...
  4. Действия электрического тока...
  5. Электрическое сопротивление зависит от...
  6. Электрическое напряжение измеряется в...
  7. Амперметр включается в цепь...
  8. Единица силы тока...
  9. 1кОм...
  10. Электрическое напряжение измеряют...
  11. 1мА...
  12. Вольтметр включают в цепь...

3. Применение теоретических знаний на практике (15 мин.):

Цели:

  • Образовательная: закрепить у учащихся навыки решения экспериментальных задач.
  • Воспитательная: формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся.
  • Развивающая: развивать коммуникативные способности.

Мы повторили основные теоретические понятия, а теперь применим наши знания на практике. Но прежде чем приступить к сборке электрической цепи вспомним правила техники безопасности:

Важно помнить, что:

  1. Очень опасно собирать, разбирать, что-либо в электрических приборах во время работы прибора.
  2. Нельзя включать, выключать электрические приборы мокрыми руками.
  3. Прежде чем, что-то исправить, нужно отключить прибор.

– Соблюдая эти простые правила, мы с вами будем здоровы, в хорошем настроении и это позволит нам заниматься изучением различных явлений.

  1. Учащийся называет пять любых приборов, которые могут составлять электрическую цепь, второй учащийся записывает на доске обозначения. Затем, кто диктовал садиться на место, а учащийся, писавший на доске, диктует другому ребенку.
  2. Двое других учащихся рисуют на доске схемы электрической цепи, состоящей из приборов находящихся на демонстрационном столе.
  3. Учащиеся, предварительно прочитав инструктаж и расписавшись в журнале по охране труда, собирают электрическую цепь и измеряют силу тока и напряжение в цепи.
  4. Следующий учащийся рассчитывает сопротивление в цепи.

Все, кто работал у доски, поставьте, пожалуйста, в своем опросном листке по 2 балла.

4. Решение задач (10 мин.)

Цели:

  • Образовательная: закрепить у учащихся навыки решения расчетных задач: закрепление знаний при решении задач.
  • Воспитательная: способствовать воспитанию сознательного, ответственного отношения к учебному процессу.
  • Развивающая: формирование навыков самостоятельной работы учащихся.

- Вспомните, ребята, пожалуйста, формулы, которые вы изучили по теме “Электрические явления” (I = q/t, U = А/ q, R = р*l/s, U = R*I), запишите в своем опросном листе эти формулы. После проверки на доске, выставите за каждую правильную формулу 1 балл.

А теперь перейдем к решению задач. Первые 2 человека, решившие правильно задачи, получают 2 балла, остальные по 1 баллу (после того, как большинство ребят решат задачи, проверяем правильность решения на доске).

1. Какое количество электричества протекает в катушке гальванометра, включённого в цепь на 2 минуты, если сила тока в цепи 12 мА? (Ответ: 1,44 Кл.)

2. При напряжении 1,2 кВ сила тока в одной из секций телевизора 50 мА. Чему равно сопротивление в цепи этой секции? (Ответ: 24 кОм.)

5. Оценивание результатов работы на уроке (3 мин.)

- А теперь подсчитаем баллы за весь урок. Если у вас более 15 баллов, то поставьте оценку “5”, если вы набрали 11-14 баллов – то оценка “4”, если у вас 8-10 баллов, то ваша оценка “3”. Но если у вас меньше 8 баллов, то вам предстоит дома основательно подготовиться к контрольной работе.

Я рада, что в классе так много хороших отметок. Спасибо за работу!

6. Домашнее задание (1 мин.)

Задание на дом: для учащихся с высоким уровнем знаний по изученной теме составить кроссворд по теме “Электричество”, для остальных учащихся – сделать опорный конспект (выписать основные формулы, определения по теме “Электрические явления”), всем подготовиться к контрольной работе по теме “Электрические явления”.