Дистанционный урок как инновационная образовательная среда

Разделы: Общепедагогические технологии


Важнейшим качеством образовательной среды современной школы является ее инновационность как фактор непрерывного обновления педагогической системы. Кроме того, потребности глобализации инновационной деятельности ставят перед образованием серьезную задачу перехода на качественно новый этап: от педагогических инноваций, направленных на развитие репродуктивного (не инновационного) мышления обучаемых, – к педагогическим инновациям, направленным на развитие инновационного (творческого) мышления обучаемых. Такой качественный переход позволит говорить о формировании нового поколения инновационных педагогических систем, инвариантными характеристиками которых являются: развитие творческих способностей; гуманистический характер образования; соответствие потребностям современного общества с целью обеспечения учащимся успешной адаптации к жизни в обществе, социализации и самореализации.

Существует масса причин, по которым человек не может обучаться в образовательных учреждениях. Это может быть и плохое состояние здоровья, и значительная удаленность от образовательных центров. К сожалению, даже дети в силу тех или иных обстоятельств иногда не посещают все школьные занятия. Чтобы избежать негативного развития событий, не допустить появления “долгов” по учебе, отставания, многие родители могут использовать такой метод, как дистанционное обучение в школе. При этом можно серьезно улучшить положение дел в учебе и ребенка, который регулярно ходит в школу, но не демонстрирует полноценную успеваемость. Используя дистанционное обучение в школе, можно добиться неплохих результатов.

Ученик сможет максимально быстро усвоить любой урок. И если вдруг что-то окажется непонятным, нужно будет лишь заново запустить видеоурок и ребенок избежит пробела в знаниях. Слушая и смотря лекции преподавателя, ученик с легкостью может усвоить урок. На непонятном месте можно сделать паузу и прослушать сначала. Для того чтобы провести данный дистанционный интернет-урок, нужно лишь включить компьютер с доступом к интернету.

Можно заметить, что дистанционное обучение в последнее время стало широко применяться в высшей школе при получении второго образования или при заочных формах обучения, а в учебном процессе среднего образования оно не нашло широкого применения. Поэтому считаю, что данная тема является наиболее актуальной и предлагаю вашему вниманию свои методические наработки в области проведения дистанционного обучения.

Дистанционное обучение (ДО) - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения учащегося. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.

Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно.

Основу дистанционного обучения составляют дистанционные уроки.

Дистанционные уроки - очень увлекательный процесс, таящий в себе много нового и неизведанного! Классно-урочная система существует уже несколько столетий, но и в ней обнаруживаются новые стороны. Поле для исследований в сфере дистанционного образования огромно, и начинать их нужно как раз с практики.

В настоящее время существует три типа дистанционных уроков (Слайд 3).

Первый тип дистанционных уроков заключается в том, что и учитель (локальный координатор), и учащиеся удалены друг от друга, но при этом пользуются уроком, предварительно размещенным в Интернете.

Второй тип дистанционных уроков заключается в том, что учитель и ученики находятся в одном классе, а информационные ресурсы, которыми они пользуются в течение урока от них удалены.

Третий тип дистанционных уроков это размещение учебной информации на учебном сайте.

Модель структуры дистанционного урока (Слайд 4).

  • Мотивационный блок.
  • Информационный блок.
  • Контрольный блок.
  • Коммуникативный и консультативный блок.
  • Инструктивный блок.

Мотивационный блок.

Мотивация – необходимая составляющая дистанционного урока. Задача сетевого учителя – не передать ученику определенный объем знаний, а организовать его самостоятельную познавательную деятельность, научить его самостоятельно добывать знания и применять их на практике, для этого в каждом материале дистанционного урока должна быть четко определенная цель перед учениками, которую они должны достичь.

Учащиеся являются не пассивными “потребителями” знаний, а выступают в качестве активных участников образовательного процесса, приобретают опыт межличностного взаимодействия. Главную роль играют личные качества обучающихся, их способности, стремление к получению знаний. Вследствие этого включение такого ребенка в виртуальное сообщество способствует формированию у него адекватного отношения к действительности, потребности в сотрудничестве, преодолению замкнутости, развитию коммуникативного потенциала и формированию “жизненной компетентности”.

Использование информационных технологий позволяет достичь свободы творчества участников педагогического процесса: ученика и учителя. Педагог учит, воспитывает, но и стимулирует ученика к развитию его задатков, развивает потребность к самостоятельной работе.

Информационный блок (система информационного наполнения).

На мой взгляд, большое внимание при подготовке ресурса должно уделяться оформлению, которое служит наилучшему усвоению материала. Зрительные и психологические аспекты восприятия дистанционного урока для удобства восприятия обучаемым текста веб-сайта при создании урока необходимо учитывать некоторые особенности: Информация к учащимся поступает через экран компьютера, т.е. основным каналом информации является визуальный. Поэтому материал должен выглядеть привлекательно, быть читаемым и не раздражающим глаз. Вместе с тем нужны и игровые, и занимательные моменты, позволяющие разнообразить характер деятельности ученика.

Контрольный блок (система тестирования и контроля).

При планировании дистанционного урока следует учитывать, что осознание учеником изучения нового материала, его закрепление и т.д. должно происходить индивидуально, в зависимости от его подготовленности и "обученности". Если этим пренебречь, то произойдет естественное усреднение знаний и развития учеников, для сильных учащихся участие в уроке может быть бесполезным. В связи с этим, при планировании урока, важно предусмотреть различные варианты контроля полученных знаний обучаемыми, в т.ч.: письменного опроса, решения задач, контрольных и самостоятельных работ разноуровневого подходя, схожих с принципами компьютерных игр. Т.е. переход к следующему материалу должен быть возможен при правильном ответе на вопросы предыдущего уровеня.

Коммуникативный и консультативный блок.

Встречаются мнения, что на создании учебного ресурса функции учителя заканчиваются - ученику достаточно найти в Интернете хорошо прописанный учебный ресурс, и он всему научится сам. Может ли дистанционный учитель повлиять на создание учеником образовательного продукта не через содержание учебного ресурса, а путем непосредственных коммуникаций?

С одной стороны, нужно очень подробно прописать ход урока в ресурсе, учесть все вопросы, которые могут возникнуть у дистанционных учеников, предусмотреть и ответы на них. Иначе у удаленного ученика возникнут трудности организационном порядке.

С другой стороны, одного ресурса для аккумулирования знаний удаленным учеником мало, ему необходимо непосредственное общение с учителем.

Важно продумать, какие коммуникации будут использоваться в процессе обучения. В каждом уроке они могут быть различны, хотя в арсенале их не так уж и много. Однако, если использовать их дифференцированно, то эффект качества урока достигается.

Так, например, чат можно использовать для решения оперативных вопросов, не терпящих отлагательства, для обсуждения интересных всем вопросов можно использовать форум, а индивидуальных консультаций - электронную почту или программы Skype и ooVoo.

Инструктивный блок (инструкции и методические рекомендации) (Слайд 5).

Предлагаемая мной методика организации (построение) дистанционного урока с применим ресурсов сети Интернет заключается в следующем:

1. Учитель определяет тему предполагаемого урока, при изучении материала которого Интернет-ресурсы органичнее всего впишутся в образовательный процесс.

2. Учитель планирует урок с применением интернет технологий и ресурсов.

3. Учитель отбирает ресурсы сети Интернет по выбранной теме урока, составляет список ссылок на эти ресурсы, отбирает материалы сети, которые помогут учащимся при выполнении домашнего задания.

4. Список ссылок располагается в соответствии с планом изучения учебного материала и выполнения домашнего задания. В дальнейшем может быть составлена “Памятка полезных ссылок в помощь при изучении темы...”.

5. Объяснение материала урока происходит под руководством учителя с непосредственной работой учащихся с материалами урока, подготовленными учителем. Задания урока и домашнее задание выполняются учащимися самостоятельно (ученики используют составленный учителем список ссылок и самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации в сети Интернет). Учителем оговаривается сложность задания, сроки выполнения, этапы и особенности выполнения задания и критерии его оценивания.

6. Задания, выполняемые в течение урока, и домашнее задание учащиеся представляют классу (здесь используется “психологическая хитрость” - материал учащимися лучше воспринимается и усваивается, если этот материал они готовят для одноклассников и его объясняют одноклассники).

7. По окончании урока проводится мониторинг усвоения учебного материала.

8. Домашнее задание здесь носит творческий характер (главное – продуктивная деятельность учащихся).

В своем выступлении хочу продемонстрировать свои практические разработки по организации и проведению дистанционных уроков в виде:

1. Интернет-урока с использованием интернет ресурсов, который включает в себя Web страницу Интернет-урока по алгебре в 8 классе по теме “Действительные числа” (Слайд 6);

2. Видеоурок с использованием программы Skype (Слайд 7).

Одна из форм дистанционного обучения – это видео-урок с использованием программы Skupe или ooVoo. Интернет и коммуникационные программы такие, как ICQ (АйСиКю), Skype, ooVoo, Yahoo massager (Яху мэсэджер), Google Talk (Гугл Ток) и другие позволяют общаться в реальном времени с людьми находящимися на расстоянии от вас. Наиболее всего мне нравятся программы Skype и ooVoo. Программы Skype и ooVoo — это системы Интернет-телефонии, которые позволяют людям свободно общаться по всему миру, часто используя для этого веб-камеры.

Благодаря им у меня появилась возможность:

во-первых, живого общения с учениками, которые не посещают занятия длительное время по болезни или др. причинам. С помощью программ Skype или ooVoo они могут подключаться к уроку математики в реальном времени, тем самым не отставать от программы и не быть оторванными от коллектива или в свободном режиме получать консультацию в любое удобное для учителя время;

во-вторых, проводить видеоконференции или видеоигры с учащимися других школ, что позволяет вести видео общение в диалоговом режиме.

Для меня, учителя математики, наибольший интерес представляют бесплатные функции предлагаемых программ, такие как, связь между абонентами Skype и ooVoo, находящимися, например, у себя дома посредством текста, голоса и видео, пересылка файлов любого объема с максимально возможной скоростью и организация телефонных конференций с несколькими собеседниками. В настоящий момент в Skype конференции платные, поэтому удобнее воспользоваться программой ooVoo, где может участвовать до шести участников одновременно бесплатно.

Работа с программами и их установка предельно проста. Скачать их можно совершенно бесплатно на сайтах http://skype.com и http://www.oovoo.com, там же можно найти инструкции и советы по их использованию.

Несомненно, проведение урока с использованием Интернет-ресурса требует от учителя определенных затрат времени, но результаты не заставят себя долго ждать.

Выводы (Слайд 8):

Дистанционные уроки – очень увлекательный процесс, таящий в себе много нового и неизведанного! Поле для исследований в сфере дистанционного образования огромно, и начинать их нужно как раз с практики.

“Организация дистанционного обучения для школьников не нацелена на массовое обучение, на замену традиционного обучения. Его область применения: дополнительное образование; экстернат; базовое образование только для той категории учащихся, которые не имеют возможность (по тем или иным причинам) посещать дневную школу.

Дает возможность ученикам самостоятельно освоить учебный материал, не отставать от программы и не быть оторванными от коллектива.

Делает уроки интересными, насыщенными качественными, результативными. Повышает мотивацию к обучению. Применение дистанционных уроков открывает перспективное направление в обучении.

Презентация.

Список литературы.

  1. PCWEEK. Russian edition. - №5 (227). – 2000.
  2. “Дистанционное образование”. - №1-12. – 2005.
  3. Итоги эксперимента в области дистанционного обучения и перспективы развития дистанционных образовательных технологий. (Решение коллегии от 26.05.2002). // Инновации в образовании .-2002.- №4. - С. 4-27.
  4. Ибрагимов. И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: учебное пособие для студ. вузов. - М.:Академия,2005.-336 с .
  5. Интернет в гуманитарном образовании: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Е. С. Полат.- М.: Владос, 2001.-272 с.
  6. В. Канаво. “Достоинства и недостатки дистанционного обучения через Интернет” (http://www.curator.ru/doplus.html)
  7. В. Канаво. “Методические рекомендации по созданию курса дистанционного обучения через Интернет” (http://www.curator.ru/method.html)
  8. Киреева, Е.Д. Анализ перспективного развития существующих форм образовательных Интернет-проектов // Инновации в образовании .-2002.-№ 4. - С. 38-40.
  9. http://www.curator.ru