Некоторые проблемы предпрофильного и профильного образования

Разделы: Химия, Биология


Проблема значимости самоопределения школьников была заявлена в “Концепции модернизации российского образования на период до 2010”, где среди условий, необходимых для повышения качества общего образования, акцентируется внимание на создание в системе профессиональной ориентации условий для психологической поддержки молодежи, оказания помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии.

Из “Типового положения об общеобразовательном учреждении” (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196).

Общеобразовательное учреждение несет ответственность … за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья (п. 10).

Задачами среднего (полного) общего образования являются развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы по выбору самих обучающихся в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности. Исходя из запросов обучающихся и их родителей (законных представителей)… в общеобразовательном учреждении может быть введено обучение по различным профилям и направлениям (п.35).

Задачей основного общего образования является создание условий для развития склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению учащихся (п. 34).

Выбор того или иного профиля может в дальнейшем определить всю судьбу человека. Именно предпрофильное и профильное обучение школьников должно обеспечивать уверенность в правильности принятого решения. Профильная подготовка должна наряду с решением задач образования помочь учащимся выработать и развить способы деятельности, которые позволили бы им максимально реализовать себя в выбранной профессии.

Можно с уверенностью сказать, что наш Лицей был в числе первых образовательных учреждений, где предлагалась многопрофильная подготовка учащихся. Такая подготовка в старших классах школы ведется с 1992 года, а с 1995 года формируются 8-9 классы с предпрофильной подготовкой учащихся. Основные направления подготовки – физико-математическое, гуманитарное и химико-биологическое. В разные годы, в зависимости от запросов учащихся, их родителей, а так же ВУЗов города предлагались такие направления как: социолого-экономическое, медицинское, математика-информатика и другие.

До 90% учащихся профильных классов, а по некоторым направлениям в разные годы и все 100%, поступают в ВУЗы по выбранным направлениям. Выпускниками гуманитарных классов Лицея в разные годы были: Роман Бурденко - Лауреат международных конкурсов, Дипломант Национального театрального фестиваля "Золотая Маска", артист Академического театра Оперы и Балета города Новосибирска, Гомзяков Дмитрий – артист Молодежного театра Алтая, Арсений Бородин – эстрадный певец. Выпускники медицинских и химико-биологических классов сейчас работают в больницах города, занимаются научной деятельностью на кафедрах Медицинского Университета - Александрова Юлия, Жукова Мария. Среди выпускников физико-математических классов есть уже кандидаты наук – Дудкин Федор, Ракитин Роман. Путь в науку, профессию все они начинали с предпрофильных и профильных классов.

Профориетационная работа проводится в школе ещё до отбора детей в предпрофильные классы – в 6, 7 классах. С детьми работает психолог, проводятся тематические классные часы, беседы с родителями. Как правило, поступление в предпрофильные, а затем в профильные классы происходит на конкурсной основе. Конечно, к 8 классу не у всех учащихся окончательно сформировались предпочтения в выборе профессиональной деятельности, кто-то выбирает профиль по настоянию родителей, кто-то “пошел за компанию”, кто-то выбирает учителя. Бывает, что ученик просто разочаровывается в выбранном направлении, путь оказывается более сложным и тернистым, чем виделся в начале. У таких учащихся есть возможность выбрать другой профиль, другое направление в 10 классе, когда к выбору будущей профессии подходят более осознанно. Но даже учащийся 11 класса может поменять мнение и сдает ЕГЭ не по профильным предметам, а выбирает нужные для поступления. Таким образом на протяжении нескольких лет формируется осознанное отношение к получению того или иного образования, той или иной профессии. Может, именно поэтому большинство наших выпускников остаются верны своему выбору и в дальнейшей жизни.

На протяжении обучения в предпрофильных и профильных классах, учащиеся из этих классов являются “золотым резервом школы”. Они участвуют в предметных олимпиадах и конференциях различного уровня, где являются призерами и победителями: по итогам 1 полугодия, по количеству победителей и призеров Лицей входит в тройку самых сильных лицеев города.

Не малая заслуга во всем этом принадлежит преподавателям Лицея, а также преподавателям различных ВУЗов города, которые сотрудничают со школой на протяжении многих лет.

Конечно, результатами мы можем гордиться. К сожалению, эти результаты нередко достигаются с большими трудностями. И трудности эти связаны, прежде всего, с программами по предметам, а также с учебниками. Все дело в том, что не редко мы находим хорошие учебники для углубленного обучения в среднем звене, одобренные Министерством, но при этом программы, которой должен этот учебник соответствовать в природе не существует. Или наоборот – программа есть, а учебников нет, или они устарели. Очень жаль, когда колоссальное количество времени тратится на поиски программ и учебников. Трудности нередко возникают и при выборе направлений для научно-практических работ учащихся. Материальная база школы, и это ни для кого не секрет, не соответствует современным научным требованиям, возможность попасть в лаборатории ВУЗов, институтов есть далеко не у всех, а требования к работам с каждым годом возрастают. С такими проблемами сталкивается городская школа, где есть возможность выбрать один из профилей, а что делать и как решать подобные вопросы в сельской школе, где один профиль и который не меняется с годами?