Практикум: решение задач по теме "Неметаллы". 9-й класс

Разделы: Химия

Класс: 9


При изучении химии важное место отводится решению задач и в особенности расчётных задач по уравнению химических реакций. Известно что, одной из важнейших функций решения химических задач является развитие мышления [4]. Это отличный способ тренировка памяти, логического мышления, развитие внимания и терпения. Решение задач приучает к аккуратности, умению действовать по алгоритму, формирует умение добиваться результата, находить различные способы решения. В какой области человеческой деятельности это не пригодится? Те или иные жизненные задачи будут постоянно возникать перед нами, и способность решать их будет определяться общим развитием, которое закладывается на школьных уроках и в том числе на химии [5].

Обучая учащихся решению задач, необходимо ознакомить их с основным способом решения задач по химии. Он заключается в том, что какими бы ни были исходные параметры веществ в задачи, их необходимо  привести к общепринятой единице – (n) количеству вещества (моль) [1]. А количества вещества по условию задачи пропорционально количеству вещества по уравнению реакции (v).

где, v1 и v2 (ню) количество вещества веществ по уравнению реакции (коэффициенты).

Соответственно  n1 и  n2 (эн) – количество вещества веществ по условию задачи. Если веществ 1 дано по условию задачи, то вещество 2 – необходимо найти. То есть, если n2 – неизвестно (Х), то

Всего этого достаточно, чтобы учащиеся к концу 9 класса освоили решение основных типов задач [7].

Для отработки умения решать задачи я создала практикумы по теме «Металлы» [6]. В данной публикации представляю такой же практикум по теме  «Неметаллы», в котором также  прослеживается типология задач и указан способ решения. Приложение 1.

Работая с материалом практикума в режиме самостоятельного решения и индивидуального продвижения, учащиеся чувствуют уверенность и легко овладевают умением. Ценность такого дидактического материала заключается в том, что его можно использовать на дополнительных занятиях, элективных курсах и  на уроке при изучении свойств Неметаллов. Содержание позволяет быстро актуализировать способ решения, организовать индивидуальную работу, задает норматив оформления решения.

Литература:

  1. Можаев Г.М. Решение задач как средство развития мышления учащихся. Средняя школа Северного Казахстана , 2006, №1, с. 1-4
  2. Хомченко Г.П. “Задачи по химии для поступающих в ВУЗы”.
  3. Хомченко И.Г. “Сборник задач и упражнений по химии для средней школы”.
  4. Цитович И.К.; Протасов П.И. “Методика решения расчётных задач по химии”.
  5. Штрепплер Г.И., Хохлова А.И. “Методика решения расчётных задач по химии”. М.: Просвещение,2001.
  6. Практикум. Решение задач по теме "Металлы" http://festival.1september.ru/articles/571536/
  7. Структурно-графический способ решения задач по химическим уравнениям http://portfolio.1september.ru/work.php?id=579757