Классный час по теме "Толерантность"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели:

  • Развивать стремления быть терпимым в обществе людей;
  • Воспитывать коллективизм, интернационализм;
  • Способствовать развитию чувства доброты, милосердия, сострадания.

Ход мероприятия

1. У: Мы живём в замечательной стране, имя которой – Российская Федерация, или, коротко, Россия. Мы уважительно называем нашу страну Отечеством, потому что наши отцы, деды, прадеды, прадеды наших прадедов и их предки учились, работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений. Мы любовно называем нашу страну Родиной, потому что родились и живём в ней.

Мир, который окружает нас, бесконечен и многообразен. Вам известны такие понятия, как материальный мир и духовный мир?

(Высказывания детей)

У: Вещи, предметы, среди которых живёт человек, явления природы – это материальный мир. Духовный мир – это знания и информация, содержащиеся в книгах, произведениях искусства и кино, отношения между людьми.

Слышали ли вы такие слова, как добро, честь, справедливость, милосердие? Как объясните их значение?

(Высказывания детей)

А знакомо ли вам слово «толерантность»? Что оно означает?

2. Учитель читает стихотворение С. Маршака «Всемирный хоровод»

Стихи для ребят
Всех народов и стран:
Для абиссинцев
И англичан,
Для испанских детей
И для русских,
Шведских,
Турецких, немецких,
Французских
Негров, чья родина –
Африки берег;
Для краснокожих
Обеих Америк.
Для желтокожих,
Которым вставать надо,
Когда мы ложимся в кровать,
Для эскимосов,
Что в стужу и снег
Лезут в мешок меховой
На ночлег;
Из тропических стран,
Где на деревьях
Не счесть обезьян;
Для ребятишек
Одетых и голых –
Тех, что живут
В городах и селах…
Весь этот шумный,
Задорный народ
Пусть соберется
В один хоровод.
Север планеты
Пусть встретится с Югом,
Запад – с Востоком,
А дети – друг с другом!

Беседа по прочитанному

- О чем это стихотворение?

Дети. О том, что дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.

У. Почему все дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно?

Д. Чтобы не было войны на Земле и все жили счастливо.

(Слайд 2) Посмотрите на картинку: вороны черные и только одна белая, но им хорошо вместе.
Они весело танцуют и поют, и совсем неважно кто и какого цвета.

У. Сейчас в мире непростая обстановка. Во многих точках планеты идет война, гибнут люди, рушатся здания, страдают дети. Люди вынуждены покидать свои дома и убегать из родных городов, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней. Эти люди называются беженцами. Они приезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. С нами тоже может случиться беда, и мы вынуждены будем просить помощь. Давайте подумаем, чем мы можем помочь беженцам.

Д. Дать одежду, поделиться едой, игрушками, не обижать детей беженцев…

У. Во время Великой Отечественной войны, когда фашисты захватили русские города, многие россияне были эвакуированы на юг, куда война ещё не дошла. Их радушно принимали люди других национальностей: таджики, узбеки, грузины, армяне и др. Русским предоставляли жилье, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были не их национальности, с другим цветом глаз и кожи! И поэтому наша страна победила в тяжелой и страшной войне. Люди помогали друг другу, не давали погибнуть слабым, все вместе объединились против общего врага – фашистов. И вот через много лет ситуация повторилась. Только теперь люди с юга бегут на север, за помощью к русским людям. Ведь добрая русская душа ещё издавна была известна всем народам.

Если мы будем жить в мире со всеми людьми, то на Земле не будет войн, террористических актов.

А теперь давайте попробуем объяснить, что же обозначает слово «толерантность».

Высказывания детей.

Определение толерантности (Слайд 3-4).

Примеры толерантности (Слайд 5-6).

3. Толерантность в семье, школе.

В первую очередь, толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными?

Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки.

Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы закрашиваете кружок зеленым, если согласны с 1-м ответом, желтым – если со 2-м, и красным – если с 3-м.

  • Маленькая сестра сломала твою игрушку. (Слайд 7)
    1. Ты её прощаешь
    2. Ты грозишься, что сломаешь её игрушку
    3. Ты ударяешь её.
  • Ты поссорился со своим братом (Слайд 8)
    1. Ты попытаешься объясниться с ним
    2. Ты обижаешься и не разговариваешь с ним
    3. Ты злишься и мстишь ему.
  • Ты недоволен собой. (Слайд 9)
    1. Анализируешь свое поведение и стараешься исправиться
    2. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает
    3. Ты все сваливаешь на других.
  • Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими. (Слайд 10)
    1. 1.Ты идешь с ними гулять
    2. Ты ищешь повод, чтобы отказаться от прогулки
    3. Ты устраиваешь истерику

У. В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними? Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность. Продолжаем игру.

  • Саша живет в бедной семье, он плохо одет… (Слайд 11)
    1. Это неважно
    2. Ты делаешь ему замечание
    3. Ты подсмеиваешься над ним.
  • Пожилая женщина медленно идёт. (Слайд 12)
    1. Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь
    2. Вежливо ждешь ее, но думаешь: «Ползет, как черепаха»
    3. Ты отталкиваешь её, чтобы обогнать.
  • Маша приболела, пропустила уроки и во время ответа сказала, на твой взгляд, глупость… (Слайд 13)
    1. Ты понимаешь, что Маше надо помочь изучить новый материал и предлагаешь свою помощь
    2. Ты сочувствуешь
    3. Ты смеешься над глупым ответом.

Проявлять толерантность – это значит бережно относится ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, чтобы строить мирное будущее. Давайте продолжим игру.

  • Для того, чтобы больше не было войны. (Слайд 14)
    1. Нужно понимать почему она происходит.
    2. Ничего нельзя сделать.
    3. Меня это не касается
  • Когда говорят о детях, пострадавших от войны. (Слайд 15)
    1. Ты ищешь возможность проявить солидарность
    2. Ты об этом услышал и забыл
    3. Меня это не касается
  • Твой друг говорит что-то, а ты с ним не согласен. (Слайд 16)
    1. Ты всё-таки слушаешь его.
    2. Ты вежливо пытаешься перебить его.
    3. Ты не даешь ему говорить.
  • В классе ты уже ответил. (Слайд 17)
    1. Ты предоставляешь возможность ответить другим
    2. Тебе хочется отвечать ещё, ты настойчиво тянешь руку
    3. Учитель больше тебя не спрашивает, и ты выкрикиваешь правильный ответ.

4. Подведение итогов игры и урока.

Покажите свои «светофорики». Если у вас все кружки зеленые – вы очень толерантны, если есть желтые – вы не всегда ещё знаете, как правильно поступать, а если кружки – красные, то вы пока не очень толерантны, т.е. терпимы и добры к людям. Но вы не огорчайтесь, главное, чтобы вы поняли свои ошибки и старались быть более терпеливыми, снисходительными к людям, проявляли мягкость, милосердие, сострадание…

У. Заканчиваем наш урок толерантности. Что нового вы узнали из сегодняшнего урока? Что такое толерантность? Кто после этого урока стал по-другому относится к окружающим людям, товарищам?

Слайд (18-19)