Коррекционно-развивающие занятия по гармонизации эмоциональной сферы для детей и подростков "Солнечный круг"

Разделы: Школьная психологическая служба, Коррекционная педагогика


Пояснительная записка.

Арт-терапевтические методы используемые в нашем Центре “МОСТ” дают возможность раннего выявления несовершеннолетних группы риска развития эмоциональных и поведенческих нарушений и применения в отношении них программ раннего вмешательства, а также повышения эффективности лечебно-реабилитационных мероприятий. Кроме того, внедрение арт-терапии в Центре “МОСТ” способствует развитию у учащихся с ОВЗ различных психических качеств и свойств личности, имеющих большое значение для их успешной психосоциальной адаптации.

Положительные эмоции способствуют гармоничному течению жизненных процессов, негативные эмоции несут в себе деструктивную функцию, которая может изменить отношение школьника к учебной деятельности, влияя на его поведение. В некоторых случаях это приводит к установлению определенного рода негативного эмоционального состояния, которое в различной степени может отрицательно сказываться на основной деятельности воспитанника , так и на его общем психическом и соматическом состоянии.

Одного из проективных методов арт-терапии является создание циркулярных композиций – мандал. Слово мандала имеет санскритское происхождение и означает “магический круг”. Круг является символом планеты Земля, первичный символ единства и бесконечности.

Благодаря своей уникальной концентрической форме мандала является идеальной моделью для медитации, которая помогает расслабиться и подходит как для тех людей, которые раньше не медитировали, так и для тех, кто страдает от стресса, напряжений и неспособности концентрироваться. Во время рисования устанавливается контакт с внутренним “Я”, с интуицией и чувствами – будь то позитивные или негативные чувства, – которые могут нахлынуть на ребенка во время творческого процесса.

Таким образом, исчезает напряжение, ребенок успокаивается, улучшается состояние его внутреннего мира. При выборе цвета дети обычно более спонтанны, чем взрослые. Мы не должны забывать, что в детстве чувства выражать легче. Это происходит из-за того, что взрослыми движет разум, и они большое значение придают эстетическим критериям. Многие подростки, взрослые, которые впервые рисуют мандалу, подавляют как раз это открытое выражение чувств, раздумывают, как можно лучше расположить и выделить цвета, чтобы законченная работа получилась гармоничной и красивой. Но, когда творчество пробуждает Внутреннего Ребёнка, начинается сам процесс “исцеления”.

Мандалы – это нечто большее, чем просто рисунки, выполненные на бумаге, ткани или янтарном песке, это есть способ объединения того, что было разобщено в единое целое. Для подростка мандала – это не столько законченный художественный объект, а сколько способ обобщения и упорядочивания себя, своего внутреннего мира. Творческая работа с мандалой из-за её концентрической структуры привносит нужную энергию во внутренний мир ребенка и подростка для восстановления равновесия и спокойствия, чтобы он чувствовал себя таким же “круглым”, гармоничным и цельным, как мандала. Это указывает нам, на большую ценность мандал, как на активный арт-терапевтический метод в психокоррекционной работе педагога-психолога Центра “МОСТ”.

Цели коррекционно-развивающих занятий: гармонизация эмоциональной сферы; снятие внутреннего напряжения, нормализация поведения.

Задачи:

  • развивать произвольность поведения;
  • снять внутреннее напряжение, релаксация;
  • развивать коммуникативные умения и рефлексивные навыки;
  • развивать творчество;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • воспитать аккуратность.

Кооррекционно-развивающие занятия могут быть индивидуальные и групповые.

Время работы с одной мандалой 20–60 минут. Если ребенок или подросток устал, ему можно дать возможность продолжить работать с мандалой в следующий раз.

Возраст от 7 лет.

Критерии эффективности:

  • оптимизация личностных ресурсов, позволяющих адаптироваться в Центре.
  • развитие коммуникативных навыков, навыков рефлексии.
  • оптимизация волевых качеств детей и подростков.
  • адекватное выражение эмоций детей и подростков.

Для контроля эффективности программы используются следующие методы диагностики:
– метод наблюдений;
– экспертный опрос педагогов;
– дневник настроения для воспитанников; (Приложение 1.)
– методика “Волшебная страна чувств”. (Приложение 2.)

Основные правила работы психолога с ребенком при использовании мандалы.

  1. Выбор мандалы ребенок осуществляет самостоятельно.
  2. На одном занятии можно работать только с одной мандалой.
  3. Необходим использовать музыкальное сопровождение.
  4. Материалы для работы ребенок выбирает самостоятельно.
  5. Процесс разукрашивания ограничен по времени: для детей – по степени пресыщения работой.
  6. Психолог фиксирует состояние напряжения/расслабленности, связанное с процессом работы.
  7. После разукрашивания ребенок, подросток рассказывает о своих чувствах, переживаниях, доволен ли он своей работой. Заполняет дневник настроения.
  8. Затем проводится беседа психолога с ребенком о процессе работы и результате.
    – психолог спрашивает о чувствах и переживаниях ребенка по поводу работы над мандалой и его отношения к результату;
    – ребенок должен дать название своей мандале;
    – психолог выясняет ассоциации ребенка на каждый цвет мандалы и значение, которое придает ребенок символам в рисунке мандалы. Подсчитывается число символов, элементов мандалы(например, сколько кругов, звезд, секторов и т.д.).
  9. Работая с ассоциациями ребенка, психолог может определить его конкретную проблему.

Материалы: карандаши, фломастеры, краски, восковые мелки, пастель, песочница, песок, релаксационная музыка, фигурки для песка, природный материал, янтарный песок.

Использование мандалы как средства для релаксации и расслабления.[8] (Приложение 3).

Тематический план занятий.

№ п/п Тема занятия. Цели.
1. “Рисунок в круге”. Приложение 4. Рисунок 1. Диагностика актуального состояния. Научить ребенка работать с мандалой; снять эмоциональное напряжение.
2. “Цветочная поляна”. Приложение 5. Диагностическая. Изучить семейное окружение, личностного ресурса ребенка, снять эмоциональное напряжение
3. “Создание песочной мандалы”. Развитие способности к сосредоточению; сенсорная стимуляция; эмоциональная гармонизация и релаксация.
4. “Создание мандалы с помощью мазайки”. Рисунок 2. Развитие способности к сосредоточению, сенсорная стимуляция, накопление кинестетического опыта, эмоциональная гармонизация и релаксация.
5. “Безопасность”. Приложение 6. Развитие способности к сосредоточению; сенсорная стимуляция; эмоциональная гармонизация и релаксация
6. Песочная композиция на тему “Картина про меня” Диагностика эмоционального состояния в процессе коррекционной работы, диагностика внутреннего мировосприятия.
7. “9 маленьких мандал”. Приложение 7. работа с чувствами и эмоциями, расширение карты внутреннего мира ребенка, поиск ресурсов для создания ситуации успеха
8. “Зеркало” техника монотипия. Самовыражение в рисунке и моделирование конфликтной ситуации, развитие воображения и фантазии.
9. “Лабиринты моего Я”. Эмоциональная гармонизация и релаксация, поиск ресурсов
10. “Мои интересы и увлечения”. Самовыражение в рисунке, диагностика интересов и склонностей, поиск ресурсов
11. “Создание мандалы с помощью янтарного песка”. Рисунок 3. Рисунок 4. Развитие способности к сосредоточению; сенсорная стимуляция;
12. “Цветочная поляна”. Диагностическая, эмоциональная гармонизация и релаксация.
13. “Талисман”. Рисунок 5. Эмоциональная гармонизация и релаксация, актуализация личностных ресурсов.

Литература

  1. Алексеева М.Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя. Учебно– методическое пособие для учителя иностранного языка. М.:АПК иПРО, 2003.
  2. Грин Шиа Практический курс медитации для начинающих: 60 мандал для рисования и раскрашивания.– М.: АСТ; Астрель, 2007.
  3. Дерманов И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб.: 2002.
  4. Диагностика в арт-терапии. Метод “Мандала”. / Под ред. А.И.Копытина. – СПб.: Речь, 2002.
  5. Горбатенко О.Ю. Мандала как средство диагностики и коррекции детей младшего возраста.
  6. Зинкевич-Евсигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. – СПб.:Речь, 2004.
  7. Осипук. Э. Диагностические мандалы, используемые в консультативной практике (индивидуальный и групповой варианты). Газета Школьный психолог. №4, 2007, С. 20–28.
  8. Осипук Э. Психодиагностическая и психокоррекционная работа с детьми с использованием мандалы. Газета Школьный психолог. №4, 2007, С. 18–19.
  9. Понятовская-Замышляева Д. Медитативные игры с мандалой. Газета Школьный психолог. №4, 2007,С.29–31.
  10. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.9стандарты второго поколения). Малофеев Н.Н., Никольская О.С. Кукушкина О.И.– М.: Просвещение 2013.
  11. Кулагина И.Ю. Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития Человека. Учебное пособие. М., ТЦ Сфера 2004.
  12. Копытин А.И. Основы арт-терапии. – СПб., – 1999.
  13. Копытин А.И. Диагностика в арт-терапии. Метод “Мандала”. Учебное пособие. М.: Психотерапия. 2009.
  14. Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми. Речь., 2007.
  15. Копытин И.А., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. –М., Когнито-центр. 2007.
  16. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., Речь, 2008.
  17. Фопель К. Чтобы дети были счастливымы. Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста. М.: Генезис,2005.
  18. Штейнхард Ленор. Юнгианская песочная психотерапия.– СПб.: Питер, 2001.-320с.: ил. (Серия “Практикум по психотерапии”).
  19. Шевелёва Е.В. Арт-терапевтические возможности применения метода мандалы в психокоррекционной работе психолога. http://festival.1september.ru/articles/581409/
  20. Шевелёва Е.В. Авторская программа индивидуальных психокоррекционных занятий с подростками в кризисной ситуации, после травматического события. http://festival.1september.ru/articles/618378/

17.03.2014