Урок по теме «Цвет. Изготовление "Чудо-дерева"»

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Тема. Цвет. «Чудо-дерево».

Цели уроков по линиям развития:

  • Называть порядок цветов спектра. Иметь представление о дополнительных цветах, тёплых и холодных цветах.
  • Работать цветными карандашами, фломастерами. Согласованно работать в группе при выполнении коллективной работы «Чудо-дерево».
  • Эмоционально воспринимать произведения живописи, выражать своё отношение к ним.

Обязательный минимум содержания: порядок цветов спектра, дополнительные цвета, тёплые и холодные цвета.

Зрительный ряд: изображение спектра, изображения радуги, изображение пар дополнительных цветов.

Оборудование: презентация (Приложение), лист   ватмана,   с заранее нарисованным деревом, клей, нарисованные и вырезанные изображения птиц инструкционные карты по правилам работы с ножницами, цветные карандаши, ножницы, заготовки листьев. Учебник: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 1-й класс. – М.: Баласс, 2011.

Этапы урока

Содержание

действия учителя

действия учеников

формирование УУД

I. Актуализация знаний – Вспомните всё, что вы узнали нового о цвете.
– Из каких цветов состоит радуга?
– Какой цвет идёт в радуге перед зеленым? Какой – после синего?
– Назовите второй и последний цвета радуги.
– Что обозначают первые буквы стихотворения-подсказки? Расскажите и  назовите по порядку цвета радуги.
– Как вы понимаете, что такое насыщенность цвета и как можно её усилить.
– Я буду называть цвет, а вы –  дополнительный ему.

Желтый – …
Синий – …
Красный – …

– Для чего художники используют дополнительные цвета?

Слушают учителя и отвечают на вопросы.

Высказывают свое мнение.

Слушают учителя

Высказывают свое мнение

Познавательные действия
Отделять известное от неизвестного.
Регулятивные действия
Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.
Коммуникативные действия:
Высказывать свои мысли, вступать в беседу.
Личностные действия:
Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.
II. Поиск решения проблемы (открытие нового знания) – У радуги есть ещё один секрет. В каждой паре дополнительных цветов один цвет – тёплый, а другой – холодный.

– Попробуйте определить какой из них холодный, а какой – теплый. Объясните, почему вы так думаете.

Учитель демонстрирует детям пары дополнительных цветов:

Красный – зелёный
Оранжевый – синий
Фиолетовый – жёлтый

Отвечают (возможные варианты ответов):
– Красный – тёплый, зелёный – холодный, оранжевый – тёплый, синий – холодный, фиолетовый – холодный, жёлтый – тёплый.
– Красный, оранжевый и жёлтый цвета присутствуют в огне, солнечных лучах, от которых исходит тепло, а остальные цвета навевают прохладу. Синяя вода, фиолетовые тучи, из которых идёт холодный дождь, прохладная зелёная травка
Познавательные действия:
Отделять известное от неизвестного
Регулятивные действия:
Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.
Коммуникативные действия:
Слушать и понимать других.
Личностные действия:
Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.
III. Выражение решения проблемы – Так почему радугу называют чудом? «Радугу называют чудом, потому что,

во-первых…,
во-вторых…,
в-третьих…».

Необходимо использовать термин «тёплые и холодные цвета».

Высказывают собственное мнение. Познавательные действия:
Небольшой пересказ простого текста.
Регулятивные действия:
Работать по предложенному плану
Коммуникативные действия:
Слушать и понимать других.
Личностные действия:
Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.
IV. Применение знаний (продуктивные задания). Творческая коллективная работа
– Молодцы! А теперь приступим к творческой работе. Скоро в нашем классе вырастет настоящее чудо-дерево, на которое слетятся волшебные разноцветные птицы!
Смотрят Презентацию

Слушают звуки фазана

 

Познавательные действия:
– делать выводы
Регулятивные действия:
Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.

Коммуникативные действия:
Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.
Личностные действия:
Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

– Что вы узнали о фазане? Расскажите по плану:

1. Где он живет?
2. Чем питается?

– Как вы думаете, почему эта птица живет в более теплых краях?
– Посмотрите, как выглядит эта птица!

Отвечают на  вопросы, поверяют свои новые знания
Физкультминутка

– Сейчас на минутку превратитесь в прекрасных фазанов. Давайте попробуем показать, как они двигаются. Встаньте ровно, расправьте плечи. Повторяем вместе со мной.

Дети под музыку выполняют взмахи руками, имитирующие взмахи крыльев птиц: правая рука, левая рука, плечи, правая рука, левая рука, плечи, обеими руками (2 раза), затем правая, левая руки и поклон.
2. Выбор элементов композиции, материалов, инструментов, оптимальной технологии. Подготавливают рабочее место
Составление схемы «Звездочка обдумывания».

– Давайте подумаем, что нам необходимо сделать, чтобы наша композиция была красивой, аккуратной, технологически грамотной. В этом нам поможет «Звездочка обдумывания». Посмотрите на схему. В центре обозначим изделие, которое задумали выполнить, а от него, как лучи, отходят те элементы, которые влияют на качество и дизайн нашего проекта.

Составляют план  работы под руководством учителя
– Итак, давайте рассуждать вместе.
Мы решили сделать композицию (1); форма – прямоугольная (2); размер – большой лист (3); используем заготовки дерева и листьев(4); нам понадобится белая бумага, цветные карандаши, ножницы и клей (5); будем использовать цвета радуги (6); основные элементы композиции: дерево, птицы, листья (7).
Рассуждают

Смотрят презентацию

– Вспомните правила безопасной работы с ножницами (инструкционная карта). Проговаривают правила
3. Приготовьте выполненную дома птицу. Сейчас вы будете участвовать в создании общей композиции. Вот наше дерево без листочков. Мы его заранее подготовили.
– Как вы думаете, что нужно наклеить сначала – птиц или листья дерева?
– Почему?
Дают примерные ответы:

– Листочки.
– Они – часть дерева. Птицы прилетают и садятся поверх веток и листьев.

– Расположите  листочки на ветках. Дети располагают листочки на «ветках», обсуждая результаты, и когда найдут наилучшее их расположение, наклеивают листья.
– Подумайте, как расположите своих фазанчиков.
– Доработайте картину. Если необходимо, дополните ее.  Отдельными деталями.
В том же порядке располагаются и наклеиваются птички. Все этапы работы обсуждаются участниками работы. Выполняют.
V. Итог урока. Рефлексия. – Работа «Чудо-дерево» готова. Полюбуйтесь на результаты своего труда и оцените работу своей группы.
Вопросы группе:
– Что нужно было сделать?
– Удалось выполнить работу? Что ты сделал, работая в группе? Самостоятельно выполнял или кто-то помогал тебе? Кто помогал?
– Кто доволен своей работой? Что-нибудь хотели изменить в своей работе?
Что сейчас учились делать?
Рассматривают свои работы и оценивают.

Отвечают на вопросы

Учатся оценивать работу.

Познавательные действия: делать выводы, оперируя с предметами и их образами. Регулятивные действия: учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.
Коммуникативные действия:
– слушать и понимать других.
Личностные действия:
воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей;
– сознавать и называть свои личные качества и черты характера, эмоции, цели.