Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • учить правописанию гласных и–ы после ц в различных частях слова;
  • формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способа решения новой языковой задачи;
  • развивать навыки самоконтроля.

Оборудование:

  • учебник “Русский язык” 3 класс С.В.Иванов;
  • оформление доски;
  • схемы.

Ход урока

1 . Оргмомент.

2. Чистописание.

На доске:

Слово — самое сильное оружие человека. (Аристотель)

- Прочитайте высказывание древнегреческого философа Аристотеля про себя, вслух.

- Объясните смысл высказывания.

- Вы с этим высказыванием согласны? Почему?

- Запишите в тетрадь.

3. Введение нового материала.

- Назовите блок урока, в котором мы сегодня будем работать. (“Правописание”. В этом блоке мы учимся писать правильно, грамотно, без ошибок).

- Начнём с традиционной рубрики “Давай подумаем”.

- Вызывается ученик-помощник, который работают на доске, остальные работают в тетради. Запись в столбик.

Учитель диктует слова:

  • цыплята
  • птенцы
  • акация
  • цифра
  • цыган

- Прочитайте слова. Что объединяет эти слова? (Есть звук [ц])

- Сравниваем, как записали дети.

- Задание было одно, а ребята записали по-разному.

- Какое правило мы не знаем?

(В каких случаях нужно писать букву и? ы?)

- Попробуем сформулировать тему урока. (“Учимся обозначать звук [ ы] после звука [ц]”. Где можно проверить правильность сформулированной темы. Ребята открывают учебник на стр. 121. Открывается тема на доске.

Каждый поставьте для себя цель на данный урок.

- На доске и в учебнике даны 3 столбика слов:

цирк синицы секция
циркуль скворцы акация
цифра птенцы станция

- Работаем с 1 столбиком. Прочитайте слова. Запишите в тетрадь.

- Понаблюдайте за словами. Что вы заметили?

Построение схемы, основываясь на ответах детей.

- Работаем со 2 столбиком. Прочитайте слова. Запишите в тетрадь.

- Понаблюдайте за словами. Что заметили?

Построение схемы, основываясь на ответах детей.

- Работаем с 3 столбиком. Прочитайте слова. Запишите в тетрадь.

- Понаблюдайте за словами. Что заметили? Что общего?

Построение схемы, основываясь на ответах детей.

на – ция - и

- Попробуйте сформулировать правило, опираясь на схемы.

(в корнях слов после ц звук [ы] обозначается буквой и (примеры);

в окончаниях после ц пишется буква ы (примеры); в словах на – ция пишется буква и (примеры)

- Где можно подтвердить или опровергнуть наши предположения?

- Обратимся к рубрике “Тайны языка” (учебник стр.121)

- Прочитайте правило про себя, вслух.

- Что уже прозвучало на уроке? Что ещё нового вы узнали из правила? (Слова - исключения). Дополните схему.

- Составим алгоритм, как применить правило?

1. часть слова

2. слово-исключение?

3. на – ция – и

4. в ? – ы

Прочитаем алгоритм в учебнике. Верно составлен алгоритм?

4. Первичное закрепление

- Вернёмся к словам, которые писали в начале урока на доске и в тетради.

- Проверьте. Есть ли ошибки?

Ребята объясняют, доказывают.

- Ещё раз сформулируйте правило. В каких случаях мы пишем в словах после ц – и, ы?

Работа в парах. Учебник с.122 упр.1

Значок - велосипед - раб парах

- Чтобы выполнить задание к упр., что нужно сделать?

- Прочитайте задание.

- Расскажите, что вы будете делать?

- Ваши помощники?

Проверка с объяснением.

- В упр вам встретилось слова циклон и цилиндр. Что такое циклон? Где можно найти толкование слова? Зачитывает ученик в “Толковом словаре Ожегова”

- Что такое цилиндр? Объясняют, зачитывают и показ слайдов.

5. Самостоятельная работа.

Работа по учебнику стр.122 упр. 2

Выпиши только те слова, в которые нужно вставить букву и. Графически выдели орфограмму.

Проверка.

6. Итоги урока.

Подведём итог урока.

- Назовите тему урока.

- Каждый из вас на данном уроке ставил цель. Достигнута ли она была?

Домашнее задание:

  • работа в тетради “Пишем грамотно” с.33-34;
  • для любознательных - подберите однокоренные слова к словам-исключениям.