Урок русского языка по теме "Составление текста из предложений с заданным набором слов". 2-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 2


Возраст: дети от 7 до 9 лет (2 класс)

Тема: «Конструирование текста из предложений, составленных из заданного набора слов».

К учебнику «Русский язык» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина (Образовательная система «Школа 2100»)

Цели:

  • Обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся.
  • Развивать умения конструировать предложения из слов, расставляя их в определённом порядке, анализировать  структуру предложений.
  • Совершенствовать навыки работы с текстом.
  • Закреплять умения выделять признаки текста и отличать текст от набора предложений.
  • Развивать умения самостоятельной работы и самоконтроля.
  • Воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование: карточки с написанием словарных слов, картинки с изображением зайцев (русак, беляк, заяц маньчжурский и заяц-толай).

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Каллиграфическая минутка.

– Сегодня на уроке вспомним написание овалов и полуовалов, соединений с буквами О, о, С, с:

О  о  оОо  СоС   оСо   ом  ор  ко  до  Оп  От  Ос  са  Сы   ос  Св   Ся 

3. Словарный диктант.

– Показываю вам карточки с напечатанными словами, а вы догадайтесь, какие это слова:

За_ц, _зык, п_года, м_ро_, р_бота, ра__ка_, р_бина, н_ро_, т_гда, _пять, д_рога.

(Угадавший слово ученик выходит к доске, записывает слово на доске, подчёркивает «опасные» места, ставит ударение. Остальные дети прописывают в тетрадях)

4. Введение в тему урока.

– Отгадайте загадку:

Длинные ушки, раскосые глазки.
Очень трусливый и в жизни, и в сказке.
Прячется он от лисицы и волка.
Любимые блюда: капуста, морковка.
(заяц)

– Посмотрите на доску и определите цель урока.

(Сегодня на уроке мы будем учиться составлять предложения с опорой на картинки и с опорой на слова)

5. Развитие речевых и правописных умений.

Работа по учебнику.

– Откройте учебники на с. 75 упр. 100. Прочитайте задание про себя, теперь вслух.

– Прочитайте заглавие и первое предложение. (Кто он? Живёт в лесу симпатичный зверь.)

– Можно ли по заглавию и первому предложению догадаться, о ком пойдёт речь? (Нет)

– Прочитайте слова, записанные в столбики. Теперь мы можем сказать, о ком идёт речь? (О зайчике)

– Как вы догадались? (Названы предметы животного – глазки, ушки, хвост)

– Что вы знаете о зайцах?

– Зайцы распространены везде, кроме Австралии и Антарктиды, всего около 30 видов.

Отличаются длинными ушами, коротким поднятым хвостом, длинными задними лапами, что позволяет им передвигаться прыжками. Зайцы двигаются очень быстро: скорость их может достигать до 70 км в час.

Зайцы живут поодиночке или парами. В отличие от кроликов зайцы не роют нор, а сооружают гнёзда в небольших ямках. Зайчата рождаются развитыми, с шерстью и открытыми глазами, и мать остаётся с ними всего 5-6 дней, а затем лишь иногда прибегает к ним, вследствие этого много зайчат гибнет от врагов.

Зрение  у зайцев слабое, обоняние – хорошее, слух – превосходный. Беззащитность по отношению к многочисленным врагам (человек, хищные звери и птицы) делает их крайне осторожными и скрытными.

Весной самцы ожесточённо состязаются за самок: встают на задние лапы и бьют друг друга передними. При этом они теряют осторожность, и тогда их часто можно увидеть.

На территории России водятся русак и беляк, заяц маньчжурский и заяц-толай.

Зайцы

– Что нужно сделать со словами, записанными в столбик? (Составить из данных слов предложения)

– Прочитайте слова 1-го столбика. Составьте предложение.

(Испуганные круглые глазки блестят)

(Круглые испуганные глазки блестят)

(Блестят круглые испуганные глазки)

– Что произошло со словами? (Они поменялись местами)

– Сделайте вывод: как могут располагаться слова в предложении? (Слова в предложении располагаются свободно, они могут меняться местами)

– Прочитайте слова 2-го столбика. Составьте предложение.

(Дрожит короткий пушистый хвост)

(Пушистый короткий хвост дрожит)

– Прочитайте слова 3-го столбика. Составьте предложение.

(Торчат длинные ушки)

(Длинные ушки торчат)

– Прочитайте слова 4-го столбика. Составьте предложение.

(Серая тёплая шубка)

(Шубка тёплая серая)

– Что у нас получилось? (Получился текст)

– Докажите, что это текст. (Есть заголовок) (Состоит из нескольких предложений, которые связаны по смыслу) (Можно выделить начало, середину, конец)

– Повторите текст  про  себя. Кто хочет пересказать  вслух?

Самостоятельная работа.

– В тексте встретятся слова с трудным написанием, обратите на них внимание: испуганные, длинные.

– Напишите текст самостоятельно в своих тетрадях.

5. Итог урока.

– Чему учились на уроке? (Составлять тексты из предложений) (Составлять предложения из заданных слов)

– Всё ли было понятно?

6.  Домашнее задание и инструктаж.

– На с. 74  упр. 99. Нужно составить 3 предложения из слов, подчеркнуть «опасные» места в словах.