Тема: "Имя прилагательное"

Разделы: Начальная школа


Технологическая карта изучения темы «Имя прилагательное»

Учебный предмет

Русский язык

Класс

3

Тип урока

урок открытия нового знания

Технология построения урока

проблемно-диалогическая

Тема урока

Имя прилагательное

Цель урока

способствовать формированию общего представления учащихся о прилагательном как части речи

Задачи урока

Предметные задачи:

  • знакомство с грамматическими признаками имени прилагательного,
  • наблюдение за изменением форм имен прилагательных,
  • развивать умение определять род, число, падеж  имени прилагательного.

Метапредметные задачи: создать условия для развития у учащихся:

  • интереса к новому учебному материалу;
  • стремления к познавательной деятельности;
  • умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • навыков коммуникации (самостоятельно вносить необходимые коррективы в собственные действия в сотрудничестве с одноклассниками);
  • умения строить монологическое высказывание с использованием специальной терминологии;
  • умения работать с информацией (задавать вопросы, фиксировать информацию, полученную путем наблюдений, анализа текста, обобщать информацию в словесной, графической, табличной форме);
  • умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в парах, в группах

Индивидуальная

Книгопечатная продукция: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Петленко, В.Ю.Романова "Русский язык 3 класс"; 2008г.; М.И.Кузнецова "Пишем грамотно"

Технические средства обучения: компьютер,медиапроектор.

Экранно-звуковые пособия: презентация в Power Point «Прилагательное»

Ход урока

Этапы урока

Содержание урока

Формирование универсальных учебных действий

I. Организационный момент. Настрой на работу.

Учитель: Ребята! Сегодня замечательный весенний день! Охарактеризуйте свое настроение.

Дети: Радостное, солнечное, хорошее, веселое.

Учитель: Давайте постараемся сохранить хорошее настроение на весь урок, а еще лучше – на весь день.

Эпиграфом к нашему уроку я подобрала слова Л.Н.Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью».

– Верность этих слов великого классика мы и проверим сегодняшним уроком.

Личностные УУД: умение организовать себя на урок; формирование положительных мотивов учения, ценностные установки, нравственная ориентация

II. Актуализация знаний

Запись числа и классной работы

Прочитайте слова на доске: ВЕСЕЛЬЧАК, ВЕСЕЛЫЙ, ВЕСЕЛЬЕ, ВЕСЕЛИТЬ, ВЕСЕЛО

Учитель: Что объединяет все написанные слова?

Дети: Это однокоренные слова, корень весел-.

Учитель: Прочитайте еще раз записанные слова. Предлагаю игру «Выбывание». Исключите слово, которое отвечает на вопрос что делать?

Дети: Это глагол веселить

Учитель: Исключите слово, в котором звуков меньше, чем букв.

Дети: Я думаю, что это слово весельчак, в нем 9 букв и 8 звуков, так как ь не обозначает звука.

Учитель: Исключите слово, которое отвечает на вопрос как? весело

Учитель: Исключите слово, которое склоняется.

Дети: Это имя существительное веселье.

– А что мы знаем о существительном? (фиксируем на доску)

Учитель: Какое слово осталось?

Дети: Слово веселый отвечает на вопрос какой?  Это прилагательное, мы их уже встречали.

Учитель: Значит, какая сегодня тема урока?

Кто догадался? ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Тема нашего урока записана в учебнике на странице 79. Откройте учебники и прочитайте название темы . Какой блок изучаем?

Дети: Определяю я предметы,
Они со мной всегда приметны,
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.

Учитель: Каковы же главные задачи урока? Задайте вопросы к теме. Учащиеся предложили вопросы, учитель их зафиксировал на доске:

  1. Что такое прилагательное?
  2. На какие вопросы отвечает прилагательное?
  3. Что обозначает?
  4. С какой частью речи связаны прилагательные в предложении?
  5. Как изменяются прилагательные?

Каким членом предложения чаще всего бывают?

Учитель: На какие вопросы мы уже знаем ответ?

– А что еще предстоит узнать?

– Где вы на лесенке познания по этой теме, отметьте.

– Так на достижение какой цели будут направлены наши усилия? (Узнать, как изменяются имена прилагательные)

Какими средствами мы можем получить новые знания? (Спросить у учителя, прочитать в учебнике, найти в словаре или энциклопедии, совместная работа в классе)

Учитель: Начнем! Все наши наблюдения будем фиксировать на доске напротив вопроса. А если возникнут новые вопросы по ходу нашей работы, мы их допишем.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
  • уметь находить и выделять необходимую информацию;
  • уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других;
  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  • планировать свою деятельность на уроке;
  • определять последовательность действий на уроке.

Личностные УУД: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

III. Открытие нового знания

 

На прошлом уроке мы говорили, что прилагательное поясняет имя существительное. Как такая связь называется? Согласованием.

У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить.

– В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного? Как изменяются имена прилагательные?

Я предлагаю вам поработать в группах.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
  • уметь находить и выделять необходимую информацию;
  • уметь сравнивать, называя критерий для сравнения .

 Регулятивные УУД:

  • выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
  • отличать верно выполненное задание от неверного;
  • осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других;
  • допускать возможность различных мнений;
  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

а) Поиск решения

Групповая работа. Работая вместе, прислушивайтесь к мнению соседа, доказывайте своё. Ребята обсуждают проблему в группах, делают выводы и выступают у доски.

1 группа

Вопрос: Изменяются ли имена прилагательные по родам?

Задание: Составьте словосочетания существительное + прилагательное  с вопросом, используя их общий признак весёлый, высокий  

Запишите:

День(какой?)   ….        

Девочка (какая?)…..

Слово (какое?) ……

– Выделите окончание и основу у прилагательных.

– Что заметили?

Почему изменялись окончания?

От чего зависит род имен прилагательных?

Какой сделали  вывод?

2 группа

Вопрос: Изменяются ли имена прилагательные по числам?

Дуб высокий –

Сосна высокая –

Дерево высокое –

Укажите число имен существительных и прилагательных. Измените число и запишите получившиеся словосочетания, выделите окончания.

Сделайте вывод

У прилагательных выделить окончание и основу. Что заметили?

3 группа

Вопрос: Изменяются ли имена прилагательные по падежам?

Сравните эти словосочетания

Сочная трава – за сочной травой

Родное гнездо – из родного гнезда

1. Определите падеж имен существительных

– Что произошло с именем прилагательным? Какой вывод можем сделать?

Защита групп

1 группа

– Составили словосочетания существительное + прилагательное с вопросом, используя их общий признак.

День(какой?) весёлый                          Дуб (какой?) высокий

Девочка (какая?) весёлая                      Сосна (какая?) высокая

Слово (какое?) весёлое                        Дерево (какое?) высокое

– Что заметили? (основа одна, а окончания разные)

М.р. -ый, -ий   Ж.р. -ая, -яя, С.р.-ое, -ее

– Почему изменялись окончания? (потому, что имена сущ. разного рода) 

– От чего зависит род имен прилагательных? (от существительных)

Учитель: Какой сделали вывод?

Вывод: Прилагательные в словосочетании с существительным стоят в том же роде.

– Слова, какой части речи изменяются по родам, а какой не изменяются?

Учитель: Обратите внимание! У существительных род постоянный, а прилагательные по родам изменяются.

– Какой мы ставили вопрос? Изменяются ли по родам имена прилагательные?

– Ответили мы на него? (Да.)

– Что нам в этом помогло? (Наши наблюдения, знания, учитель)

– Где мы можем проверить наши выводы?

Сравните наш вывод с выводом, который дан в учебнике. (По учебнику стр. 80)

2 группа

– Какой был вопрос? (Изменяются ли по числам имена прилагательные?)

Задание: Укажите число имен прилагательных. Измените число и запишите получившиеся словосочетания, выделите окончания.

Дубы высокие –

Сосны высокие –

Деревья высокие –

Учитель: Как вы определяли число имен прилагательных?

Вывод: Число имен прилагательных определяются по существительному, к которому прилагательное относится.

Учитель: Признаки рода и числа у прилагательного непостоянные, так как одно слово может быть в форме м.р., ж.р., ср.р., и мн.ч.

Учитель: Определите род имен прилагательных во мн.числе?

Запомни! У прилагательных множественного числа род не определяем.

– Какой был вопрос? Ответили мы на него? Что нам помогло ответить на вопрос?

3 группа

Задание: Сравните эти словосочетания

Сочная трава – за сочной травой

Родное гнездо – из родного гнезда

– Что произошло с именем прилагательным? Какой вывод можем сделать?

– Имя прилагательное стоит в той же падеже, что и имя существительное, от которого оно зависит.

– Какой мы ставили вопрос в начале урока? (Как изменяются имена прилагательные?) Ответили мы на него?

– Где мы можем проверить наши выводы? (учебник стр. 81)

– Что нового узнали?

– Что помогло нам ответить на вопросы? (наши наблюдения, знания, учебник, учитель.)

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике;
  • ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
  • овладевать умением искать и выделять  необходимую информацию;

Коммуникативные УУД: Высказывать своё мнение, выслушивать мнения других.

б) Составление алгоритма

Учитель: чтобы работать быстро и верно, составим алгоритм определения рода, числа и падежа  имени прилагательного

  1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.
  2. Определить род, число и падеж имени существительного.
  3. По роду, числу и падежу имени существительного определить род, число и падеж имени прилагательного.

– О чём мы ещё не сказали?

Помни: Род имён прилагательных определяется только в единственном числе.

Изменение имен прилагательных по родам, числам и по падежам называется склонением.

 

 

 

 

Упр.1, стр. 81 (устно игра)

Если прилагательное женского рода, то встают девочки, если мужского, то встают мальчики, а если среднего, то все сидят.

Спелая груша, крупный картофель, золотая пшеница, соломенное кашпо, холодное молоко, горячее какао.

 

Физкультминутка  «Дождик»

Рубрика «Говори правильно»

Мама купила красив… тюль.

На полке стоит детск… шампунь.

Тюль, шампунь – м.р.

Работаем с планшетами, обосновывают свой ответ (Доп.сведения: второе значение слова тюль Тюль – город во Франции)

Личностные УУД: Учебно-познавательный интерес к новому  учебному материалу и способам решения новой задачи.

IV. Первичное закрепление

Работа в парах.

Упр. 3, стр. 82

Прочитай текст. Выпиши выделенные имена существительные с зависимыми  именами прилагательными. Отметь главное слово в словосочетаниях, поставь вопросы к прилагательным. Укажи род, число и падеж имен прилагательных, отметь их окончания.

В сказочном городе – м.р., ед.ч., П.п.

Голубую шляпу – ж.р., ед.ч., В.п.

Зелёным галстуком – м.р., ед.ч., Т.п.

Яркие краски – мн.ч., И.п.

По сказочному городу – м.р., ед.ч, Д.п.

Личностные УУД: Учебно-познавательный интерес к новому  учебному материалу и способам решения новой задачи.

Познавательные УУД: осуществлять анализ учебного материала.

V. Самостоятельная работа.

Дифференцированная работа: 

А теперь, ребята, я предлагаю потрудиться самостоятельно каждому из вас.

Карточка 1

Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу прилагательные и напиши текст. Укажи род число и падеж прилагательных, выдели окончания.

Ёлка.

…   ель росла  в   …   лесу. С ветки на ветку прыгала  …  белка. Под …  ёлкой бегали  зайцы, лисы и волки. Дятел угощался  её    …   шишками.

Проверка: учитель.

Карточка 2

Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу прилагательные (используй слова для справок) и напиши текст. Укажи род, число и падеж прилагательных, выдели окончания. Проверь по ключу.

Ёлка.

…   ель росла  в   …   лесу. С ветки на ветку прыгала  …  белка. Под …  ёлкой бегали  зайцы, лисы и волки. Дятел угощался  её    …   шишками.

Слова для справок:  дремучем, рыжая, высокая, вкусными, зелёной.

Проверка: самоконтроль.

Карточка 3

Прочитай текст. Спиши. Подчеркни прилагательные, обозначь их  род, число и падеж. Выдели окончания.

Ёлка.

Высокая  ель росла  в дремучем лесу. С ветки на ветку прыгала рыжая  белка. Дятел угощался  её вкусными  шишками.

Проверка по ключу.

Личностные УУД: Стимулировать и развивать любознательность, потребность в познавательной информации.

Регулятивные УУД:

  • работать по алгоритму;
  • высказывать свое предположение; отличать верно, выполненное задание от неверного;
  • осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

VI. Домашнее задание.

Стр. 82. Денис утверждает.

 

VII. Итог урока. Самооценка. Рефлексия  учебной деятельности на уроке.

– Какая была тема урока?

Учитель: Расскажите об имени прилагательном от его имени.

Дети: Я – часть речи. Я отвечаю на вопросы: какой? – забавный; какая? – добрая; какие? – веселые; какое? – высокое; чьи? – заячьи.

– Я обозначаю признаки предметов. Я изменяюсь по родам, числам, и по падежам. Мой род определяется только в единственном числе. В предложении я чаще всего бываю второстепенным членом предложения (определением).

У нас получилась очень подробная характеристика. Вы молодцы!

– Достигли  поставленной цели?

– Можно ли сказать, что сегодняшний урок продвинул нас на 1 ступень по лестнице знаний?

– Возьмите лесенку знаний. Дайте оценку своим знаниям.

Учитель: Итак, наш урок подошел к концу. Мы говорили сегодня об именах прилагательных. Воспользуемся ими и дадим характеристику нашей работе с их помощью.

Дети: Урок был интересный, содержательный, полезный, добрый, дружный. познавательный развивающий, плодотворный, удачный.

Ученики были активные, думающие, работоспособные, внимательные, дисциплинированные.

Настроение хорошее.

– Урок закончен. Осталось поставить последнюю точку. Давайте поразмышляем, что дал вам этот урок, что вы вынесли из него, с какими чувствами покидаете класс?

– Какими словами описали бы вы своё состояние после урока, вернёмся к эпиграфу: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.»

Каждый по-своему воспринял сегодняшний урок: кого-то он порадовал, кто-то остался им недоволен, кому-то надо поработать над собой.

Оцените свою работу цветом. Выбери свой цвет:

  • Красный – отлично
  • Синий – хорошо
  • Желтый – удовлетворительно

Благодарю всех за активную работу на уроке.

Личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

  • осуществлять самоконтроль
  • давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;
  • выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

Коммуникативные УУД:уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: давать эмоциональную оценку  своей деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками.