"Развитие критического мышления". 7–8-е классы

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (479 кБ)


Уроки разработаны на основе Технологии развития критического мышления. Основа технологии – трёхфазная структура урока (вызов, осмысление, рефлексия).

Суть первой стадии – пробуждение у учащихся интереса к получению новой информации. Сначала каждый ученик вспоминает все, что знает по проблеме, затем происходит обмен информацией. Ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.В результате обсуждения формулируется цель урока. На второй стадии – осмыслении, ученики решают задачи, помогающие им: получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями. Эта стадия предусматривает активную работу со схемами, с текстом. Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является: обобщение полученной информации, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Применение описанной выше технологической модели соответствует реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, позволяет создать на уроках истории и обществознания условия для успешной самореализации школьников, развития их индивидуальных способностей.

Список литературы:

  1. Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. Теория обучения в информационном обществе. М.: Просвещение, 2011.
  2. С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.

Тип урока: Введение в курс.

Цели урока:

  1. Воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности.
  2. Содействие становлению социального поведения, формированию способности к личному самоопределению
  3. Формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нём.
  4. Овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, анализировать полученные данные
  5. Освоение учащимися способов познавательной и коммуникативной деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.
  6. Формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для осуществления гражданской деятельности, развития межличностных отношений; для соотнесения собственного поведения с нравственными ценностями и нормами поведения.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование и углубление представлений о уникальности каждого человека, о единстве в нём биологического и социального;
  • определение факторов, влияющих на становление личности в обществе;

Развивающие:

  • развитие навыков анализа и мотивация к самостоятельному анализу социальной информации;
  • обучение навыкам выявления причинно-следственных связей;
  • мотивация к самостоятельному выявлению проблем и по­иску способов их решения;
  • обучение способам получения и анализа новейшей инфор­мации.
  • развитие навыков критического чтения, осмысления и ана­лиза;
  • формирование навыков внесения конструктивных предло­жений;

Воспитательные:

  • развивать умение формулировать собственную позицию по жизненно важным проблемам
  • создавать условия для личностной рефлексии

Содержательные элементы: Человек, индивид, индивидуальность, личность. Биосоциальная сущность человека. Этапы социализации. Поиск смысла жизни. Человек и общество. Правовой статус человека. Науки, изучающие человека и общество.

Результаты:

Личностные:

  1. Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной жизни.
  2. Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны
  3. Ценностные ориентиры, основанные на уважении к правам и свободам человека как высшей ценности

Предметные:

  1. Относительно целостное представление об обществе
  2. Знание базовых понятий школьного курса «Обществознания»
  3. Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения основных социальных ролей в пределах своей дееспособности
  4. Умение находить нужную социальную информацию в различных источниках, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей, давать оценку процессам, происходящим в обществе
  5. Приверженность к гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности.
  6. Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.

Метапредметные:

  1. Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность
  2. Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций
  3. Овладение различными видами публичных выступлений и следование этическим нормам
  4. Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности

Используемые интерактивные технологии, методические приемы:

  1. «Мозговой штурм»
  2. Составление кластера
  3. Составление сравнительной таблицы
  4. Беседа «Ваши предположения»
  5. Синквейн, ПОПС-формула

Кластер. Последовательность действий проста и логична: написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы, записать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы, по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждой из «веточек» в свою очередь тоже появляются «веточки», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данной темы.

Приём ПОПС (позиция, обоснование, подтверждение, следствие) помогает высказывать аргументированную точку зрения, как автора документа, так и самого ученика. Предлагается прочитать документ, выделить основную мысль, начиная её словами «Я считаю, что…». Далее следует обоснование: « Потому что…». Подтверждается эта мысль словами из текста: «Я могу это подтвердить…», делается вывод: «Следовательно…». Вывод не должен противоречить первому высказыванию, но может его в чём-то повторить. Синквейн - стихотворение, состоящее из пяти строк. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Оснащение урока:

  • УМК под редакцией Боголюбова Л.Н.;
  • Компьютер, презентационное оборудование, компьютерная презентация.

Вводный урок. Обществознание. 7 класс.

Этап урока Действия учителя Действия ученика Приём Время
Стадия вызова Формулирование проблемы: «Что меняется в жизни человека, при достижении возраста 14 лет?» Мозговой штурм, составление кластера 5-7 минут
Стадия осмысления Работа над понятиями: паспорт, гражданин, государство, право- и дееспособность, права и обязанности. Определение понятий беседа 30 минут
  Вспомните, какие вопросы мы обсуждали в 6 классе? Участие в беседе беседа
  Как вы думаете, что может быть включено в программу 7 класса? * предположение
  Давайте сопоставим ваши предположения и содержание оглавления учебника 7 класса * беседа
  Какие рубрики учебника и чем именно помогали нам учиться? (Вспомни. Обсудим вместе. Поэтическое слово. Жил на свете человек. Путешествие в прошлое. Проверь себя. В классе и дома. Словарь. Заключение) * составление кластера
  Какие новые рубрики появились в учебнике 7 класса? Почему? * беседа
  Что может вам помочь, кроме учебника, разобраться в курсе обществознания? дополнить кластер составление кластера
  В 7 кл. вы продолжите изучать не только курс обществознания, но и курс истории. Сравните. Участие в беседе, заполнение таблицы Составление сравнительной таблицы
Стадия рефлексии Составление синквейна (напомнить правила)Как вы думаете, где могут пригодиться ваши знания? Обществознание – это… синквейн 5-7 минут
Домашнее задание   Чтение вводной статьи учебника    

Вводный урок. Быть личностью. Обществознание. 8 класс.

Этап урока Действия учителя Действия ученика Приём Время
Стадия вызова Изложение притчи о баснописце Эзопе и рабовладельце Ксанфе, формулирование вопросов Анализ текста, ответы на вопросы ПОПС-формула 7-10 минут
Стадияосмысления Давайте попытаемся ответить на вопросы.
Кто я?
Какой я?
Зачем я?
Почему я такой?
Участие в беседе, составление кластера; ранжирование факторов, влияющие на становление личности, составление диаграммы, сопоставление результатов с данными в рабочей тетради (тема 1, задание 5, стр. 6) Кластер «Простые вопросы»; составление диаграммы 25-30 минут
  Как вы думаете, на каком этапе жизни человек начинает задумываться над подобными вопросами?
Выделяют три этапа становления человека: адаптация, индивидуализация, интеграция. Предположите, что подразумевают эти стадии?
Участие в беседе, заполнение таблицы в рабочей тетради (тема 1, задание 4, стр. 6);
работа с текстом учебника
Сравнительная таблица
Предположения.
Стадия рефлексии Проанализируйте текст. Мы начали урок с притчи об Эзоп и Ксанфе и завершаем высказыванием И. Канта. А теперь дайте свой вариант ответа. Личность - это Анализ текста, ответы на вопросы.Составление синквейна. ПОПС-формула
синквейн
7-10 минут
Домашнее задание   Прочитать параграф 1, ответить на вопросы. Рабочая тетрадь .    

Приложение.