Проект "Природу любим, охраняем – свое здоровье укрепляем"

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность:

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе ее вопросы традиционного взаимодействия с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя, а для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья.

Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас? В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, который часто запоминаются на всю жизнь.

Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. В этом убеждают нас биографии многих ученых – естествоиспытателей (К. А. Тимирязева, И. В. Мичурина) писателей, художников и композиторов (А. С. Пушкина, М. Пришвина, И. Левитана, П. Чайковского и т. д.).

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в них сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания.

Цель. Показать роль природы в жизни и деятельности человека; раскрыть, что человек и природа – единое целое; воспитывать заботливое бережное отношение к природе как источнику красоты и доброты.

Задачи.

  • Обобщить и систематизировать знания детей о здоровом образе жизни.
  • Способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
  • Создать условия для понимания того, что человек должен бережно и гуманно относится к среде обитания: экономно расходовать то, что в ней есть, защищать и охранять природу.
  • Воспитывать бережное отношение к животным и растениям.
  • Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках, поделках и стихах.
  • Вовлечь родителей в работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

Начало реализации проекта.

Основополагающий вопрос: Может ли человек быть здоровым с нездоровой природой?

Проблемные вопросы:

  • Что такое охрана природы?
  • Почему необходимо соблюдать правила поведения в природе?
  • Почему с каждым годом усиливается загрязнение воды, воздуха, почвы?
  • Какие факторы улучшают здоровье человека, а какие – пагубно на него влияют?

Дети затрудняются ответить на вопросы.

После проведения бесед с детьми высветилась проблема – недостаток у детей знаний по экологическому воспитанию и влияние загрязнения экологии на здоровье человека.

Проблема для детей. Что и как нужно делать, чтобы природа и люди были здоровы?

Участники проекта. Дети подготовительной группы, родители.

Тип проекта. Краткосрочный, творческий.

Этапы проекта.

  1. Подготовительный.
  2. Основной.
  3. Заключительный.
  4. Презентационный.

Ожидаемые результаты проекта.

  • Повышение уровня знаний по экологии у детей.
  • Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей.

Формы работы по реализации проекта.

  • Наблюдения и экологические экскурсии и занятия.
  • Создание видеофильмов, презентаций.
  • Познавательное чтение.
  • Продуктивная деятельность, создание плакатов, проектов, выпуск газет.
  • Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.
  • Инсценировки и театрализации.
  • Выступление агитбригады.

План реализации проекта.

Подготовительный этап.

  • Беседа с участием детей и родителей, “ Экологическая культура и экологическое здоровье”; анкетирование родителей на данную тему.
  • Подбор материала, книг, открыток, игр.

Цель.

  • Обсудить цели и задачи проекта.
  • Сформировать интерес родителей для создания условий по реализации проекта.
  • Вызвать познавательный интерес к окружающему миру и природе, как фактору, влияющему на здоровье.

Основной этап.

Оформление книжной выставки по теме.

Беседы с детьми на темы: Что такое экология?

Наблюдение в природе: “Птичья столовая”, “Красота зимней природы” и т.д.

Проведение экологических занятий: “День Защиты Природы”, “День Земли”, “День птиц”; использование экологических физкультминуток.

Проведение экологического развлечения “Береги красу Земли”.

Занятия спортом на свежем воздухе.

Выставка рисунков “Природа глазами ребёнка”.

Оформление плакатов, папок – передвижек: “Зима”, “Весна”, “Лето”, “Осень”.

Оформление дидактических игр и атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

Чтение книг, просмотр слайд программ “Красная книга”, “Сохраним природу Земли”. “Я и природа”, “Охраняя природу – мы сохраняем свое здоровье”.

Создание напоминающих знаков “Будь природе другом”.

Оформление альбома “ Береги природу”.

Конкурс чтецов “Зимушка – Зима”.

Работа с родителями.

Консультация “Прогулка на природу” (памятка родителям), “Природа и здоровье”.

Оформление газет, презентаций, выставка семейных работ – “Здоровье и природа” фотовыставка – “Как вы укрепляете своё здоровье?”

Приобретение семян для озеленения участка, посадка рассады.

Трудовой десант.

Показ сказки родителями “Колобок” на новый лад.

Походы в лес, на природу.

Цель.

  • Формировать экологические представления.
  • Воспитывать у детей экологическую культуру, бережное отношение к природе.
  • Закрепить знания, полученные на занятиях.
  • Формирование потребностей и навыков здоровье сберегающего поведения.
  • Проведение субботника с родителями “Сделаем участок чистым!”.

Заключительный этап.

Подготовка агитбригады.

Цель.

Через разные формы деятельности раскрыть ценностную значимость своего личного участия в защите окружающей среды и сбережении своего здоровья.

Рисование эмблем, агитационных плакатов, знаков об охране окружающей среды, пошив головных уборов для участников агитбригады, составление конспекта, создание презентации.

Презентационный.

Выступление агитбригады.

Цель.

  • Дать представление детям младших групп, что природа и здоровье единое целое.
  • Приобщать детей к охране природы.

Заключение.

После проделанной работы провела с детьми обобщающую беседу. Выяснила: дети имеют представление об экологии, понимают, что человек должен бережно и гуманно относится к среде обитания: защищать и охранять природу, животных. Человек использует факторы природной среды (землю, воздух, воду, растения и животных) для укрепления и охраны здоровья.

Дети стали больше знать о способах сохранения и укрепления здоровья, изменилось отношение самих ребят к своему здоровью

Полученные результаты:

Сборник стихов и загадок “Музыка природы”.

Семейные газеты “Природа как источник оздоровления нашей семьи.

Альбом рисунков “Отдых на природе” и напоминающих знаков “Будь природе другом”.

Презентации по экологии: “Кто и зачем живёт на Земле?”, “Красная книга”, “Береги природу”, “Не отнимайте солнце у детей”, “Родные просторы”, “Плывут туманы белые”, “Сохраним природу Земли”.

Консультации для родителей "Здоровье ребенка в наших руках”, “Прогулка на природу” (памятка родителям).

Планирование на будущее.

Планирование дальнейшей работы: “Экологические тропинки”.

Озеленение территории детского сада.

Создание “Книги добрых дел”.

Цель. Объединить деятельность педагогов, детей и родителей по экологическому воспитанию и укреплению здоровья.

3.02.2014