Игра-путешествие по теме "Осенние изменения в живой и неживой природе"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)

Загрузить презентацию (939 кБ)

Загрузить презентацию (322 кБ)


В прошлом учебном году мы рассказывали об игре - путешествии для начальной школы по правилам дорожного движения. Сегодня хотим поделиться своим опытом по проведению игры «Осенние изменения в живой и неживой природе»

Цели игры-путешествия:

  • Обучающие - сформировать представления о признаках осени , о жизни растений и животных; проследить влияние изменений в неживой природе на живую; познакомить с многообразием растений и животных леса;
  • Развивающие – продолжить формирование умений самостоятельно проводить наблюдения за сезонными изменениями в природе; развивать наблюдательность, внимание, память, логическое мышление, самостоятельность, творческое воображение;
  • Воспитывающие – объяснить необходимость выполнения правил поведения в природе; воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать эстетические чувства, умение наслаждаться природой; раскрыть творческие возможности детей, уметь работать коллективно в группах, соблюдать правила взаимопомощи, дружбы, ответственности за свою команду.

Оборудование: знаки «Правила поведения в природе», маршрутные листы, корзинка с листьями различных деревьев, следы зверей, листы для творческих работ команд, презентации на станциях, грамоты для награждения команд.

Подготовительная работа.Заранее обдумывается и выбирается маршрут, названия станций, дифференцируемые задания и презентации на станциях. До игры проводятся экскурсии в лес, парк. Именно в лесу, парке удобнее всего понаблюдать за осенними изменениями в природе, в жизни животных и растений. До места предстоящей экскурсии целесообразно идти пешком, чтобы затем можно было сравнить признаки осени в городе и в лесу, парке.

Заранее объявляется детям о предстоящих экскурсиях и о заданиях, которые будут выполнять ребята на игре-путешествии.

Игра – путешествие «Такая разная осень».

ХОД ИГРЫ:

Игра проводится для учащихся начальной школы. Проходит в три этапа:

- Организационный;

- Основной;

- Подведение итогов, награждение.

1 этап

 Построение команд. Получение МАРШРУТНЫХ ЛИСТОВ. Знакомство с правилами проведения игры.

2 этап

Каждая команда проходит пять станций. Последовательность прохождения станций согласно маршрутному листу. Тематика станций разделена на две возрастные группы: 1-2 классы, 3-4 классы.

1-2 классы:

- Где зимуют насекомые;

-Растения осенью;

-Животные осенью;

-Загадки об осени;

- Листопадная (командная поделка из листьев);

3-4 классы:

- Осенний листопад;

-Поэтическая осень;

-Народные приметы;

- Царство грибов;

- Листопадная (командная поделка из листьев);

 На каждой станции учащихся знакомят с интересным материалом по теме станции. Объём информации, представленной учащимся, не ограничивается рамками учебной программы, а гораздо шире и познавательнее. Учитель, отвечающий за определённую станцию, использует презентацию, интерактивную доску. В конце прохождения станции учащиеся выполняют задания: отгадать кроссворд, ответить на вопросы, собрать пазл и т. д. За задание дети получают листик-бонус:

  • Красный - «отлично»;
  • Жёлтый- «хорошо»;
  • Зелёный - «удовлетворительно».

Бонусы наклеиваются на дерево, изображённое на обратной стороне маршрутного листа. Побеждают те команды, которые больше набрали красных листьев- бонусов.

К проведению игры привлекаются учащиеся старших классов. Они являются кураторами команд, вместе с детьми проходят весь маршрут, но к участию в испытаниях не допускаются.

3 этап

Все команды собираются в актовом зале, где для команд, закончивших игру, проводятся разнообразные конкурсы.

Жюри подсчитывает бонусы каждой команды. Заполняет, заранее подготовленные грамоты.

 Объявление и награждение победителей.

Пример маршрутного листа

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
команды 3 класса «Д» ГБОУ СОШ № 777 (к. 4) в игре – путешествии «Такая разная осень!» 

9.30-9.35 - Построение команд на 2 этаже. Старт игры.
  ВРЕМЯ НАЗВАНИЕ СТАНЦИИ КАБИНЕТ
1 9.35-9.45 Царство грибов. 11
2 9.45-9.55 Поэтическая осень. 18
3 9.55-10.05 Осенний листопад. 16
4 10.05-10.15 Народные приметы. 19
5 10.15--10.25 Листопадная. 13
Общий сбор в актовом зале. Подведение итогов. Награждение команд.
Ж Е Л А Е М  У Д А Ч И !
 

Пример беседы учителя с учениками на одной из станций

Где зимуют насекомые?

Беседа учителя с детьми.

Учитель: Ребята, на какой станции вы сейчас находитесь? / Дети отвечают./

А кто такие насекомые, и каких насекомых вы знаете? / Дети отвечают. /

Учитель: Да, ребята, насекомые - это самые многочисленные представители царства животных на нашей планете. Их более 2-х млн. видов. Они обитают в почве, на земле, в воде, в воздухе – везде. Как же переживают они зиму и спасаются от стужи известные вам насекомые?

Оказывается, большинство взрослых насекомых в наших краях вообще не доживают до зимы. Одни из них живут день-другой, другие – один-два тёплых месяца, а некоторым ни мороз, ни снег не страшны.

Рисунок 1 №1. Посмотрите на таблицу. Вот, тихо сидят на травке пёстрый летний мотылёк и бабочки. Дождевые капли обтрепали яркие крылышки и стёрли пыльцу. Они сидят неподвижно. Если мы до них дотронемся, они не пошевелятся, словно погрузились в глубокий сон. Пройдёт день-другой, и высохшее тельце бабочки, словно осенний лист, упадёт на землю. Но это ещё не конец. (Далее рассказ учителя сопровождается демонстрацией объектов на большом плакате). Где-то в основании сухой веточки сложены зелёные яички бабочки. Им не страшен сильный мороз. А ещё иногда среди январской стужи в комнате вдруг запляшет на окне красавица-бабочка. Ещё осенью она спряталась где-то между рамами. Если поставить в комнате блюдечко с подслащенной водой, бабочка может прожить до весны. А некоторые другие виды бабочек забираются в кучи сухих листьев или хвороста и, уснув там, переживают зиму.

Рисунок № 2. А где-нибудь в трухе старого пня можно найти уснувших до весны толстого мохнатого шмеля и чёрно-жёлтую осу. У шмелей и ос до весны доживают только самки. А у рыжих диких пчёл выживает только будущее потомство – яички, отложенные в стеблях ежевики.

Рисунок № 3. Божьи коровки летом живут поодиночке и не обращают друг на друга никакого внимания. Осенью эти жучки в несчётном количестве, словно по приказу, скапливаются среди сухой листвы в каком-нибудь одном месте. А если разрыть зимой муравейник, не найдёшь ни одного муравья. Все они собрались на полутораметровой глубине в особой зимовочной камере. На такой глубине земля никогда не промерзает. Ещё осенью настойчиво пытаются проникнуть в дом мухи.

Весной в природе первыми появляются перезимовавшие зиму взрослые насекомые. Откуда насекомые узнают о предстоящей зиме? Точно ответить никто не может. Их организм сам, как бы автоматически, переключается на подготовку к зиме.

А сейчас мы посмотрим, как хорошо вы запомнили места зимовок насекомых? / Учитель показывает карточки с изображениями насекомых, а дети размещают их на большом плакате./

Рисунки-таблицы