Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности "Социальная поддержка воспитанников детского дома-школы"

Разделы: Внеклассная работа, Социальная педагогика


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность дополнительной образовательной программы «Социальная поддержка воспитанников детского дома-школы» обусловлена схематичностью или отсутствием специальных программ для работы социального педагога детского дома-школы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Программа  направлена на социально-педагогическую поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Особую остроту эта проблема приобретает в условиях детского дома-школы, где в силу специфики учреждения у детей повышается риск дезадаптации воспитанников, объективно развивающейся в отсутствии семейного воспитания, поддержки со стороны семьи и, соответственно, ограниченности конкретного опыта социального поведения в различных жизненных ситуациях.

Направленность программы: социально-педагогическая.

Период создания, апробации и корректировки программы: 2005-2013 годы.

Возраст обучаемых: 16-18 лет, 9 выпускные классы государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Срок реализации программы – 1 год.

Количество учебных часов: 12 часов.

Необходимость составления дополнительных образовательных программ регламентируется Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г (вступил в законную силу с 01.09.2013 г.).
Дополнительная образовательная «Социальная поддержка воспитанников детского дома-школы» разработана с учетом опыта работы с воспитанниками образовательных учреждений интернатного типа. Программа разработана на основе одноименной дополнительной образовательной программы (автор – Бихерт Г.М., 2004 г.) – программы-дипломанта республиканского конкурса инновационных проектов республиканской выставки «Школа – 2005» (ГАОУДПО (пк) С РК «КРИРО»), программы-победителя республиканского конкурса на лучшие образовательные и воспитательные программы по работе с детьми, оставшимися без попечения родителей (ГУ РК «РЦППРиК», 2008 г.). Кроме того, при создании программы были использованы:

  • методические материалы о социальной поддержке воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе методическое пособие – Семья Г.В. Выпускник: Справочное пособие к постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. – М., 1999;
  • соответствующие нормативно-правовые документы;
  • психолого-педагогические диагностические методики и материалы для определения профпригодности при выборе профессии;
  • информационные материалы об образовательных учреждениях среднего профессионального образования Республики Коми.

Цель программы: формирование готовности воспитанников детского дома-школы к самостоятельному жизнеустройству и трудоустройству после выпуска из детского дома-школы (после окончания учёбы в образовательных учреждениях среднего профессионального образования) через организацию занятий.

Задачи – способствовать формированию умений воспитанников выпускного класса самостоятельно или с помощью педагога:

  • выбирать профессию с учётом индивидуально-психологических особенностей, склонностей, личных интересов и возможностей (в том числе возможностей здоровья);
  • получать (восстанавливать) личные или имущественные ценные документы и использовать их в личных целях;
  • обращаться в образовательные учреждения среднего профессионального образования для получения профессионального образования;
  • поддерживать родственные связи в личных целях;
  • обращаться за помощью (в случае необходимости) в основные государственные учреждения сферы обслуживания населения.

Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей воспитанников выпускного класса с постепенным усложнением на каждом следующем этапе.
Программа включает 7 разделов:

  1. Выбор профессии,
  2. Правовой статус воспитанника,
  3. Жильё,
  4. Личные ценные документы,
  5. Имущественные ценные документы,
  6. Сведения о родственниках,
  7. Куда обратиться за помощью в нашем городе.

Программа имеет следующую структуру: пояснительная записка, содержание программы, требования к знаниям и умениям воспитанников, критерии оценивания знаний и умений воспитанников, учебно-тематический план, список литературы, методическое обеспечение программы (конспекты занятий с приложениями).

Основными формами контроля за приобретенными знаниями и умениями являются: беседы, индивидуальные собеседования, диагностики (в том числе диагностики по психолого-педагогическим методикам),  практические работы и др.

Результаты апробации программы показывают, что уровень обученности и качество знаний у воспитанников выпускных классов детского дома-школы находятся на оптимально-допустимом уровне, что подтверждается результатами диагностик самостоятельного (или совместно с педагогом) решения воспитанниками (в том числе выпускниками детского дома-школы) вопросов социального характера, заложенных в данной программе (2005-2013 годы).

Реализация программы в рамках детского дома-школы способствует  обеспечению социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в детском доме-школе, и формированию готовности воспитанников к самостоятельному жизнеустройству и трудоустройству после выпуска из детского дома-школы.
Реализация дополнительной образовательной программы может осуществляться в обычном режиме детского дома-школы.

2. СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Выбор профессии (3 часа)

1.1. Право на образование (1 час)

Дальнейшее обучение выпускников детского дома-школы в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Льготы  детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, при обучении в учреждениях среднего профессионального образования.

Практическая работа. Рассказывание об учреждении среднего профессионального образования (по буклету).

1.2. Склонности и интересы в выборе профессии (1 час)

Особенности требований при выборе профессии. Склонности и интересы. Необходимость учёта своих индивидуально-психологических особенностей при выборе профессии.

Практическая работа. Определение индивидуально-психологических особенностей воспитанников для правильного выбора профессии по специальным диагностическим методикам (совместно с педагогом-психологом).

1.3. Здоровье и выбор профессии (1 час)

Ограничения профессиональной пригодности при различных заболеваниях. Необходимость учета особенностей своего здоровья для правильного выбора профессии.

Практическая работа. Определение противопоказанных профессионально-производственных факторов с учетом особенностей своего здоровья по таблице «Ограничения профессиональной пригодности при различных заболеваниях» (совместно с врачом-педиатром).

Раздел 2. Правовой статус воспитанника (1 час)

Правовой статус воспитанника. Личные документы – свидетельство о рождении, решение суда о лишении родительских прав одного или обоих родителей, свидетельство о смерти одного или обоих родителей, справка о рождении (форма №25), определяющие социальный (правовой) статус ребенка. Способы получения или восстановления личных документов. Способы их использования в личных целях.

Практическая работа. Изучение каждым воспитанником собственных документов из личного дела. Отбор документов, подтверждающих его социальный (правовой) статус. Определение своего социального (правового) статуса на основании подтверждающих документов.

Раздел 3. Личные ценные документы (4 часа)

3.1. Свидетельство о рождении (1 час)

Личный ценный документ – свидетельство о рождении. Способ его получения или восстановления. Способ его использования в личных целях.

Практическая работа. Изучение каждым воспитанником собственного свидетельства о рождении. Найти и прочитать сведения о себе и своих родителях по своему свидетельству о рождении.

3.2. Паспорт Российской Федерации (1 час)

Личный ценный документ – паспорт Российской Федерации. Способ его получения или восстановления. Способ его использования в личных целях.

Практическая работа. Изучение каждым воспитанником собственного паспорта. Найти и прочитать сведения о себе по своему паспорту. Сравнить свидетельство о рождении и паспорт, найти сходство и отличия.

3.3. Документы, необходимые каждому гражданину России. СНИЛС. Медицинский полис. ИНН (1 час)

Личные ценные документы – СНИЛС (Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования), Медицинский полис (Страховой медицинский полис обязательного медицинского страхования), ИНН (Свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ). Способ их получения или восстановления. Способ их использования в личных целях.

Практическая работа. Изучение каждым воспитанником личных ценных документов – СНИЛС, Медицинский полис, ИНН. Рассказывание о своём личном ценном документе (СНИЛС, медицинском полисе или ИНН – на выбор). Найти и прочитать сведения о себе. Слова для справок: название документа, на чье имя выдан документ, дата и место рождения владельца, адрес владельца, серия и номер документа, какой ИНН присвоен, кем выдан документ, срок действия документа.

3.4. Пенсионное удостоверение (1 час)

Личный ценный документ – пенсионное удостоверение. Способ его получения или восстановления. Способ его использования в личных целях.

Практическая работа. Изучение каждым воспитанником собственного пенсионного удостоверения (если имеется). Рассказывание о своём личном ценном документе. Найти и прочитать сведения о себе по своему пенсионному удостоверению.

Раздел 4. Имущественные ценные документы (1 час)

Сберегательная книжка. Имущественный ценный документ – сберегательная книжка. Договор о вкладе. Виды поступлений денежных средств. Способ получения или восстановления сберегательной книжки. Способ её использования в личных целях.

Практическая работа №1. Изучение каждым воспитанником собственного имущественного документа «Сберегательная книжка» и договора о вкладе. Рассказывание о своём имущественном ценном документе.

Слова для справок: лицевой счет; наименование и место нахождения банка; суммы денежных средств, зачисленных на счет; суммы денежных средств, списанных со счета; остаток денежных средств на счете.

Практическая работа №2. Поиск и изучение документов (подтверждающих поступления денежных средств на лицевой счет воспитанника) в собственном личном деле с целью определения видов поступлений денежных средств на свой лицевой счет.

Раздел 5. Жильё, закреплённое за воспитанниками (1 час)

Жильё, закреплённое за воспитанниками. Виды жилых помещений: квартира, общежитие, комната. Виды собственности жилых помещений: муниципальное жилье, частное жилье. Личные документы на жилье. Способы их использования в личных целях.

Практическая работа. Поиск и изучение каждым воспитанником документов по жилью в собственном личном деле. Определение вида имеющегося жилого помещения. Определение вида собственности имеющегося жилого помещения.

Раздел 6. Сведения о родственниках (1 час)

Сведения о родственниках. Родственники. Родственные отношения. Виды взаимоотношений с родственниками: переписка, общение по телефону, посещение родственников, встречи с родственниками в детском доме и др. Использование родственных взаимоотношений в личных целях.

Практическая работа №1. Составление памятки «Родственные отношения»: к словам, обозначающим родственные отношения подобрать соответствующие характеристики.

Практическая работа №2. Заполнение таблицы «Сведения о родственниках» каждым воспитанником. Рассказать об особенностях взаимоотношений с каждым из представленных родственников.

Раздел 7. Куда обратиться за помощью в нашем городе? (1 час)

Куда обратиться за помощью в нашем городе? Основные государственные учреждения сферы обслуживания населения, куда можно обратиться за помощью в нашем городе: Управление пенсионного фонда, ЗАГС, Управление Федеральной Миграционной службы, Суд, Администрация МО ГО «Сыктывкар», Центр занятости населения, Сберегательный банк, Поликлиника, Центр психологической поддержки населения, Росгосстрах-Медицина, Центр социальной помощи семье и детям, Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения, Управление опеки и попечительства и др. Образовательные учреждения среднего профессионального образования в нашем городе. Использование этих учреждений в личных целях: оформление пенсии (по случаю потери кормильца и др.); получение (восстановление) свидетельства о рождении и др.; регистрация по месту пребывания (месту жительства) и др.; правовая защита; улучшение жилищных условий и др.; поиск работы; открытие вклада, восстановление сберегательной книжки и др.; проблемы со здоровьем; психологические проблемы; необходимость постинтернатного сопровождения; медицинское страхование; вопросы по социальной защите (например, вопросы выплаты пособий различного уровня и др. вопросы социального характера); получение профессионального образования (или дополнительного профессионального образования) и др.

Практическая работа №1. Работа в группах: поиск основных государственных учреждений сферы обслуживания населения города, образовательных учреждений среднего профессионального образования  по электронной карте г. Сыктывкара в Интернете, макету карты г. Сыктывкара (с использованием карточек-ответов).

Практическая работа №2. Заполнение таблицы «Куда обратиться за помощью в нашем городе?» и создание одноименной брошюры. Тиражирование брошюры.

3.  ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ВОСПИТАННИКОВ (Приложение 1)

4.  КРИТЕРИИ  ОЦЕНИВАНИЯ  ЗНАНИЙ  И  УМЕНИЙ  ВОСПИТАННИКОВ

Уровни

Основные определения уровней

Знания

Умения

Высокий
  • Отличные, обширные знания
  • Постоянно проявляет
  • Активно проявляет
  • Часто проявляет
  • Использует рационально
  • Использует самостоятельно
  • Проявляет устойчивые умения
  • Постоянно проявляет
  • Часто проявляет
  • Активно проявляет
  • Использует рационально
  • Использует самостоятельно
Средний
  • Иногда
  • Периодически
  • Не всегда использует
  • Имеет место
Низкий
  • Редкие проявления
  • Не проявляет интереса
  • Знает мало
  • Проявляет редко
  • Не заботится о формировании
  • Сформированы слабо

5.  УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН (Приложение 2)

6.  СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ (Приложение 3)

7. МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ПРОГРАММЫ

Конспекты занятий:

Раздел 1. Выбор профессии – 3 часа

Занятие 1. Право на образование (Приложение 4)
Занятие 2. Склонности и интересы в выборе профессии (Приложение 5, Приложение 6, Приложение 7, Приложение 8, Приложение 9, Приложение 10)
Занятие 3. Здоровье и выбор профессии (Приложение 11, Приложение 12, Приложение 13)

Раздел 2. Правовой статус воспитанника – 1 час

Занятие 4. Правовой статус воспитанника  (Приложение 14)

Раздел 3. Личные ценные документы – 4 часа

Занятие 5. Свидетельство о рождении (Приложение 15)
Занятие 6. Паспорт Российской Федерации (Приложение 16)
Занятие 7. Документы, необходимые каждому гражданину России. СНИЛС. Медицинский полис. ИНН (Приложение 17)
Занятие 8. Пенсионное удостоверение (Приложение 18)

Раздел 4. Имущественные ценные документы – 1 час

Занятие 9. Сберегательная книжка (Приложение 19)

Раздел 5. Жильё, закреплённое за воспитанниками – 1 час

Занятие 10. Жильё, закреплённое за воспитанниками (Приложение 20)

Раздел 6. Сведения о родственниках – 1 час

Занятие 11. Сведения о родственниках (Приложение 21)

Раздел 7. Куда обратиться за помощью в нашем городе – 1 час

Занятие 12. Куда обратиться за помощью в нашем городе (Приложение 22)