НОД по формированию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в подготовительной групппе "Учимся играя"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

Цель: закрепить навыки четкого произношения звука [м], учить выделять его на слух, учить звуко-слоговому анализу; закрепить графический образ буквы М.

Задачи:

– Уточнить артикуляцию звука [м].
– Закреплять понятие «звук», «буква», различие понятий «звук» и «буква».
– Развивать умение определять позицию звука [м] в словах.
– Развивать умение делать звуко-слоговой анализ слов.
– Закреплять графический образ буквы.
– Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.
– Развивать артикуляционно-мимическую мускулатуру.
– Развивать мелкую и общую моторику.
– Развивать внимание, память, мышление, воображение.

Оборудование: демонстрационный материал – «чудесный мешочек», игрушки (машинка, мячик, мишка, матрёшка, мышка, мочалка, дом, самолётик, мел, пирамида, магнит, мыло, домино, миска, медаль, камин, камень монета), 2 ведёрка синего и зеленого цвета, буквы на «ободках» (У, А, И, П, Т, К, М – по 2 шт. каждой), магниты-звуки; раздаточный материал – картонная модель моркови, дома, самолёта (по количеству детей), прищепки (по количеству учебных столов), индивидуальные звуковые пеналы (звуки-кружки красного, синего и зеленого цветов – обозначение гласного звука; твердого и мягкого согласных звуков), индивидуальные карточки «Определи позицию звука в слове», счётные палочки, CD-проигрыватель, USB-флеш-накопитель с записью песенки «У жирафов пятна…» (исп. Е.Железнова), магнитная доска.

Предварительная работа с детьми:

– Знакомство с акустико-артикуляционной характеристикой звука [м];
– Знакомство с буквой М;
– Проведение дидактических игр «Чудесный мешочек», «Определи место звука в слове», «Твердый-мягкий», «Сосчитай количество слогов в словах», «Изобрази букву», игры на закрепление образа буквы, игры с прищепками, разгадывание загадок;
– Проведение физминутки «У жирафов пятна…».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Игра «Чудесный мешочек».
– Сегодня утром под дверью нашей группы я нашла мешочек. Оказалось, что в нём лежат какие-то предметы. Ребята, вы хотите узнать, что за предметы находятся в этом мешочке? Сейчас мы узнаем. Достаньте каждый по одному предмету назовите его четко, красиво и правильно.
Игрушки в мешочке: машинка, мячик, мишка, матрёшка, мышка, мочалка, дом, самолётик, мел, пирамида, магнит, мыло, домино, миска, медаль, камин, камень, монета.

2. Характеристика звука [м]

– Какой одинаковый звук вы слышите в названии всех этих предметов? (Звук [м])
– Расскажите, звук [м] – какой он? (Согласный, т.к. есть преграда – это губы: когда мы произносим звук [м], наши губы сомкнуты и не размыкаются, кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута, выдыхаемый воздух выходит через нос. Дети произносят звук [м] и определяют, что звук нельзя петь, тянуть, воздух встречает преграду. Звук произносится с голосом. Это звонкий согласный звук. Звук [м] может быть твердым и мягким.)

3. Игра «Наведём порядок»

– Ребята, наведите, пожалуйста, порядок! Разложите предметы по двум ведёркам: в синее кладите предметы, в названии которых звук [м] твёрдый, в зелёное ведёрко – предметы, в названии которых звук [м] мягкий.

4. Игра «Подскажи словечко»

– Порядок навели. А сейчас предлагаю поиграть и в стихотворении словечко подсказать.

1. Корешок оранжевый спрятался в земле,
А коса зелёная в утренней росе.
Хочется отведать вновь и вновь, и вновь
Эту всем полезную, вкусную ... (морковь)

2. Собирается в полёт
И моторами поёт.
Самый главный там – пилот,
А машина – ... (самолёт).

3. Называем книгу «том»,
Для жилья построим … (дом)

5. Игровое упражнение «Определи место звука [м] в словах»

Модели (по количеству детей): дом, морковь, самолёт.

Детям предлагается открыть индивидуальные пеналы, найти в них предметы – «отгадки» («дом», «морковь», «самолёт») и с помощью индивидуальных звуковых карточек и звуковых коробочек выложить звуки-кружочки в соответствии с местом звука [м] в названиях этих предметов (в начале, конце или середине слова).

6. Слоговой анализ слов

– Определите, сколько слогов в каждом из слов и прикрепите под каждой схемой столько прищепок, сколько слогов в этом слове. (К схеме слова «дом» – 1 прищепку, к «моркови» – 2 прищепки, к «самолёту – 3 прищепки)

7. Физминутка (с использованием CD-проигрывателя)

Песенка-зарядка «У жирафов пятна…» (исп. Е.Железнова).

8. Вход буквы М

Буква М: «Здравствуйте!»

Дети: «Здравствуйте!»

Буква М: «Я слышала музыку, и мне захотелось посмотреть, куда это я попала. Ммм… как интересно!»

Логопед: «А вы кто, неизвестная гостья?»

Буква М: «Я – буква!»

Логопед: «Ребята, вы узнали, какая буква пришла сегодня к нам в гости?»

Дети: «Буква М».

Буква М: «Да, я буква М. Я такая модная, и такая милая… Я могу мычать, я могу молчать, я могу мечтать. А вы, ребята, что умеете вы?»

Логопед:

«Мы умеем улыбаться! Покажите, как.
Мы умеем удивляться! Покажите, как.
Мы умеем обижаться! Покажите, как.
Мы умеем хитро-хитро посмотреть!
Мы умеем улыбаться!
И мы можем рассмеяться!»

Буква М: «А что ещё вы умеете?»

Логопед: «А ещё наши ребята могут изобразить букву М и рассказать, на что она похожа (на мост, качели, верблюда, четыре морковки, две горы и т.д.)».

Дети изображают букву. (Логопед сопровождает действия детей четверостишиями)

Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.
Вот качели – буква М!
Здесь качаться можно всем!
Взявшись за руки, мы встали
И на М похожи стали.
Посмотрите! Две горы
Словно две родных сестры!

Логопед: «Ребята, напечатайте букву в воздухе, указательным пальчиком на столе, указательным пальчиком на спинках друг у друга, выложите букву М из счётных палочек».

Буква М: «А читать-то вы умеете?»

Логопед: «Да, мы учимся читать! Наши ребята, умеем составлять из букв слоги и слова, и хотим пригласить тебя с нами поиграть!»

Буква М: «Давайте поиграем. Я очень люблю дружить с другими буквами».

Логопед приглашает ребёнка, предлагает назвать букву на «ободке» и надеть её себе на голову. Затем даёт инструкции: «Буква А, встань слева от буквы М. Ребята, прочитайте, что получилось».

Дети читают: АМ.

Логопед: «Буква А, справа от буквы М».

Дети читают: МА.

Аналогично «играют» со слогами: УМ, МУ, ИМ, МИ, и словами: МАК, МАМА, МУКА, МАКИ, ТИМ, ПУМА, УМКА, КУПИМ.

9. Итог занятия

Логопед: «Ребята, вам понравилось? Что вам больше всего понравилось?»

Логопед: «Буква М, а тебе понравилось с нами играть?»

Буква М: «Да. Дети, вы все молодцы! Вы уже многое знаете и умеете. И для вас у меня есть небольшой сюрприз: я заметила, что вы нашли мой мешочек. Так вот: мешочек-то мой не простой. Он волшебный! Он превращает слова в подарки! Вспомните и назовите слова со звуком [м], я поймаю их, а потом мы посмотрим, во что мой «волшебный» мешочек превратит эти слова».

Дети по очереди называют слова. В конце игры Буква М достаёт из мешочка угощение, желает детям успехов и, прощаясь, уходит.
Логопед и дети прощаются с гостями.

Список литературы:

1. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448 с.
2. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Логопед в ДОУ).
3. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 176 с. – (Логопед в ДОУ).
4. Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова. – 3-е изд. – СПб.: КОРОНА-Век, 2008. – 144 с., ил.
5. Рыжанкова Е.Н. Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 64 с. (Библиотека Логопеда). (2)
6. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. Игры с прищепками: творим и говорим. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 64 с. (Библиотека Логопеда). (1)