От Леонардо да Винчи до наших дней

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели:

  • активизация познавательной деятельности,
  • развитие познаний учащихся о бионике.
  • воспитание у учащихся стремление к познанию нового.

Задачи:

  • обобщить и углубить знания учащихся по особенностям строения живых организмов и приспособленности их к условиям среды;
  • расширить знания школьников по теме;
  • развивать у учащихся внимание и наблюдательность; любознательность и интерес к природе.

Метод:

  • Объяснительно-иллюстрированный.
  • Поисковый.
  • Беседа.
  • Использование ИКТ

Оборудование: компьютерный класс, ПК, мультимедийная установка, экран, диск с материалом, наглядные пособия.

Эпиграф к уроку:

“Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться”.
Леонардо да Винчи

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Знакомство с классом.

2. Актуализация опорных знаний по изучаемому предмету.

Эвристическая беседа.

Слайд 1, 2.

- Человек следил за природой с древних времен.

- Идея применения знаний о живой природе для решения инженерных задач принадлежит Леонардо да Винчи, который пытался построить летательный аппарат с машущими крыльями, как у птиц: орнитоптер. Слайд 3.

- Необходимо отгадать слово на доске из 7 букв.

- Название современной науки, пограничной между биологией и техникой.

1 2 3 4 5 6 7
             

(БИОНИКА)

- Записать в тетради название и определение бионики.

Слайд 4.

Слайд 5.

Бионика - это наука, занимающаяся изучением строения и функционирования живых организмов, чтобы использовать это для создания новых приборов и механизмов.

- В 1960 в Дайтоне (США) состоялся первый симпозиум по бионике, который официально закрепил рождение новой науки.

- Образование термина БИОНИКА на доске.(биология+электроника).

- Сегодня и мы будем подглядывать за природой.

- Ознакомимся с некоторыми открытиями, взятыми из природы:

Многими изобретениями человечество пользуется уже давно.

1 ЭТАП

Попробуем сделать открытия самостоятельно. Данные открытия были сделаны сравнительно недавно.

Учитель показывает картинки технических достижений, Изобретение голограммы.

Слайд 6. Голограммы в печати.

- Где в природе мы встречаем такое строение?

-У каких организмов можно наблюдать ярко окрашенные участки, которые, преломляя лучи света, переливаются. Такие узоры не повторяются.

Слайд 7.Ответ: Ярко окрашенныечешуйчатые крылья у бабочек и перья у некоторых птиц.

Слайд 8.Высокоскоростные поезда.

- Новые поезда имеют длинную, остроконечную, футуристическую на вид переднюю часть.У каких живых организмов встречается такая форма и как она влияет на скорость?

Слайд 9.Ответ: Птица зимородок. Передняя часть многих японских сверхскоростных поездов были переконструирована инапоминали форму клюва зимородка. Эти птицы развивают большую скорость полета.

-Задачи бионики решаются сегодня силами ученых многих специальностей: физиков, химиков, математиков, кибернетиков, инженеров различных специальностей.

2 ЭТАП. Сегодня и мы будем подглядывать за природой.

Ознакомимся с некоторыми открытиями, взятыми из природы.

Представим вас в роли инженеров.

- Где в жизни: в производстве, технике, строительстве можно применить особенности строения некоторых живых организмов?

Например:

Слайд 10.

- Змеиный зуб. Какое изобретение человечества связано с особенностью строениязмеиного зуба?

Ответ: иглы для инъекции.Слайд 11.

Слайд12.

- Лотос белый. Единственное растение которое растет в грязной воде, но при этом остается кристально чистым. На поверхности имеются крошечные шипы, благодаря которым вода не задерживается на поверхности растения. Как это свойство можно использовать в строительстве?

Слайд 13. Ответ: краска Лотосан. Самоочищающаяся фасадная краска.

Другой пример: Эйфелева башня и берцовая кость. Слайд14.

  • Какая связь между ними?
  • Какую ткань человеческого организма напоминает конструкция Эйфелевой башни?
  • Какое свойство костной ткани используется в этой конструкции и почему?

Ответ:

- 300-метровая башня инженера-мостовика Александра Гюстава Эйфеля стала своеобразным символом Парижа.

- Интересно, что конструкция Эйфелевой башни в точности повторяет строение большой берцовой кости, легко выдерживающей тяжесть человеческого тела. Совпадают даже углы между несущими поверхностями.

Нобелевская премия по химии этого года тоже связана с бионикой. Слайд 15.

- Ученые обнаружили у некоторых медуз светящийся белок, ген которого можно пересаживать другим организмам и тем самым наблюдать за процессами, происходящими в живых клетках. ---Это открытие имеет большое значение в медицине.

- Мы познакомились с примерами, взятыми наукой из природы.

- Природа, кажется, спланирована таким образом, чтобы предоставлять нам бесконечное количество полезных идей, ожидающих открытия и применения.

- В настоящее время такие открытия продолжаются.

3 ЭТАП.

- Попробуем сделать открытия самостоятельно.

- Задания на отдельных листочках и на слайдах.

Работа в группах по 2 ученика.

Работа с текстом по вариантам, подставить нужные по смыслу слова

1 задание.

1 вар- Текст.Слайды 16

Ответ: Слайды 17,18.

1 вар - изобретение (бумаги)

2 вар. Текст. Слайды 19.

Ответ: Слайд 20,21.

2 вар - изобретение (акваланга).

2 задание.

Работа с текстом и картинкой по вариантам, подставить нужные по смыслу слова

- Какая связь между ними?

Слайд 22

1 вар – кровеносные сосуды и нефтепровод.

Ответ: Слайд 23.

Слайд 24.

2 вар – глаза мухи и прибор для авиации!

Ответ: Слайд 25.

4 ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Творческое задание. Слайд 26.

Напишите эссе (краткое сочинение, ваши мысли, представления), ответив на следующие вопросы, приведите собственные примеры.

Вопросы для эссе

1. Какое значение имеет изучение биологии для научно-технического прогресса?

2. Какими свойствами должен обладать специалист, занимающийся бионикой.

3. Почему необходимо так наблюдать за природой и брать у неё примеры?

4. Почему живые организмы служат нам примером?

Слайды 27, 28 как наглядные примеры.

(Живые организмы приспосабливаются к среде обитания и чувствуют себя комфортно в ней)

Ребята! Продолжайте внимательно наблюдать за природой и, может быть, кто-нибудь из вас сделает очередное открытие в области бионики.

Я рекомендую вам:

  • экскурсии в Политехнический музей.
  • темы для проектно-исследовательской работы.