Авторская программа по геологии "У колыбели геологии"

Разделы: География


В настоящее время геологические науки приобретают всё большее значение. Геология одна из важнейших естественных наук занимающаяся изучением состояния, вещественного состава, происхождения и развития Земли. Исследует явления и процессы, протекающие на её поверхности и внутри.

Цель программы – формирование личности учащихся через знакомство с родным краем, его природой, историей и культурой, приобщение к исследованию родного края в разных формах – от простейших описаний до серьёзных исследований, имеющих практическую ценность; до профессиональная подготовка и профессиональная ориентация.

Основные задачи программы:

Обучающие:

– обучение основам техники пешеходного туризма, приёмам техники безопасности, организации быта в походах, экспедициях.
– расширение знаний по географии, биологии, экологии, полученных в средней школе.
– обучение приёмам геологического поиска полезных ископаемых.

Развивающие:

– интеллектуальное и духовно-нравственное развитие учащихся.
– укрепление здоровья, воспитание физической культуры в единстве с интеллектуальным и духовным развитием.

Воспитательные:

– воспитание патриотизма посредством занятия краеведением.
– воспитание потребности в здоровом образе жизни.
– воспитание экологической культуры, чувства ответственности за состояния окружающей среды и стремления к конкретной деятельности по её изучению и охране.

Программа рассчитана на 1 год обучения учащихся в возрасте 11–15 лет. Время, отведённое на обучение, составляет 216 часов в год, по 2–3 часа 2–3 раза в неделю, причём практические занятия составляют большую часть программы.

Основные формы деятельности:

– организация экскурсий, походов, геологических экспедиций;
– изучение литературных источников, материалов краеведческого музея, архивных документов по истории края;
– участие в различных научно-практических мероприятиях (конкурсы, олимпиады, семинары и т.д.);
– оказание посильной помощи особо охраняемым природным территориям;
– сбор, описание, создание коллекций минералов своего края;
– описание, анализ исследуемых объектов;
– тренировочные и практические занятия на местности по топографии, спортивному ориентированию и пешеходному туризму;
– игры, конкурсы и другие массовые мероприятия.

Основное внимание уделяется техническим приёмам и бытовым навыкам пешеходного туризма, а также обеспечению безопасности, без которых нельзя организовать поход, исследовательскую экспедицию, провести занятия и тренировки.

При изучении тем, связанных с краеведением и геологией, большую пользу окажет посещение краеведческого, геологического и других музеев.

Теоретические занятия необходимо сопровождать иллюстративным и пояснительным материалом, использовать игровую методику, приглашать на занятия известных и опытных путешественников, специалистов.

Знания и умения, полученные на теоретических занятиях необходимо совершенствовать в походах и геологических экспедициях.

Все занятия следует строить так, чтобы учащиеся проявляли больше самостоятельности, отрабатывали навыки.

Занятия по топографии лучше всего проводить в занимательной, игровой форме (описание маршрута, топографический диктант, определение топографических знаков на скорость и т.д.). Особое место занимает обучение навыкам быстрого чтения карты. Можно использовать моделирование из песка или пластилина рельефа, изображённого на карте.

Для овладения техникой пешеходного туризма желательно участие в различных соревнованиях и тренировках на зимних и летних сборах.

Итогом 1-го года обучения является участие в простейших геологических исследованиях.

Конечный результат программы 1-го года обучения:

– формирование элементарных геолого-туристских знаний, умений и навыков: техники туризма и ориентирования, умения вести себя в природе, производить анализ проделанной работы.

Что должны знать?

– роль туризма в становлении личности;
– требования, предъявляемые к личному снаряжению;
– основные требования к продуктам питания, используемых в походе;
– меры безопасности при проведении тренировочных занятий;
– виды условных знаков;
– основные минералы и горные породы;
– происхождение минералов;
– правила оказания первой доврачебной помощи;
– значение регулярной общей физической подготовки.

Что должны уметь?

– составить перечень личного и группового снаряжения для похода выходного дня;
– укладывать рюкзак;
– составить план подготовки похода;
– составить меню и фасовать продукты;
– читать топографические знаки;
– определять стороны света по признакам на местности;
– изготавливать транспортировочные средства и транспортировать пострадавшего;
– пользоваться компасом;
– определять минералы;
– определять физические свойства минералов.

Программа объединения “У колыбели геологии” подразумевает на 2-ом и 3-ем году обучения более широкого и углубленного изучения предмета – геология (Приложение 1)

Содержание программы объединения “У колыбели геологии”.

1. Основы туристской подготовки.

1.1. Туристические путешествия, история развития туризма.

Туризм – средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, воспитания самостоятельности, приобретение трудовых и прикладных навыков. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии нашей страны. История развития туризма в России.

Практические занятия: Анкетирование членов кружка.

1.2.Туристическое снаряжение.

Личное и групповое снаряжение. Перечень личного снаряжения, требование к нему. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних походов.

Групповое снаряжение, требование к нему. Типы палаток; их назначение, преимущество и недостатки. Походная посуда. Хозяйственный набор. Ремонтный набор, аптечка. Вязка основных узлов и их применение.

Практическое занятие: Укладка рюкзака. Уход за снаряжением, его ремонт. Установка различных видов палаток.

1.3. Организация туристического быта. Привалы и ночлеги.

Привалы и ночлеги в походе. Основные требования. Выбор места для привала и ночлега. Выбор места для палаток, костра, определения места для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы. Заготовки дров. Установка палаток, размещение вещей в них. Правила поведения в палатки. Свертывание лагеря. Уборка места лагеря. Противопожарные меры. Типы костров. Правила разведения костра. Заготовка дров. Правила работы с топором и пилой. Правила хранения и перевозки режущих предметов. Меры безопасности при обращении с огнём, кипятком. Уход за одеждой и обувью в походе.

Организация ночлега в походе. Нормы поведения туристов в населённых пунктах.

Практическое занятие: Определение места, пригодного для привала и ночлега. Развёртывание лагеря. Разжигание костра.

Обучение работы с топором, пилой, лопатой, ремонтными инструментами.

Игры в пути и на привале.

1.4. Питание в походе.

Значение правильного питания в походе. Набор продуктов. Нормы расходов продуктов. Меню. Хранение продуктов. Приготовление пищи на костре. Питьевой режим на маршруте.

Практические занятия: Составление меню и списка продуктов для 1–2 дневного похода.

Закупка, фасовка и упаковка продуктов. Приготовление пищи на костре.

1.5. Подготовка и организация путешествия.

Права и обязанности участников похода. Подбор группы. Должности в группе, постоянные и временные. Распределение обязанностей в группе.

Определение цели и района похода. Подбор литературы и картографического материала. Составление плана подготовки похода. Разработка маршрута, составление плана-графика движения.

Маршрутный лист и маршрутная книжка. Отчётная документация. Требование к отчёту. Систематика и оформление собранного материала.

Практические занятия: Работа с краеведческой литературой.

Подготовка и чтение докладов по географии, истории и культуре района путешествия при подготовке к походу. Работа с собранным материалом, его определению, систематике, оформлению.

1.6. Физическая подготовка туриста.

Краткие сведения о строении, функциях организма и влияние физических упражнений на организм. Значение физической подготовки для туриста. Закаливание. Утренняя зарядка.

Практические занятия: Подвижные игры на воздухе, в спортивном зале. Лыжная подготовка. Обучение плаванию.

1.7. Техника безопасности при проведении занятий, походов, экскурсий.

Дисциплина в походе и на занятиях – основа безопасности. Меры безопасности при проведении занятий в помещении и на улице. Правила поведения при движении группы (пешком и на транспорте).

Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Организация самостраховки. Правила поведения в незнакомом населённом пункте. Взаимоотношения с местным населением. Правила поведения в условиях полевого лагеря. Правила купания.

Практические занятия: Обучение технике вязания узлов. Организация переправы по бревну с самостраховкой. Отработка техники преодоления естественных препятствий: склонов, подъёмов.

2. Основы гигиены и первая доврачебная помощь.

2.1. Правила санитарной гигиены.

Гигиенические требования в походе. Гигиена обуви и одежды. Умывание, купание, закаливание в походе. Защита окружающей среды от загрязнения (умывание, мытьё посуды, утилизация бытовых отходов).

Дикорастущие и лекарственные растения, правила их сбора и применение. Ядовитые растения и грибы.

Практические занятия: Сбор лекарственных растений, сушка, хранение, применение. Изучение ядовитых растений и грибов по картинкам и нахождение их в природе.

2.2. Основные приёмы оказания первой доврачебной помощи. Профилактика заболеваний и травматизма. Помощь при различных травмах (переломы, кровотечение), тепловом и солнечном ударе, ожогах, укусах насекомых и пресмыкающихся. Правила транспортировки пострадавшего.

Практические занятия: Оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшему: определение травмы, практическое оказание помощи при различных видах травмы. Транспортировка пострадавшего.

2.3. Походная медицинская аптечка.

Составление медицинской аптечки. Хранение и транспортировка аптечки. Назначение и дозировка препаратов: ампулы, таблетки, порошок, смазки. Различия в принципе действия. Состав аптечки для походов выходного дня и многодневных походов. Новейшие фармологические препараты.

Личная аптечка туриста, индивидуальные лекарства, необходимые при хронических заболеваниях.

Практические занятия: Формирование походной аптечки.

3. Краеведение.

3.1. Географическое положение края.

Географическое положение, климат, растительный и животный мир. Рельеф. Административное деление края. Транспортные магистрали. Промышленность. Экономика. Перспективы его развития.

Практические занятия.

Знакомство с картой своего края. “Путешествие” по карте. Подготовка мини-докладов о природе родного края.

3.2. История и культура края.

Сведения о прошлом своего населённого пункта. Памятники истории и культуры. Знаменитые люди края, их вклад в его развитие. История своего населённого пункта.

Практические занятия: Краеведческие викторины, составление и решение кроссвордов.

Посещение музеев. Посещение памятников истории и культуры края.

3.3. Водные ресурсы края.

Изучение рек, озер, прудов, колодцев и ручьёв. Свойства воды. Растительный и животный мир водоёмов. Породы, слагающие дно. Определение скорости водопротока.

Дождевая вода, дистиллированная вода. Гидрометрия, что это такое и как он измеряется.

Практические занятия: Экскурсии на водоёмы. Сравнить и записать в таблицу анализ воды исследуемых объектов.

3.4. Полезные ископаемые своего края.

Происхождение, образование. Применение минералов добытых в своей местности.

Практические занятия: Сбор, определение и этикетирование образцов. Посещение объектов месторождений полезных ископаемых. Описание обнажений и взятие образцов данного обнажения. Оформление полевых дневников.

4. Полевая геология.

4.1. Топографическое ориентирование.

Определение топографии и топографических карт, их значение.

Масштаб. Виды масштабов.

Рамка топографической карты. Координаты. Определение координат объекта на карте.

Условные знаки. Сочетание знаков. Пояснительные цифровые и буквенные характеристики.

Рельеф. Способы изображения рельефа на карте. Формы рельефа и их изображение на топографической карте. Бергштрих.

Практические занятия: Упражнения по определению масштаба, измерению расстояния на карте.

Изучение на местности изображения мелких предметов, знакомство с различными формами рельефа.

Упражнения на запоминание топознаков, игры с элементами топографии.

4.2. Ориентирование на местности.

Компас, его устройство, правило обращения.

Азимут, определение азимута. Движение по азимуту. Основные и дополнительные направления по сторонам горизонта. Азимут истинный и магнитный.

Способы измерения расстояния на местности и на карте. Измерение высоты с помощью нивелира. План местности.

Практические занятия: Определение азимута по карте и компасу.

Ориентирование на местности по карте и компасу. Определение сторон горизонта.

Изобразить план своей местности с помощью условных знаков.

5. Геология – как наука о Земле.

5.1. Что изучает геология.

Предмет геология, что изучает. Методы исследования: сейсмический, гравиметрический, магнитометрический.

Профессия – геолог. Учёные геологи, их вклад в геологию.

С какими науками сотрудничает и соприкасается геология.

5.2. Минералы и их образование.

Дать понятие минералам и горным породам. Формы минералов и агрегаты: зернистые, листоватые, пластинчатые, игольчатые, дендриты, друза, конкреции, секреции, двойники, оолиты. Классификация минералов и горных пород. Их значение и применение.

Практические занятия: Экскурсия на выставку минералов и горных пород.

5.3. Физические свойства минералов.

Что такое цвет. Собственная окраска. Чужеродная окраска. Ложная окраска. Иризация и опалесценция.

Цвет черты. Блеск, виды блеска. Твёрдость, шкала. Масса. Спайность. Излом. Плотность. Ковкость и хрупкость. Вкус, гибкость, горючесть.

Практические занятия: Определение физических свойств минералов из школьной коллекции.

5.4. Происхождение минералов и горных пород.

Магматические горные породы. Текстура, структура. Что такое вулканы и вулканизм. Интрузивные и эффузивные породы. Физические свойства магматических горных пород.

Осадочные горные породы. Текстура, структура. Классификация осадочных пород: крупнообломочные, мелкообломочные, среднеобломочные. Дать понятие химическим и органогенные породы: известняки, гипсы, яшмы

Метаморфизм и метаморфические горные породы. Причины метаморфизма. Физические свойства метаморфических горных пород.

Практические занятия: Показать на опыте извержение вулкана.

Определить и сравнить физические свойства магматических, осадочных и метаморфических пород (см. приложение).

5.5. Выветривание.

Что такое выветривание. Виды выветривания: физическое, химическое, биологическое. Кора выветривания. Элювий, делювий, коллювий.

6. Минералы на службе человека.

6.1. Самые мягкие минералы.

Тальк, графит. Физические свойства. Происхождение, применение.

Практические занятия: Определить и записать физические свойства минералов.

6.2. Самые твёрдые минералы.

Алмаз, корунд, топаз. Физические свойства. Структура, текстура. Происхождение, применение.

Практические занятия: Экскурсия в ювелирный магазин.

6.3. Поваренная соль.

Образование, применение. Виды солей.

Практические занятия: Выращивание кристаллов соли.

6.4. “Керамика” в переводе с латинского – глина.

Виды глины, свойства глины. Образование, применение. Месторождение глин.

Практические занятия: Определение водопроницаемость глины.

6.5. Асбест – “горный лён”.

Свойства асбеста. Образование. Применение.

Практические занятия: Экскурсия в пожарную часть для ознакомления применения асбеста.

6.6. Яшма.

Яшма – “королева” поделочных камней. Виды яшмы. Образование. Применение.

Практические занятия: Экскурсия в геологический музей.

6.7. Нефть.

Чёрное золото Башкирии. Происхождение и образование нефти. Применение.

Практические занятия: Экскурсия на нефтеперерабатывающие и нефтедобывающие предприятия.

6.8. Уголь.

Энергетическое сырьё – уголь. Виды угля. Свойства угля. Применение. Крупнейшие месторождения.

Практические занятия: Экскурсии на предприятия по добыче и переработке угля.

6.9. Образованный в воде известняк.

Образование известняка – органическое, химическое. Физические свойства. Виды известняка. Применение. Мел. Ракушечник. Их применение.

Практические занятия:

Определение физических свойств известняков и составление таблицы известняков.

6.10. Декоративно – облицовочные камни.

Мрамор. Его происхождение и применение. Гранит. Виды гранита и его применение. Лабрадорит. Серпентинит. Листвинит. Применение.

Практические занятия: Экскурсия к местам декоративной отделки зданий и памятников.

6.11. Драгоценные камни.

Сапфир, аквамарин, хрусталь, рубин, алмаз. Разновидность, образование. Свойства. Применение.

Практические занятия: Экскурсия на выставку камней.

6.12. Самородные элементы.

Нахождение в природе. Физические свойства. Крупные месторождения. Золото. Медь. Сера. Серебро. Их применение.

Практические занятия:

Экскурсия в ювелирный магазин.

6.13. Сказки и легенды о камнях Уральских.

Легенды об Ильменском заповеднике. Сказки о съедобных камнях: тальк, мел, глина белая. О происхождении башкирских названий на карте.

Практические занятия:

Урок – игра “Остров сокровищ”. В ходе урока дети знакомятся с новыми геологическими названиями, терминами (Приложение 2).

Список литературы, используемый при написании программы

  1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1996.
  2. Алёшин В.М., Серебрянников А.В. Туристская топография. М.: Профиздат, 1985.
  3. Бондарев В.П. Геология: Курс лекций: Учебное пособие. М.: Форум: Инфра. М. 2007.
  4. Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. М.: Мысль, 1996.
  5. Ганапольский В.И. Организация и подготовка спортивного туристского похода. М.: Ц РИБ “Турист”,1986.
  6. Карлович И.А. Геология: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. М., Академический проспект: Трикса, 2005.
  7. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Полевые и туристские лагеря. М.: Владос, 2000.
  8. Сучкова А.П., Питолина Т.П. Первые шаги в геологию. М.: Издательство “Ассоциация ЭКОСТ”, 2005.