Воспитание духовно развитой личности средствами факультативных занятий по региональной литературе ("Живое краеведение")

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Классное руководство


Воспитание духовно развитой личности невозможно без пробуждения любви к родной земле. И любовь эта – одно из проявлений духовности, которая делает человека личностью, а нацию – народом, здоровым и непобедимым, формируется, прежде всего, через использование краеведческого материала. Региональный компонент – одна из составляющих базисного учебного плана, поэтому изучение региональной литературы – важнейший элемент учебно-воспитательного процесса в школе.

Предпосылкой для создания Программы по литературному краеведению стало отсутствие в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте в рамках базисного учебного плана подобной учебной дисциплины, нет разработок аналогичных учебных программ для средней школы, а также современных методических разработок. Её актуальность заключается в том, что в настоящее время наблюдается значительный отток населения с территории Дальнего Востока – литературное краеведение («Живое краеведение») прививает интерес к изучению истории, культуры и литературы родного края.

Настоящая программа основывается на Федеральном Государственном образовательном Стандарте и долгосрочной целевой программе «Духовно-нравственное развитие жителей города Хабаровска на период 2010-2014 годов, целью которой является создание условий для формирования духовно-нравственного сообщества граждан, сплоченного и объединенного общими целями и интересами, стремящегося к повышению качества жизни столицы Дальневосточного региона России. Основываясь на Федеральный государственный образовательный стандарт, она расширяет его рамки живыми встречами с писателями, поэтами-земляками, экскурсиями в музеи и библиотеки города, походами по родному краю, что приводит школьников к мысли: Дальний Восток – уникальное место России. И в этом её новизна.

Целями программы «Живое краеведение являются: формирование и развитие у обучающихся потребности в систематическом чтении литературы Дальнего Востока, Хабаровского края, города Хабаровска; воспитание в процессе чтения патриота, гражданина средствами музейного, библиотечного дела и музейной, библиотечной педагогики; создание представлений о литературе Хабаровского края как части единого национального достояния России; развитие компетенций: ценностно – смысловых; общекультурных; информационных; коммуникативных; социально – трудовых; личностных.

Выбор авторов и произведений объясняется активизацией учебного процесса, необходимостью, чтобы приобретаемые учащимися знания становились не только более осознанными и прочными, но и переходили бы в убеждения, смыкались бы с нравственно-эстетическими идеалами и соответствовали их возрастным и психологическим особенностям. Эта задача неразрывно связана с требованием времени: воспитывать людей компетентных, обладающих широким кругозором, способных самостоятельно приобретать знания, патриотов и интернационалистов. Программа адаптирована под ресурсы Хабаровского края, города Хабаровска: этнические (живые встречи с писателями, поэтами-земляками, экскурсии в музеи и библиотеки города); культурные (спектакли, фильмы, театры, кинотеатры, музеи); экологические; природные (походы по родному краю) ресурсы. Все это способствует реализации Федерального Государственного образовательного Стандарта и долгосрочной целевой программы «Духовно-нравственное развитие жителей города Хабаровска на период 2010-2014 г.г., социализации личности ученика. По данной программе к работе могут привлекаться ученые и педагоги вузов, сотрудники музеев, архивов, библиотек, различных городских организаций, дальневосточные писатели и поэты. Поэтому она и названа «Живое краеведение».

Программа курса «Литературное краеведение Хабаровского края» включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактами из жизни и творчества дальневосточных писателей и поэтов; способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения; формирует у учащихся высокую гражданскую позицию; способствует воспитанию речевой культуры школьников.

Для каждого класса подобраны произведения дальневосточных писателей, соответствующие УМК для общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов (под редакцией Г. И. Беленького. 4-е издание, переработанное, М., издательство Мнемозина, 2009год), возрастным особенностям учащихся, и перекликаются с программой по региональной литературе (1994,1996,автор – Г. В. Гузенко; 1998г, автор – Л.С. Гудкова). Работа над произведениями на факультативных занятиях дополняется тематическими классными часами, на которых пополняются знания учащихся по истории и культуре родного края.

В процессе освоения курса предполагается: знакомство с историко-литературными источниками, чтение и обсуждение художественных произведений, их критическая оценка; освоение элементарных знаний по истории и теории литературы; знакомство с биографическими данными о писателях-классиках XIX и XX веков, побывавших на дальневосточной земле; анализ содержания и структуры литературного произведения (тема, идея, сюжет, композиция, основные образы); изучение нравственной и историко-культурной проблематики произведения. Курс литературного краеведения вводит учащихся в мир родной природы и человеческих отношений, расширяет их сведения о родном крае, нацеливает на поиски литературно-краеведческого материала.

Разнообразные формы занятий и формы работы направлены на создание атмосферы совместной деятельности учителя и учащихся, на активизацию творческих возможностей каждого ученика. Разработана и система творческих заданий: выразительное чтение художественного произведения; сопоставительный анализ художественного произведения; защита исследовательского проекта; отзыв и рецензия; иллюстрация к произведению; презентации; создание картотеки (коллективная работа), фильма (коллективная работа), фотоальбома к лирическим текстам, авторских творческих текстов.

Программа рассчитана на средний и старший подростковый возраст учащихся (6-8 класс). Она предполагает постепенное развитие детского мышления, формирующего знания и мировоззренческую позицию будущего гражданина. Курс дает возможность тематического объединения материала, способствует укреплению межпредметных связей (история – краеведение – литература – живопись – музыка – информатика), что заметно облегчает освоение материала, способствует формированию гражданской позиции.

При реализации программы возможны некоторые риски: нет соответствующего учебника, методических разработок, поэтому рекомендуется использование «Хрестоматии по дальневосточной литературе» (5, 6кл. составитель Г.В. Гузенко; 7, 8-9 классов под редакцией В. Г. Мехтиева). Эти книги достаточно полно отражают поэтическое и прозаическое наследие Хабаровского края.
Предлагаемые формы работы к факультативному курсу, система творческих заданий, темы проектов, исследовательских, творческих носят рекомендательный характер. Работая по данной программе, учитель может по своему усмотрению изменить количество часов на изучение той или иной темы, частично изменить список произведений, выбрать свои формы работы, систему творческих заданий, предполагаемые проектные продукты. На изучение курса ежегодно предполагается 34 часа.

В последние годы литературному краеведению уделяется все большее внимание. Повышен интерес к региональной литературе и в гимназии №7 г. Хабаровска. Учащиеся 8б (классный руководитель Григорьева Е.Н.) и 9а класса (классный руководитель Васильченко И. В.) уже на протяжении 3 лет занимаются литературным краеведением.

С большим интересом гимназисты воспринимают встречи с дальневосточными поэтами и писателями на занятиях по региональной литературе на базе детской библиотеки Краснофлотского района города Хабаровска, учатся общаться, задавать вопросы, вести диалог, эмоционально откликаться на жизненные события и впечатления. Ребята участвуют в интеграционном проекте курса «Эстетическое воспитание учащихся средствами изобразительного и музыкального искусства» на базе Дальневосточного художественного музея и районной детской библиотеки Краснофлотского района города Хабаровска, с которыми много лет сотрудничает гимназия.

Выездные экскурсии, творческие встречи с дальневосточными поэтами: Е. К. Коханом, детской поэтессой Еленой Владимировной Неменко, членом Союза писателей, редактором детского регионального журнала «Расти с Хабаровском» (она проводила творческую мастерскую по теме «Японское хокку), создание собственных четверостиший», встреча с фотохудожником, заместителем директора зоосада имени Всеволода Сысоева Асейдулиной Еленой Вильдановной по теме «Презентация книги «Прогулка по зоосаду», общение с произведениями живописи ДВХМ, посвященными русской и дальневосточной природе, 200-летию Бородинского сражения, русской иконе и древнерусской культуре и другие встречи с сотрудниками музея, библиотеки – все это обогащает учащихся духовно, нравственно, эстетически, способствует гармоническому развитию личности, расширяет рамки предмета.

В 5-8 классах программа по литературному краеведению сохраняет преемственность с Федеральным Государственным образовательным Стандартом по литературе и носит сквозной характер. В ней разработаны линии углубления ведущих тем, основанных на духовной и нравственной проблематике. Важнейшей задачей в воспитании подростков 11-12 лет становится приобщение их к чтению, а также закрепление этой потребности.

Начиная с 5 класса, проводим интегрированные занятия на базе Дальневосточного Художественного и краеведческого музея имени Гродекова, где многое учащиеся узнают о быте, культуре, фольклоре: сказках, мифах, заклинаниях и традициях коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока. Участвуем в интеграционном проекте «Библиотека и музей. Мир культуры». Тематика музейных занятий самая разнообразная, отражающая национальную культуру и быт народов Приамурья.

При изучении литературной сказки, ее специфики и связи с народной сказкой знакомим учащихся с книгой «Амурские сказки» Д. Д. Нагишкина. При этом выбираем тематическую экскурсию в Краеведческий музей имени Гродекова: «Улицы Хабаровска рассказывают о писателях – дальневосточниках: Д.Д. Нагишкине, П.С. Комарове, В.К. Арсеньеве, В. Иванове» как форму проведения факультативного занятия. На классном часе можно попросить ребят приготовить презентацию книги «Улицы дальневосточной столицы» или рассказ о ней.

В 6-7 классах используется активное восприятие и участие в литературной краеведческой работе. Коллективы этих классов готовят небольшие исследовательские работы, выполняют разовые поисковые задания.

Большое место в программе 6 класса отводится на изучение мифов, легенд, обрядов, благопожеланий дальневосточных аборигенов. Рассматривается взаимовлияние мифологии народов Приамурья, Севера и мифологии народов мира, взаимодействие и взаимопроникновение русской и этнических культур. На факультативных занятиях в 6 классе при изучении темы «Мифы, предания, благопожелания, легенды, запреты, бытующие на дальневосточной земле» можно не только проводить анализы текстов, но и запланировать экскурсию в краеведческий музей по теме «Мифология Дальнего Востока», написать отзыв о ней.

После изучения стихотворения «Возвращение солдата». Б. Копалыгина можно дать творческое задание: создать собственное стихотворение о войне. Завершаем изучение военной темы поэтической творческой встречей с дальневосточным поэтом Евгением Коханом – бывшим узником фашистского концлагеря. После очень эмоционального, взволнованного рассказа поэта выразительно читаем подготовленные стихотворения, пишем творческие работы, отзывы, репортажи об этой встрече, готовим выставку рисунков.

Включенные в программу произведения позволяют влиять на ценностные ориентации младшего подростка и направлять его реальное поведение, а также воспитывать патриотизм, гражданские чувства, гордость за свою Родину. Так, например, проводим еще одну поэтическую встречу для учащихся 6-7 классов, посвященную военной лирике А.Л. Князева, возглавляющего Хабаровскую городскую общественную организацию «Даманцы». «Особенности изображения даманских событий в поэтическом сборнике «Взорванная весна». Презентация книги», а также с представителями воинской части. После встречи дети пишут отзывы, репортажи.

Вариант программы для учащихся 8 классов ориентирует их на ознакомление с произведениями известных писателей русской и младописьменной литератур Дальнего Востока в их жанровом и тематическом разнообразии. Выбор авторов и произведений соответствует возрастным особенностям учащихся 8 классов. Знакомство с дальневосточной литературой осуществляется в контексте изучения русской литературы в целом. Изучение исторической повести В. Н. Иванова, исторического романа Н. Д. Наволочкина обогащает представление школьников о жанре, известном им по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Историческую тему первопроходцев осваивают не только прозаики, но и поэты. Поэтому органично включение в программу лирики В. Еращенко в многообразии его художественного мира.

Рождение младописьменной литературы Дальнего Востока – знаменательное событие современной культуры. Неразрывна ее связь с современной литературой. Произведения предлагаемых авторов познакомят учащихся с разнообразием жанров младописьменной литературы, покажут тесную связь с ее фольклором, с которым достаточно основательно познакомились школьники в 6 классе.
Учащиеся 8 классов готовят и проводят экскурсии по стендам музея, участвуют в подготовке тематических классных часов по литературному краеведению в младших классах, выполняют поисковые и исследовательские, проектные задания в течение длительного времени, обобщают имеющиеся материалы в музее, проводят исследования по определенной теме, участвуют в научных конференциях школы, района, города, края.

Например, при изучении вводной темы «Открытие, изучение и освоение дальневосточных земель. Народонаселение края. Историческая прогрессивность присоединения к России восточных окраин. Политико-экономическая и культурная жизнь края» можно использовать лекцию-беседу, презентации учащихся по этой теме или совершить тематическую экскурсию в краеведческий музей имени Гродекова, которая будет началом работы над проектом «Улицы Хабаровска рассказывают о писателях и поэтах – дальневосточниках».

Изучая в 8 классе на уроках литературы роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка», можно предложить учащимся прочитать исторические романы В. Н Иванова «Императрица Фике», «Александр Пушкин и его время» и обсудить их на факультативных занятиях. А также приготовить доклады, презентации о биографии писателя и его творчестве, провести творческую встречу с представителями писательской организации, знавшими своего современника В. Иванова.

Перед изучением исторического романа Н. Д. Наволочкина используем мультимедийный диск, созданный работниками детской краевой библиотеки имени Наволочкина города Хабаровска, посвященный творчеству писателя, а также фрагменты видео творческой встречи с писателем.

При обзорном изучении романа Н.Д. Наволочкина "Амурские версты" можно раскрыть понятие жанра исторического романа, характеры первопроходцев, их чувства, взаимоотношения, повседневный самоотверженный труд, нравственные проблемы, истоки человечности, вымышленные и реальные исторические лица, образы простых людей, солдат и казаков, сочувственное отношение автора к их бесправному положению. Капитан 13 линейного батальона Я.В. Дьяченко, патриотический подвиг первопроходцев, цельность характера, мужество, преданность делу, чувство долга, справедливости, значение эпиграфов и песен в романе. Думаем, что целесообразно будет провести на факультативном занятии перед изучением этого художественного текста встречу с М.Ф. Буриловой – сотрудником Музея города Хабаровска, автором книги «Общество старого Хабаровска», взять у нее интервью об этой книге, а также совершить экскурсию в краеведческий музей имени Гродекова по теме «Освоение и заселение русскими людьми Приамурья». Можно предложить учащимся создать фоторепортаж «Улица Я.В. Дьяченко в Хабаровске», «Амурский утёс», творческую работу – эссе «Мой город».

Изучая лирику В. Еращенко, рекомендуем затронуть тему землепроходцев в стихах "Амур в сиянье дня", "Залив счастья", величие подвига предков, светлый образ Екатерины Невельской – жены, берегини. Факультативное занятие можно провести в форме литературной гостиной «Еращенские чтения», в которой выразительно прозвучат стихи В. Еращенко, а также можно подготовить творческую встречу с представителем краевой региональной писательской организации, знавшим самого поэта.

Раздел программы «Тема родного края в младописьменной литературе Дальнего Востока» посвящен литературе коренных народов Дальнего Востока. Проза в этом разделе представлена двумя повестями: удэгейского писателя Джанси Кимонко «Там, где бежит Сукпай» и нивхского писателя В. Санги «Изгин». Произведения дают возможность ближе познакомиться с особенностями жизни, традициями, культурой коренных народов Дальнего Востока. Повести Д. Кимонко и В. Санги построены на фольклорно-мифологической основе. Их анализ на факультативных занятиях позволит учащимся увидеть красоту национального фольклора, богатство его изобразительно-выразительных средств, осмыслить художественную функцию фольклора в литературном тексте.

В этом же разделе представлены образцы поэзии коренных народов: учащиеся могут познакомиться со стихами Марии Дечули, Андрея Пассара, Георгия и Константина Бельды, Анны Ходжер. Знакомство с ними откроет перспективы для желающих изучить поэзию коренных народов. Можно предложить учащимся не только анализ поэтических текстов, работу над выразительным чтением, но и провести творческую встречу с дальневосточной поэтессой М.П. Дечули и презентацию ее книги «Мгновенья» к 62-летию со дня рождения, встречу с президентом Ассоциации Коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Хабаровского края Пассар Любовью Владимировной, выездные экскурсии в Красный Яр по теме: «Удэгейская легенда в Красном Яре», на Сикачи Алян по теме «Наскальные рисунки древних предков», а потом написать эссе, репортажи, отзывы о поездке.

Раздел программы факультативного курса для 8 класса «Современная литературная ситуация на Дальнем Востоке. Поэзия. Проза» подкреплен статьей учебника и предлагает проблемный материал о состоянии современной дальневосточной литературы, приглашает поразмышлять о ее сильных и слабых сторонах. Этот материал может быть использован учителем, в частности, в 11 классе в процессе изучения современной литературы, а полемические аспекты в содержании материала могут послужить основой для применения на этих уроках метода проблемного изложения учебного материала, а также для организации учебной дискуссии на уроке.

Пособие-хрестоматия дополнено «Приложением», которое включает в себя фрагменты из критических статей по проблемам дальневосточной литературы. Материал приложения может быть использован учителем для организации самостоятельной работы (в том числе исследовательского характера) учащихся на уроке и дома.

В конце изучения факультативного курса можно провести творческую встречу с представителем краевой региональной писательской организации и редактором журнала «Дальний Восток» и молодыми писателями и поэтами. На заключительном занятии курса по литературному краеведению можно провести конференцию, где пройдет защита коллективного проекта «Историческое литературное прошлое Хабаровска». Можно заслушать сообщения, доклады, стихи современных поэтов, организовать фотовыставку, посмотреть презентации учащихся по этой теме.

Не стоит никого убеждать в том, что факультативные и внеклассные занятия по литературному краеведению дополняют уроки школьной программы, углубляют знания учащихся о творчестве отечественных писателей, чьи произведения повествуют о дальневосточном крае (И. Гончаров, А. Чехов, М. Пришвин, А. Фадеев и др.) Важно понять одно: пробудить чувство Родины можно, раскрывая уникальность и величие культуры и литературы родного края. Не беда, если выпускник средней школы, не собирающийся стать профессиональным филологом, не будет знать, чем отличается фабула от сюжета. Главное, чтобы он стал личностью, способной к восприятию высших ценностей бытия, способной любить свое Отечество. Без этого невозможно ни культурное, ни экономическое выздоровление России. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Литература:

  1. Долгосрочная целевая программа «Духовно-нравственное развитие жителей города Хабаровска на период 2010-2014 годов. Постановление администрации города Хабаровска от 31. 07. 2009 г.
  2. Гузенко Г.В. Программа по региональной литературе (5 класс). Под редакцией С. И. Красноштанова, профессора кафедры литературы Хабаровского педагогического института. Лаборатория опытно-экспериментальной работы и передового педагогического опыта ХК ИППК, 1992 г.
  3. Гузенко Г.В. Программа по региональной литературе (6 класс). Хабаровск, 1994 г.
  4. Гузенко Г.В. Программа по региональной литературе (7 класс). Хабаровск, 1996 г.
  5. Гузенко Г.В. Методическое пособие к хрестоматии по дальневосточной литературе для 5 класса. Хабаровск, 1993
  6. Гудкова Л.С. Программа по региональной литературе (8 класс). Хабаровск, 1998 г.
  7. Программа повышения квалификации учителей филологов образовательных учреждений и преподавателей НПО «Теория и методика преподавания курса «Литература ЕАО» и «Литературное краеведение»
  8. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (автор-составитель Г.С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – М.: ООО «ТИД «Русское слов – РС», 2005. – С. 11).
  9. Хайруллина О.Н., Кетова О.В. «Об использовании в учебно-воспитательном процессе пособия – хрестоматии «Дальневосточная литература. 8-9 класс»
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, 2012 год.

11.02.2014