Открытый урок по теме "Развитие парламентаризма в России"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Цели:

  • Помочь учащимся понять, что такое парламентаризм и какова его роль в жизни нашей страны, общества и каждого российского гражданина.
  • Воспитание у школьников гражданских качеств патриотизма, активной жизненной позиции.
  • Формирование базисных знаний о государстве, парламентской власти, правах человека.

Эпиграфы:

«Власть может быть сильной только тогда, когда сильной является каждая ее ветвь»
«Иметь в стране развитые демократические процедуры не просто необходимо, но и экономически выгодно»

В.В. Путин

Продолжительность урока: 1ч 30 мин.
Основные этапы урока:

Вступительное слово директора школы.

  1. Краткое вступительное слово депутата участвующего в открытом уроке.
  2. Рассмотрение и обсуждение стендовых докладов по темам.
    • Исторические этапы становления парламентаризма в России. (Смирнова Евгения, Клитина Алина, Воронцова Лера)
    • Опыт деятельности Государственной Думы в начале XX века. (Осыкин Влад. Ким Каторина, Котляр Эдик)
    • Конституция Р.Ф. И основы Современного Российского парламентаризма.    (Козеко Анна, Сидоренко Настя, Щедрова Лера)
  3. Дискуссия по теме: Достижения, недостатки и проблемы в работе законодательных и представительных органов власти всех уровней в современной политической системе Российской Федерации. (3 вопроса от групп учащихся).
  4. Подведение итогов урока.
  5. Заключительное слово директора школы об итогах открытого урока.
  6. Награждение депутатом участников открытого урока.
  7. Заключительное слово депутата.

ХОД УРОКА

Ведущий Здравствуйте уважаемые гости, уважаемые  коллеги, уважаемые старшеклассники. Сегодня в нашей школе проходит открытый урок, посвященный теме: «Развитие парламентаризма в России». Все вы знаете, что 27 апреля исполняется 107 лет со дня начала работы Первой Государственной Думы в России. Я приглашаю для вступительного слова Директора гимназии №1 им. А.С. Пушкина  Мирову Светлану Анатольевну.
Директор Вступительное слово директора школы.
Ведущий В открытом уроке принимают участие:
1. Шубина Любовь Федоровна Депутат Государственной Думы 5 созыва
2. Хапочкин Андрей Алексеевич Депутат Сахалинской Областной Думы
3. Робей Владимир Геннадьевич Депутат Городского Собрания
и приглашаю ________________________________________
Ведущий Благодарим наших гостей за интересную информацию. Начинаем  урок.
Тема нашего урока ««Развитие парламентаризма в России».  Кто мне скажет, какова цель нашего урока?
Ответ ученика. Выяснить что такое парламентаризм и какова его роль в жизни нашей страны, общества и каждого российского гражданина.
Ведущий Да. Абсолютно верно, и кто же нам подскажет, что такое парламентаризм?
Ответ ученика Парламентаризм – система политической организации государства, при которой чётко разграничены функции законодательных и исполнительных властей при привилегированном положении парламента. При парламентаризме правительство образуется парламентом из числа членов партии, имеющей большинство в парламенте, и ответственно перед ним.
Ведущий Кто может добавить по этому вопросу?
Ответ ученика Парламентаризм представляет собой особый тип государственного устройства верховной власти, при котором в структуре государственных органов учреждается постоянно действующий избираемый населением орган, призванный принимать верховные решения в форме законов. В этом смысле основная особенность парламентаризма – наличие представительного общенационального учреждения, работающего на постоянной основе. Парламентаризм как систему правления отличают специфические формы парламента: сессии, пленарные заседания, парламентские слушания, парламентские расследования и др. В современных условиях парламентаризм возможен как в парламентарных республиках, так и в парламентских монархиях. Считается, что политическим условием установления такой системы правления является наличие стабильной двухпартийной политической системы.
Ведущий Понимание роли и места органов народного представительства в политической системе современной России невозможно без всестороннего осмысления многовековой истории законодательных учреждений – от вече, боярской думы, Земских соборов до совреме5нных форм парламентской демократии. Давайте обратимся к истории и рассмотрим основные этапы становления Парламентаризма в России. Я приглашаю первую группу, которая расскажет нам об этом. 
1 доклад Исторические этапы становления парламентаризма в России (Смирнова Евгения, Клитина Алина, Воронцова Лера)
Примерное содержание:
Боярская дума стала первым опытом сословного представительства. В период феодальной раздробленности Руси она была советом феодалов – великого князя и его вассалов, имевших политические полномочия. Если князь не советовался со своими боярами, летописец XII в. отмечал это как признак недоброго царя.
С конца XV в. Дума превратилась в постоянный совещательный орган при верховной власти. Со второй половины XVII в. состав Думы постоянно сокращался, уменьшилось и ее влияние на дела в государстве.
Первый Земский собор был созван 1550 г. (1549 г.?). Создание нового сословно-представительного учреждения связано с ростом политического значения дворянства.
Присутствие на заседаниях было обязанностью, а не правом. Некоторые соборы заседали часами, другие – днями, а Собор 1613 г. длился целых три года.
С 1699 г. на смену Боярской думе пришла Ближняя канцелярия из восьми доверенных лиц царя, которая стала предшественницей Правительственного Сената, учрежденного указом Петра I от 22 февраля 1711 г. Сенат имел законосовещательный характер, первоначально функционировал как временный коллегиальный орган для управления страной в отсутствие царя. После смерти Петра I значение сената упало. Анна Иоанновна сделала попытку его возродить, но при Елизавете Петровне функции Сената опять были ограничены. При Екатерине II, в 1763 г., роль Сената возросла, но с созданием министерств (1802) деятельность этого органа власти была ограничена судебно-апелляционными функциями.
1 (13) января 1810 г. по предложению М.М. Сперанского был учрежден Государственный совет, который рассматривал законопроекты перед их утверждением императором. Законодательной инициативой Совет по началу не обладал, но его мнение, утвержденное царем, становилось законом. Членов Совета назначал царь из числа высших сановников. Министры входили в Совет по должности.
В Государственном совете были и представители Казанской губернии: профессора Казанского университета Н.Загоскин и А.Васильев.
В 1863 г; было задумано создать при Госсовете “съезд государственных гласных” из 150-200 человек, которые избирались бы от губернских земств и крупнейших городов. Идея реализована не была.
К 1905 г. Совет представлял собой возрастное собрание, “архив государственной мудрости”, по замечанию современника.
6 августа 1905 г. указом Николая II была учреждена первая Государственная Дума. Государственный совет имел право вето на ее решения.
Первая Дума работала с 27 апреля до 8 июля 1906 г. – всего одну сессию. Депутаты вступили в жесткую конфронтацию с исполнительной властью, потребовав отставки правительства. Царь предпочел распустить Думу.
С 20 февраля по 2 июня 1907 г. работала вторая Государственная Дума. Из двухсот с лишним сотен законопроектов, внесенных ведомствами, она сумела рассмотреть только 31. Центральным вопросом для противоречий с исполнительной властью оставался аграрный. Эта Дума также была распущена.
Третья Государственная Дума избиралась по новым правилам: было сокращено число депутатов до 442, уменьшилось число выборщиков; землевладельцы увеличили свое представительство в полтора раза, крестьян стало меньше. Эта Дума проработала весь созыв с 1 ноября 1907 Г. до 9 июня 1912 г., приняв законы о реформе, внесенные правительством кабинета П.Д. Столыпина, а также законы о местном суде, о крестьянском землевладении, о страховании рабочих, ряд актов об организации самой Думы.
Деятельность четвертой государственной думы – с 15 ноября 1912 г. по 25 февраля 1917 г. – проходила в условиях первой мировой войны и внутреннего кризиса, завершившегося Февральской революцией. В октябре 1917 г. временное правительство распустило и Государственную Думу, и Государственный Совет.
В 1917 г. на основе всеобщего избирательного права было создано Учредительное собрание, в которое было избрано 715 депутатов. На первое заседание 5 (18) января 1918 г. явились 410 человек, среди которых преобладали эсеры-центристы. Собрание отказал ось принять ультимативное требование большевиков о признании декретов двух съездов Советов, и было разогнано утром 6 января. В ночь на 7 января ВЦИК принял декрет о роспуске Учредительного собрания.
Новую представительную власть образовали советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. С конца января 1918 г., после создания объединенных советов, органы представительной власти новой России стали называться советами депутатов трудящихся, с 1977 г. – советы народных депутатов.
Советы были на всех уровнях власти: Верховные – СССР, союзных, включая РСФСР, республик, автономий, а также городские, районные, сельские и поселковые. В главном органе представительной власти страны – Верховном Совете СССР – было две палаты: Совет Союза и Совет Национальностей.
26 марта 1989 г. впервые на альтернативной основе при большой активности избирателей состоялись выборы народных депутатов СССР нового созыва. Пленарные заседания проводились в виде съезда. Первый Съезд начался 25 мая. Из числа народных депутатов был избран Верховый Совет (554 человека).
Первый съезд народных депутатов РСФСР работал с 16 мая по 22 июня 1990 г.
После расстрела Верховного Совета РФ в октябре 1993 г. Президент Б.Ельцин принял ряд решений, которые повлекли за собой отмену советской системы представительной власти. Съезд народных депутатов России был упразднен. В России вновь появилась Государственная Дума.
С тех пор парламент Российской Федерации – Федеральное собрание – имеет две палаты – Совет Федерации (верхняя палата) и Государственную Думу (нижняя палата).
Первая Государственная Дума Российской Федерации была избрана в декабре 1993 г. в составе 450 депутатов.
Ведущий В отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России Первое представительное учреждение парламентского типа (в современном понимании этого термина) было создано лишь в 1906 году. Опыт деятельности государственной Думы конечно интересен для нас сегодня в 21 веке. Расскажут нам об этом  Осыкин Влад, Ким Каторина, Котляр Эдик: «Опыт деятельности государственной Думы в начале XX века»
Осыкин Влад, Ким Каторина, Котляр Эдик     «Опыт деятельности государственной Думы в начале XX века» Примерное содержание:

Первая Дума работала с 27 апреля до 8 июля 1906 г. – всего одну сессию. Депутаты вступили в жесткую конфронтацию с исполнительной властью, потребовав отставки правительства. Царь предпочел распустить Думу.
С 20 февраля по 2 июня 1907 г. работала вторая Государственная Дума. Из двухсот с лишним сотен законопроектов, внесенных ведомствами, она сумела рассмотреть только 31. Центральным вопросом для противоречий с исполнительной властью оставался аграрный. Эта Дума также была распущена.
Третья Государственная Дума избиралась по новым правилам: было сокращено число депутатов до 442, уменьшилось число выборщиков; землевладельцы увеличили свое представительство в полтора раза, крестьян стало меньше. Эта Дума проработала весь созыв с 1 ноября 1907 Г. до 9 июня 1912 г., приняв законы о реформе, внесенные правительством кабинета П.Д. Столыпина, а также законы о местном суде, о крестьянском землевладении, о страховании рабочих, ряд актов об организации самой Думы.
Деятельность четвертой государственной думы – с 15 ноября 1912 г. по 25 февраля 1917 г. – проходила в условиях первой мировой войны и внутреннего кризиса, завершившегося Февральской революцией. В октябре 1917 г. временное правительство распустило и Государственную Думу, и Государственный Совет.
В 1917 г. на основе всеобщего избирательного права было создано Учредительное собрание, в которое было избрано 715 депутатов. На первое заседание 5 (18) января 1918 г. явились 410 человек, среди которых преобладали эсеры-центристы. Собрание отказал ось принять ультимативное требование большевиков о признании декретов двух съездов Советов, и было разогнано утром 6 января. В ночь на 7 января ВЦИК принял декрет о роспуске Учредительного собрания.

Ведущий  Мы вспомнили сегодня довольно большой блок событий связанных с историей парламентаризма в России. Давайте повторим некоторые факты, которые сегодня были уже озвучены. С какими событиями связаны эти даты?
Учитель показывает карточку с датой, а команды по очереди называют событие.
– 12 декабря 1993 год   (принята Конституция РФ);
– 17 октября 1917 год (Манифест, провозгласивший основные принципы буржуазного конституционализма)
– 27 апреля 1906год (1-я Государственная Дума)
– 20 февраля-2 июня 1907 год (2-я Государственная Дума)
– май-июнь 1989 год (1-й съезд народных депутатов СССР)
– март 2000 год (избрание В.В. Путина Президентом РФ)
– 2 марта 2008 года  (Избрание Д.А.  Медведева Президентом РФ)
– 2 марта 2012 года (Избрание В.В. Путина Президентом Р.Ф.)
Ведущий Кто же нам подскажет, что такое парламентаризм?
Ответ ученика Парламентаризм – система политической организации государства, при которой чётко разграничены функции законодательных и исполнительных властей при привилегированном положении парламента. При парламентаризме правительство образуется парламентом из числа членов партии, имеющей большинство в парламенте, и ответственно перед ним.
Ведущий Конституция РФ И основа современного российского парламентаризма – тема нашего 3 доклада. Приглашаем Козеко Анну, Сидоренко Настю и Щедрову Леру.
«Конституция РФ И основа современного российского парламентаризма» Козеко Анну, Сидоренко Настю  Щедрову Леру. Примерное содержание доклада.

Избирательные права граждан

Избирательные права граждан, порядок и техника выборов органов высшей государственной власти закреплены в Конституции РФ и в ряде законов:
– Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации”;
– Федеральный закон “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”;
– Федеральный закон “О выборах Президента Российской Федерации”.
Граждане России обладают активным и пассивным избирательным правом. Активное избирательное право означает право гражданина избирать в органы власти и самоуправления, пассивное – право быть избранным в эти органы.
Избирательное право является всеобщим, равным и прямым и осуществляется при тайном голосовании.
Всеобщее избранное право, или всеобщий характер избирательного права, состоит в том, что все граждане, достигшие к дате выборов 18 лет – это минимальный возраст для приобретения права избирать.
Право быть избранным, как правило, возникает у граждан более старшего возраста, но минимальный возраст для права быть избранным в представительные органы и органы местного самоуправления не может превышать 21, года, а для права быть избранным главной администрации субъекта Федерации – не более 30 лет.
Лишены права избирать и быть избранным только граждане, признанные судом недееспособными (душевнобольные, слабоумные), и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Порядок выборов в Государственную Думу

Рассмотрим порядок выборов в Государственную Думу Федерального Собрания России.
Дума состоит из 450 депутатов, избираются по пропорциональной системе. Для удобства голосования и подсчёта голосов округ подразделяется на участки, где и происходит голосование. На всех участках округа избиратели получают в бюллетени одинаковый список кандидатов в депутаты Государственной Думы.

Ведущий Мы прослушали 3 доклада, в которых ребята очень подробно и обстоятельно рассказали нам об исторических периодах, которые прошла в своем формировании Российская государственность.
Я хочу проверить, как вы знаете, определения, которые напрямую связаны с терминами нашего урока.
1. Действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти (политическое участие).
2. Палата Федерального Собрания, состоящая из депутатов, избираемых по территориальным округам, главная задача, которой – принятие федеральных законов (Государственная Дума)
3. Наличие в обществе двух или более партий (многопартийность).
4. Область, специалисты которой с помощью рекламы, создают привлекательный для избирателей имидж кандидата в депутаты (политический маркетинг).
5. Территориальная единица, создаваемая для проведения голосования и подсчета голосов (избирательный участок).
6. Устанавливаемое Конституцией или избирательным законом условие для получения или осуществления избирательного права (избирательный ценз).
7. Гражданин государства, обладающий активным избирательным правом
 (избиратель).
7. Наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата (избирательная квота).
8. Избираемый представитель населения в органах государственной власти и местного самоуправления (депутат).
9. Всенародное голосование с целью принятия наиболее важных решений (референдум).
10. Парламент РФ, представительный и законодательный орган РФ (Федеральное Собрание РФ).
Ведущий Молодцы!
Мы переходим к четвертому вопросу открытого урока, а именно «Достижения, недостатки и проблемы в работе законодательных и представительных органов власти всех уровней в современной политической системе Российской Федерации». Для обсуждения этого вопроса мы хотели бы воспользоваться помощью наших гостей.
У ребят есть несколько вопросов к нашим уважаемым депутатам. Прошу первый вопрос.
1 вопрос
Тарасова Арина
Клочков Максим
Проскуряков Семен
Строительство спортивных площадок…
2 вопрос
Атаманова Арина
Крысько
Пак Лена
Занятости молодежи…
3 вопрос
Коваленко Володя
Фаткина Томара
Корюк Ксения
Имидж депутата.
Как сделать образ депутата социально привлекательным.
Ведущий Подведение итогов урока

Сегодня на уроке мы просмотрели основные этапы становления парламентаризма в России, остановились на наиболее интересных исторических фактах по этому вопросу. Выяснили,  какова роль парламентаризма в жизни российского общества, страны и каждого российского гражданина.

Ведущий Передаю слово директору школы Гимназии №1 им А.С. Пушкина мировой Светлане Анатольевне.
Заключительное слово директора об итогах открытого урока, о вопросах вызвавших наибольший интерес.
Ведущий Заключительное слово депутата
  Награждение депутатам учащихся участвующих в открытом уроке.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4