Методическая разработка "Сложные слова". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Данный урок по теме “Сложные слова”, он является уроком открытия новых знаний. При подготовке к данному уроку были учтены индивидуальные особенности учащихся данного класса. Большая часть детей в классе “визуалы”, поэтому урок построен на восприятии через зрительный анализатор. Представлена презентация к уроку. Используется маркерная доска, карточки , наглядность. Структура урока построена на основе деятельностного метода и направлена на реализацию предметных, личностных и метапредметных результатов.

 

Тема Сложные слова
Цель урока ознакомить учащихся с понятием “сложные слова”; 

формировать умение образовывать сложные слова

Задачи 1. Продолжить  формирование  учебно-информационных умений  учащихся, умения выражать “открытое знание” в виде творческого продукта (схемы).

2.Формировать  умения  учащихся работать индивидуально, в  парах, малых  группах.

3.Формировать  коммуникативные  умения учащихся ( включение  в  беседу, умение  слушать и слышать  друг друга, сопоставлять  свою  точку  зрения  с  другой, умение  формулировать и задавать  вопрос).

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, формирование желания выполнять учебные действия; использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основные понятия Сложные слова
Тип урока урок открытия нового материала.
Вид урока урок-исследование.
Методы обучения Проблемный, исследовательский, информационно-коммуникативный
Формы обучения Индивидуальная, фронтальная, групповая
Метапредметные связи Литературное чтение, окружающий мир, математика
Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор
Программное обеcпечение Microsoft Power Point, Microsoft Word
Оборудование: Презентация, учебник “ Русский язык” 3 класс Е.В. Бунеева, рабочая тетрадь, тетрадь по чистописанию, карточки

 

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты УУД
Предметные Универсальные учебные действия
I. Мотивация к учебной деятельности

(3 мин.).

Цели:

– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

– создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

– уточнить тип урока, наметить шаги учебной деятельности.

Включение в деловой ритм.

Устное сообщение учителя

Подготовка класса к работе - К нам на урок сегодня придет гость, а как его зовут, вы узнаете, отгадав загадку:

В шляпе с круглыми полями
И в штанишках до колен
Занят разными делами,
Лишь учится ему лень.
Кто он, быстро отгадай-ка,
Как зовут его?
(Незнайка.)

- Так кто догадался?

 

Уметь оформлять записи в тетради. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (Коммуникативные УУД).

Целеполагание (Регулятивные УУД)

Самоопределение (ЛичностныеУУД)

- Незнайка.

 

- Пришел в гости, чтобы что-нибудь узнать новое от нас.

- Да.

Слайд 2

 

– А почему именно Незнайка пришел к нам?

- Готовы ли вы научить его?

   
- Заранее подготовленные дети рассказывают: Н. Носов родился 23 ноября 1908 года в поселке Ирпень под Киевом в семье актера эстрады. Слайд 3

C детства увлекался радиолюбительством, электротехникой.

Носов в юности работал чернорабочим, торговцем газет, землекопом.

- Может кто из ребят скажет из какого романа-сказки этот герой и кто автор?

(Выставка книг, портрет писателя)

   
Слайд 4

1-я часть— “Приключения Незнайки” — напечатана в 1954 году.

В 1958 написана 2-я часть трилогии — “Незнайка в Солнечном городе”.

В 1965 вышла заключительная часть трилогии — “Незнайка на Луне”.

В 1970 году писатель получил имени Крупской

Слайд 5

К 100летию со дня рождения писателя в 2008г. была выпущена серебряная монета и конверт с изображением портрета Н.Н.Носова.

 

– Кто читал? У кого есть дома? Понравились вам истории о коротышках?

Более подробно о жизни и в творчестве этого писателя вы можете подробно узнать из плакатов.

   
II. Минутка чистописания

(4 мин.)

Предлагает поиграть в игру и отгадать какие буквы надо записать.

Правила посадки при письме.

Дать характеристику этим буквам как звукам.

Работа в тетрадях по чистописанию - Слайд 6 На минутке чистописания Незнайка предлагает поиграть в игру “День – ночь” и вы узнаете какие буквы будем писать.

-Произведение 3 и 5 увеличить на 1 (16)

   
- Буква о обозначает звук гласный, ударный, безударный. Найдите какая буква по счету занимает шестнадцатое место в алфавите?

- Дайте характеристику.

- Запишите эту букву 4 раза.

Считаем далее, закрыли глазки.

От шестнадцати вычесть произведение двух и пяти.

(6)

   
       
 

 

- Буква е обозначает звук гласный, ударный, безударный.

- Когда стоит в начале слова, после гласной, после разделительного ъ и ь знаков.

Найдите какая буква по счету занимает шестое место в алфавите?

- Дайте характеристику.

- В каких случаях буква е обозначает 2 звука?

Запишите эту букву 4 раза

- Подчеркните самую красивую зеленой ручкой.

- В каких орфограммах встречаются эти гласные (в безударных гласных)

Слайд 7

На какие две группы делятся все орфограммы: на гласные и согласные.

Орфограммы гласные – безударные гласные

Орфограммы – согласные – парные, непроизносимые, удвоенные.

   
III. Актуализация знаний и пробное учебное действие

(10 минут)

Цели:

- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

   

Записывают слово и однокоренные слова:

Снег, снежок, снежный

 

 

 

- Разберите по составу.

 

- Откройте тетради и запишите

13 ноября.

Классная работа.

- Когда вы шли в школу, на улице шел снег. Слайд 8

- Какая орфограмма в слове ? (парная согласная в корне слова)

- Разбор слов по составу. Слайд 9

   
 

2 человека у доски пишут слово.

 

 

 

Снегопад - снегапад

- Запишите как называется явление, когда идет снег? Слайд10

- Запишите на доске. Незнайка тоже решил написать это слово.

- Что же получилось, слово написано по-разному.

- Кто прав?

Уметь называть орфограммы с данными буквами.

- Уметь подбирать однокоренные слова и разбирать слова по составу.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).

IV. Фиксация затруднения в деятельности, постановка учебных задач. (2 мин.)

Цели:

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

организовать самопроверку по эталону, самооценку

 

 

Организует выявление места затруднения.

 

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

 

 

 

 

- В одном случае слово написано с буквой –о-, в другом случае с буквой -а-

 

 

 

- Это сложное, интересное, необычное слово.

-Какое затруднение у нас получилось?

 

- Видите, у нас появились разногласия. Давайте решать нашу проблему.

- Что можете сказать об этом слове?

Уметь выбирать букву безударного гласного в приставке. Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

IV. Построение проекта выхода из затруднения

(3 мин)

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- уточнить тему урока.

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства.

Организует постановку цели урока. Под руководством учителя формулируют цель и тему урока.

- Сложные слова.

- Какая тема урока?

Слайд 11

- Какие цели вы поставите себе на уроке?

Уметь ставить цель урока и планировать работу на уроке. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Организует уточнение темы урока.

 

 

 

 

 

Организует составление совместного плана действий

- Мы должны узнать, как называются такие слова в русском языке.

- Как они образовываются.

Какие знания и умения нам понадобятся для этого на уроке?

Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Слайд 12

План:

1. Что такое сложные слова?

2. При помощи чего соединяются корни в сложных словах?

3. Когда в сложных словах пишется соединительная гласная е, а когда о ?

4. Составление схемы-подсказки для орфограммы “Сложные слова”.

V. Реализация построенного проекта

(10 мин)

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

организовать самопроверку по эталону, самооценку.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог. Под руководством учителя выполняют составленный план действий.

Отвечают на вопросы учителя.

Читают задание.

    Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

Организует устранение затруднений. - Снег падает.

 

Два слова.

 

Снег падает.

- Корни.

- Снег пад.

- Давайте узнаем, что обозначает это слово?

- Сколько слов нам понадобилось чтобы составить это слово?

- Какие?

- Какую часть слова взяли у этих слов?

-Какие?

- Как называется действие в математике которое имеет такой же корень как и слово сложные?

Уметь выбирать соединительную гласную и правильно писать ее в словах.

Уметь находить и корректировать свои ошибки.

Организует самопроверку по эталону.

 

Организует динамичную паузу.

- Сложение

 

- Сложили.

 

- Сложные

 

- Гласная о

- Гласная, которая соединяет корни в сложных словах, называется соединительная гласная.

- Так что сделали с корнями слов?

- Как называются такие слова?

Слайд 13

- Какая гласная понадобилась чтобы соединить эти два корня?

- Как называется такая гласная?

Уметь образовывать новые слова путем слияния двух основ.
Физ. минутка для глаз Слайд 14        
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(7 мин)

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. - Записать слова,

вставить нужную букву, выделите в них корни.

- Обозначьте зеленым и синим карандашом звук, на который заканчивается первый корень в словах.

 

- О и Е

- Ответим на следующий вопрос нашего плана. Слайд 15

- На доске два столбика слов:

Вод...пад

звезд..пад

глаз...мер

мор..ход

камн...пад

пеш...ход

Уметь правильно вставлять в слова соединительные гласные. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

- Соединительная гласная  о пишется после твёрдых согласных, а соединительная гласная е пишется после мягких согласных. Проверка по слайду 16 - Какие гласные вы вставили?

- Какой вывод можем сделать?

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(7 мин)

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Выполняют задание самостоятельно в тетради

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.

Выполняют проверку задания. И помогают оценить его выполнение.

Выполняют самооценку по алгоритму.

- Незнайка вам принес тоже задание.

Слайд 17, 18, 19, 20

 

 

 

- Незнайка вспомнил что у него тоже есть подруга имя которой сложное слово, вам загадка:

У хорошенькой малышки
Голубые глазки.
Она очень любит книжки –
И стихи, и сказки.

- Отгадали?

  Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь выполнять работу по предложенному плану (Регулятивные УУД).

- Синеглазка.

Синие глаза.

- Соединительная гласная е.

- Имя Синеглазка образовано от слов синие глаза, при помощи соединительной гласной е.

- от каких слов образовано имя?

- Какая соединительная гласная?

- Кто даст полностью ответ?

 

- Вам Синеглазка дает задание.

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Физ. минутка  

- Защита проектов.

 

Творческий  мини-проект (в группах) 

Составление схемы-подсказки.

Незнайка пришел домой и стал искать у себя дома сложные слова: Если он правильно определил хлопайте в ладоши, а если нет – то топайте:

Утюг, скороварка, посуда, одеяло, пылесос, пароварка, стол, хлебопечка.

 
    Отвечают на вопросы учителя.

- Взаимопроверка – дети обмениваются тетрадями и проверяют выполненную работу.  

Друзья предлагают вам пройти еще испытание:

- Команда девочек из предложенных слов выбирает сложные слова с соединительной гласной о, а мальчики – с соединительной гласной е, записывают их и устно объясняют  значение.

Вод...воз,  пеш...ход,   книг...люб,  рыб...лов,   везд...ход,  каш...вар

- Обменяйтесь тетрадями и  проверьте работу соседа.

 
 

 

 

 

Организует самооценку (методика Цукерман)

“Шкала оценивания”

  • высокий уровень
  • средний уровень
  • низкий уровень
  Дополнительно тест. Слайд 22,23,24

1. Сложные слова у которых:

а) 2 корня.

б) 1 корень

2. В сложных словах соединительные гласные:

а) только о

б) только е

в) о е

3. Гласная о пишется после:

а) твердых согласных

б) после всех согласных

4. Гласная е пишется после:

а) мягких согласных

б )после всех согласных.

Уметь “раскрывать тайну” названия предмета. Происхождение слов.  
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Д/з

(3 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

 

Организует самооценку учебной деятельности.

 

Отвечают на вопросы учителя.

(- Учиться выделять приставки и писать буквы безударных гласных в приставках.

- Да, но нужно ещё потренироваться.)

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Подведём итог.

- Скажите, какова была цель нашего урока?

- Достигли ли мы этой цели? Научились это делать?

- Что мы узнали нового на уроке?

- Что знаем теперь хорошо?

- Что смогли сделать сами?

- Как оцениваете свою работу на уроке? Слайд 25

Молодцы!

Д\з

Слайд 26

с.90, упр.126

  Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

 Самоанализ урока

Критерии

Баллы
1 Целеполагание и мотивация учащихся на предстоящую деятельность 4
2 Дидактическая цель урока реализована 4
3 Содержание изучаемого материала оптимально (научно, доступно) 4
4 Проблемный/исследовательский характер изложения учебного мета риала 4
5 Обучающиеся имели возможность выбора форм и средств работы, вариантов предоставления результатов 2
6 Были созданы условия для актуализации опыта обучающихся, их личностного общения 4
7 Занятия способствовало формированию ключевых компетенций
  в предметной области: умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности в процессе подготовки к уроку каждой группы учащихся 4
  в области информационных технологий: с помощью интернет-ресурсов самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию; организовывать, преобразовывать и презентовать информацию 4
  в проектно-аналитической: умение работать в команде над созданием проектного продукта - урока-исследования 4
  в исследовательской деятельности: умение анализировать и выбирать необходимую информацию 4
  в плане продолжения образования и эффективного самообразования: способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём; осознавать роль и предназначение каждой личности; уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий 4
8 Занятие способствовало развитию качеств личности :
  коммуникативность, способность к эффективному общению, регулированию конфликтов 4
  критическое мышление 4
  креативность, установка на творчество 3
  самостоятельность и ответственность 4
  рефлексивность, способность к самооценке и самоанализу 4
  толерантность, уважение к межкультурными прочим различиям 4
9 Занятия способствовало расширению общекультурного кругозора 4
10 Занятие помогло обучающимся в ценностно-смысловом определении 4
11 Обучающие получили помощь в решении значимых для них проблем 4
12 Педагог сумел заинтересовать обучающихся, владел аудиторией 3
13 Комфортность образовательной среды: создание условий для самостоятельной подготовки учащихся к уроку 4
14 Качество методического обеспечения методы обучения и контроля адекватны возможностями обучающихся 4
15 Психологическая комфортность: благоприятный климат (доброжелательность, личностно-гуманное отношение к обучающимся 4
  Всего баллов: 92

ИТОГО: 92 балла из 96 баллов. Вывод: урок проведен на высоком уровне.