Формы музыкальной деятельности детей в семье. Методы обучения музыке детей в семье

Разделы: Работа с дошкольниками


Музыка в семье может использоваться в виде занятий с детьми и в более свободных формах - как развлечение,самостоятельное музицирование детей. Она может звучать и фоном для другой деятельности. На занятиях с детьми роль взрослого (родителей или педагога) активна: это совместное слушание музыки, совместное музицирование (пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, игры под музыку).

К менее активным формам организации музыкальной деятельности в семье относятся: слушание грамзаписей музыкальных сказок, всевозможных детских спектаклей,музыки к мультфильмам, танцевальные композиции,самостоятельное музицирование детей. Взрослый может очень аккуратно вмешиваться в эту деятельность, лишь чтобы помочь ребёнку переставить музыкальный диск, подобрать мелодию и т.д., показать, как правильно держать или играть на том или ином музыкальном инструменте. Ребёнок должен чувствовать, что ему всегда окажут поддержку, уделят внимание.

Одна из форм музыкальной деятельности, такая как слушание музыки может одновременно взаимодействовать с другой деятельностью – спокойными играми, лепкой и рисованием. Восприятие музыки в таком случае может быть фрагментарным. Музыка просто звучит фоном на таких занятиях. Но и такое восприятие, свободное, не сопровождающееся беседой, полезно для развития и обогащения музыкальных впечатлений дошкольников, накопления слухового опыта. Рекомендуется использовать такое слушание музыки с маленькими детьми, чтобы они привыкали к интонациям различной по стилям музыки.

Музыка может звучать дома и во время проведения утренней гимнастики. В этом случае нужно подбирать лёгкие, танцевальные, ритмичные композиции, доступные восприятию дошкольников.

К основным педагогическим методам относятся: наглядный, словесный, практический. Они также применимы и в музыкальном семейном воспитании детей.

Наглядно-слуховой метод – основной метод музыкального воспитания. Если ребёнок в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика и народная музыка, он, естественно, привыкает к её звучанию,накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности: активных и более пассивных, направленных на непосредственное занятие музыкой и использование её как фона для другой деятельности.

Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. В детском саду для работы с детьми используются обычно крупные по размеру репродукции картин. Дома же имеется возможность показать детям книги с репродукциями картин, иллюстраций. Рассказывая об эпохе, когда была сочинена музыка, взрослые рассказывают детям о народных традициях, обрядах, знакомят их с изображениями предметов быта, одежды. Рассматривая репродукции картин, соответствующих по настроению звучащей музыке, мы обогащаем представления детей об искусстве.

Словесный метод также очень важен. Краткие беседы о музыке, высказывания взрослых помогают ребёнку настроиться на её восприятие, поддерживают возникший интерес. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребёнка на смену настроений, на изменения в звучании: как нежно и печально поёт скрипка, а теперь тревожно и сумрачно зазвучала виолончель, как сверкают и переливаются звуки арфы, вдруг услышали пронизывающие удары барабана, неповторимую звонкость треугольника. Мы обязательно должны обращать внимание на то, как грустно или весело звучит мелодия, чтобы вызвать у ребёнка эмоциональный отклик на музыку.

Практический метод также очень важен. При обучении ребёнка игре на детских музыкальных инструментах, пению, музыкально-ритмическим движениям позволяет ребёнку овладеть определёнными умениями и навыками исполнительства и творчества. Успешность применения всех этих методов зависит от общекультурного и музыкального уровня взрослых, их педагогических знаний и способностей, терпения, желания заинтересовать детей музыкой. Иногда родители, стремясь, чтобы их ребёнок достиг непременно наивысших результатов, например, в игре на музыкальном инструменте, заставляют его подолгу заниматься: играть упражнения, этюды. Если ребёнок не справляется с заданиями, то его наказывают. Любой насильственный метод неприемлем в воспитании, тем более на занятиях музыкой и искусством в целом. К сожалению, некоторые учителя музыкальных школ или студий, занимаясь с маленькими детьми, допускают излишнюю строгость, требовательность, не учитывая желаний и возможностей ребёнка. Это часто приводит к тому, что даже одаренные дети теряют интерес к музыкальным занятиям,а иногда и к музыке вообще. У детей надолго закрепляются отрицательные эмоции, полученные во время учёбы,которые порождают затем негативное отношение к музыке.

Педагог должен суметь убедить родителей в том, что только заинтересованностью можно добиться успеха в музыкальном развитии детей. Нужно широко использовать игровые ситуации, соблюдать меру в занятиях, следить, чтобы дети не переутомлялись, не начинали скучать.

Необходимо учитывать, что дошкольники не в состоянии подолгу заниматься одним делом, требуется смена музыкальной деятельности, применение разных её видов, использование наглядности.

Известно, что заинтересовать детей чем-либо взрослый может только тогда, когда он увлечён сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постоянно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передаётся и малышам. Потому очень важна культура общения взрослого с детьми.

Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребёнок должен чувствовать себя защищённым, любимым в семье. Он должен находиться в благоприятных положительными эмоциями окружении.